Русская Философия: Очерк Классического Евразийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 17:07, реферат

Описание

Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву столетиями складывавшихся крайне тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами

Работа состоит из  1 файл

Русская Философия Очерк Классического Евразийства.docx

— 32.05 Кб (Скачать документ)

Кофнер Юрий

Студент II ИВЭС

Председатель 

Клуба Евразийской  Интеграции

МГИМО (У) МИД России 

Русская Философия: Очерк  Классического Евразийства

“Сегодня  идеи евразийцев постепенно осваиваются в  сознании современных  людей. 
Ибо чувствуется необходимость в консолидации евразийских сил. 
И здесь, в этом слагающем компоненте, центральное место занимает Россия”. 
Чингиз Айтматов. Москва. 2003 г.
 

“В  долгосрочной перспективе  евразийской интеграции альтернативы не существует”. 
Нуруслтан Назарбаев. “Евразийский экономический союз”. Астана. 2009 г.
 

     Распад  Советского Союза и последовавший  за ним «парад суверенитетов» привели  к разрыву столетиями складывавшихся крайне тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами.[1]

     Отрицательные последствия этого процесса очевидны – неонацистские марши в Прибалтике и на Украине, срыв межэтнического напряжения, всеобщее вытеснение русской культуры. И что опаснее – потеря культурно-духовной идентичности и моральных устоев целого поколения.

     Несмотря  на все сложности, которые наши народы испытывали в постсоветский период, во многих сферах, с недавнего времени, начал стремительно ускоряться естественный и неизбежный процесс евразийской  реинтеграции.

     В 2010 году был создан Таможенный союз двух преимущественно славянских (Беларусь, Россия) и одного преимущественно  тюркского государства (Казахстан).[2] К 2012 году планируется превращение  его в Единое экономическое пространство, а также, скорое присоединение к  нему Киргизии и Таджикистана.[3] Начиная  с 2010 года, не меньше повода для надежды  дает улучшение отношений между  Россией и Украиной.[4]

     В странах СНГ идет поиск национальной идеи, часто бросающий вызов процессам  стандартизации и вестернизации нашего общества. Появилась острая необходимость найти ответы на извечные философские вопросы: “Какое должно быть соотношение между личностью и обществом?”, “Кто такой русский человек и какая у него роль в мире?”, “Какое у нас предназначение?”, и т.д.

     Одна  из теорий, старающейся давать адекватные ответы на все эти вопросы, есть философия  классического евразийства. Соображения евразийцев все больше и больше распространены среди интеллектуальной элиты России и стран СНГ. Оно представляет собой основную идеологийную силу, стоящей за движением постсоветской реинтеграции.

     К сожалению, основные массы населения  еще не имеют четкого представления  о взглядах этой дотоле достаточно таинственной философии, и если имеют, то часто ложное, из-за урона ее репутации, нанесенное русскими ультра-правыми и консерваторами.[5] Целью этой работы, является наиболее кратким и доступным образом раскрыть основные положения евразийства, как отечественной философской школы.

Глава 1. Определение основной терминологии 
1.1. Евразийство

 
“Философия евразийства есть именно философия организационной идеи”. 
Петр Савицкий. “Евразийство как исторический замысел”. 1933 г.
 

     Евразийство — философско-политическая концепция, получившая свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей России-Евразии — уникального “континента”, возникшего на территории “центрального” домена Евразийского континента. Евразийское движение расцветало в среде белой эмиграции в 1920—1930-е гг. и после распада СССР переживает свое второе рождение.[6]

     Отцами-основателями евразийства считается целая плеяда отечественных ученых, мыслителей, общественных деятелей: Филолог князь Николай Трубецкой, географ и экономист Петр Савицкий, богослов Георгий Флоровский, музыковед Петр Сувчинский, калмыцкий ученный Эренджен Хара-Даван[7], историк Георгий Вернадский, сын общеизвестного естествоведа.

     Основной  и бесценный вклад в развитие философии внес русский историк, этнолог, основатель теории пассионарности — Лев Гумилёв.

В наше время, евразийство заново получило широкое распространение, и наиболее известными ее представителями являются: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, киргизский писатель Чингиз Айтматов, политолог Игорь Панарин, генерал-майор России Александр Владимиров.

     Также, непосредственное влияние на геополитические  доводы евразийской философии имели  труды зарубежных ученых: Немецкий географ и социолог Карл Хаусхофер, географ и государственный советник Великобритании Хэлфорд Маккиндер, американские политологи Самюэль Хантигтон[8] и Збигнев Бжезинский[9].

     Представляется  интересным добавить, что, хотя сами не осознавая это, большая часть  истеблишмента и интеллигенции  стран СНГ в своих взглядах или действиях поддерживает идеи евразийства. 

1.2. Россия — Евразия 

“Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой  особый географический мир”. 
Петр Савицкий. “Географические и геополитические основы Евразийства”. 1933 г.
 

     Россия–Евразия, в понимании евразийцев – это  отдельный континент, географические, этнокультурные, политико-экономические  границы которого обусловлены рядом факторов. Для разграничения понятий, П. Савицкий вел термины “Eurasia maior” и “Eurasia minor”[10].

     “Eurasia maior”, или “Евразия Большая” – это чисто географическое определение и представляет собой остров-материк Евразия, частью которого составляют “полуострова” Европа, Ближний Восток, Индия, Восточная Азия, Африка. “Eurasia minor”, или “Евразия Великая” – это отдельный континент-цивилизация внутри континента географического. Так как его основу составляют русский этнос, культура, история и язык, он получил название “Россия-Евразия”.

     В географическом понятии, Россия-Евразия  – это территория постсоветского пространства, т.е. историческая сфера  влиянии России.[11]

     Необходимость создания этого термина обусловливается  тремя доводами евразийцев:

     Во-первых, благодаря ряду обстоятельств, народы, населяющие евразийское пространство, более тесно взаимосвязаны, по менталитету, по культуре, по поведению, по обычаям  и традициям, между собой, чем  с народами, находившимися вне  этой территории.[12] Например – русский  казаху ближе, чем германцу, и наоборот, казах русскому ближе, чем арабу  или китайцу. Л. Гумилёв определил это явление как “этническую комплиментарность”. Нации и национальности России-Евразии, хоть и имеют между собой кое-какие различия, в совокупности образуют единый обособленный евразийский “сверх-этнос”, состоящий их восточнославянских, угро-финнских, тюркских, монгольских, и прочих этносов.[13]

     Во-вторых, по мнению евразийцев, евразийскому пространству свойственен исторический, естественный и неизбежный процесс интеграции. Процесс этот идет циклически и подлежит большим колебаниям. В своей истории  территория России-Евразии была объединена уже четырехкратно разными этносами: 1. Скифами, 2. Тюрками, 3. Монголами, и, 4. Русскими. [14]

     В-третьих, основываясь на сверхэтнической целостности своих народов и их внутренней тяге к объединению, русско-евразийская цивилизация различается от соседних ей цивилизаций: от европейско-католической, от арабско-мусульманской, от азиатской (китайско-конфуцианской и японско-синтоийской). В то же время, Россия-Евразия, являясь “третим миром Старого Света, не составная часть ни Европы, ни Азии, но отличная от них и в то же время им соразмерная”, органически соединяет в себе элементы Запада и Востока. Более того, по убеждению евразийцев, в ней преобладает не европейское, а азиатское (туранское), более органическое для нее начало. [15] 

Глава 2. Этапы становления  и развитая евразийства 
2.1. Истоки

 
“Нетрудно убедиться, что между Европой  и Россией 
во всех отношениях прямая и полная противоположность”. 
Николай Данилевский, “Россия и Европа”. 1871 г.

     
    Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как: Константин

Леонтьев, Николай  Страхов, Николай Данилевский, Иван Ильин, Николай Бердяев. Славянофильство  появилось в 40—х годах 19—го века, представители которого отрицали линейную интерпретацию мирового развития и верили в самобытность русской культуры, возникшую на духовной почве православия. Данное течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.[16]

     Н. Данилевский, противопоставляя Россию и Европу, ввел понятие “культурно-исторического  типа” – как объяснения различия между русским и европейцем, выделяя  романо-германский и греко-византийский типы как противостоящие друг другу  и обусловленные всем ходом исторического  развития.[17]

     Однако, славянофильство в некоторых своих тезисах значительно отличается от убеждений евразийцев:

     Во-первых, славянофилы не приняли во внимание климатические и географические факторы, формирующие народный менталитет и определяющие геостратегические особенности евразийского домена.

     Во-вторых, в отличие от славянофилов, нововведением  евразийцев, является то, что они  ставили акцент на тесные связи России с азиатско-тюркском миром, и придавали особое значение исторически-культурному влиянию Востока на русско-евразийскую цивилизацию в целом.[18] 

2.2. Возникновение

 
“Евразийство есть российское пореволюционное политическое, идеологическое и духовное движение, утверждающее особенности культуры Российско-Евразийского мира”. 
Георгий Вернадский. “Евразийство: декларация, формулировка, тезисы”. 1932 г.
 

“В  истоках своих, телесную организацию евразийская  культура унаследовала как от Древней  Руси, так и от великой державы  Чингисхана. Культура эта проникнута христианскими  традициями Византии и влиянием духовных заветов религий  Азии. Сочетание этих элементов образовало величие Московской Руси, татарской, в  основном, по своей  материи, восточной  и византийской по своему духу”. 
Георгий Вернадский. “Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы”. 1932 г.
 

     Евразийство возникло в 20—30-е гг. 20-го века, внутри интеллигенции белой эмиграции, разочаровавшейся итогами Октябрьской революции. В политическом отношении евразийцы признавали закономерность ее, и Советской власти в целом, как органичного проявления евразийской цивилизации. В то же время, они решительно отвергали материалистическую и воинственно-атеистскую философию марксизма, административно-плановое ведение хозяйства, ленино-сталинский тоталитаризм, как крайне деструктивные последствия насильственного насаждения западных ценностей на самобытную евразийскую культуру.[19]

     Начало  евразийской философии положил  сборник Н. Трубецкого, П. Савицкого, Г. Флоровского, и П. Сувчинского – “Исход к Востоку” (1921). Развивая и дополняя мысли поздних славянофилов, и жившие в атмосфере русской революции, авторы провозглашали существование русско-евразийской культуры – как симфонической личности – представляющей собой синтез начал Востока и Запада.

     С самых начал, школе евразийства присущи два характерных свойства:

     Во-первых, евразийцы придавали исключительное значение исследованию истории степных  народов Евразии и их воздействия  на русскую стихию. П. Савицкий считал, что русские унаследовали от монгол “чувство континента”. Он рассматривал Монгольскую империю геополитической предшественницей Российской Империи и Союза ССР.[20] Более того, вместе с Н. Трубецким, они переосмыслили последствия татаро-монгольского нашествия в позитивном ключе. Они считали “иго”, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по их мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе. В том числе, они высоко ценили религиозную терпимость монгол, противопоставляя её католической агрессии Запада.[21]

     Во-вторых, геополитический аспект учения основывался  на продолжении выводов известных  зарубежных географов – на научной  концепции “Хартленда” Х. Маккиндера [22] и на теории “Континентального блока” К. Хаусхофера [23].

     Наизначимый вклад в развитие евразийства, как политического движения, внес историк и востоковед Георгий Вернадский, который стоял за написанием “Декларации Евразийства” (1932). 

2.3. Классическое евразийство

 
“Знаю одно и скажу  вам по секрету, что  если Россия будет  спасена, 
то только как евразийская держава и только через евразийство”. 
Лев Гумилёв Предсмертный интервью. “Социум”. 1992 г.
 

Информация о работе Русская Философия: Очерк Классического Евразийства