Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 17:07, реферат
Распад Советского Союза и последовавший за ним «парад суверенитетов» привели к разрыву столетиями складывавшихся крайне тесных социально-политических, экономических и культурных связей между бывшими союзными республиками, а ныне – независимыми государствами
Исключительно важный и плодотворный этап в развитии русской исторической и философской мысли евразийства венчают труды гении мирового масштаба – Льва Николаевича Гумилёва. Со своей пассионарной теорией этногенеза, он дал ей структуру и существенно расширил научную школу евразийцев. Согласно этой концепции, история развивается не линейным образом, а циклически, и, в зависимости от накапливания или растраты своей пассионарной энергии, народы и цивилизации находятся либо на фазе своего подъема, зрелости или упадка. В этом подходе Гумилёв не только новым уникальным образом находить ответы на многие вопросы истории, но и продолжает критику славянофилов и ранних евразийцев в отношении евроцентризма и линейного пути развития.
Лев Николаевич доказал суперэтническую целостность народов России-Евразии, которая складывается, среди прочего, и, прежде всего, из общности климата и ландшафта, и, из положительной комлиментарности взаимотяготеющих ее этносов.[24]
Для него, взаимодействие Золотой Орды и Руси было выгодным политическим союзом, прежде всего, для Руси. По его мнению, упадок Руси начался еще до нашествия, и он считал, что отношения между Ордой и русскими княжествами следовало бы называть вовсе не “игом”, а наоборот – «симбиозом».[25]
Гумилёву,
являясь по истине великим русским
космистом, принадлежит та устремленная
в будущее мысль и пафос, которая вполне
может служить опорой и для современных
теоретических изысканий, и практических
действий.
2.4. Современное евразийство
“Движение к евразийскому
единому экономическому
пространству идет весьма
успешно. Закладывается
программа действий
на ближайшие годы.
Это настоящая
экономическая интеграция:
честная, прозрачная
и, надеюсь, весьма выгодная
для наших народов”.
Дмитрий Медведев на
саммите ЕвразЭС. Москва. 2010
г.
Идеи евразийцев, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены и получили широкое распространение к началу XXI века. После распада Советского Союза начался центробежный процесс отдаления государств периферии от российской метрополии. В краткосрочном промежутке это явление естественно и неизбежно, что объясняется рядом обстоятельств. По теории этногенеза – Россия-Евразия в 80—90-е гг. 20-го века прошла стадию перегрева и упадка. Однако в долгосрочном периоде, когда брошенный в свое время лозунг – “берите суверенитета, сколько съедите” – выработает свой ресурс, и процесс раздробленности проидет свой пик, в силу снова вступит гораздо более естественный и неизбежный ход реинтеграции. По убеждению евразийцев, это есть аксиома евразийской истории и политики.[26]
В
настоящее время, в атмосфере
суверенизации и эмансипации
народов постсоветского пространства,
евразийское направление
Во-первых, в поисках национальной идентичности, другие страны СНГ, находя ответ в евразийстве, отходят от идеи главенствующей роли русских и русской культуры, и приходят к представлению максимального равноправия всех этносов евразийского пространства в историческом процессе объединения. Продолжая заветы ранних евразийцев, в ее новой интерпретации отсутствует мистическая составляющая о священной собирательной миссии русского народа. Этому свидетельствует хотя бы то, что наиболее активным и известным представителем нового евразийства является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.[27]
Во-вторых, современное евразийство отличается умеренностью и рациональностью, проявляясь в выработке конкретных шагов, необходимых для свершения интеграции постсоветского пространства. Выражением этой новой прагматичности, является тот факт, что в политико-экономическом плане, движение впитывает в себя опыт государственного строительства европейского дома. Естественно, с адаптацией его на евразийские реалии.
По мнению современных евразийцев, таких как: А. Владимиров, И. Панарин и Н. Назарбаев, новая интеграция, если она хочет быть успешной, должна включить два важных принципа:
Во-первых,
сначала экономическая
Во-вторых, многоярусная и разноскоростная интеграция, т.е. принятие во внимания степени готовности или неготовности страны к объединению. Этому принципу соответствует возникновение самых разнообразных интеграционных организаций – от военных (ОДКБ), экономических (ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП), до общеполитических и гуманитарных (ШОС, СНГ), где каждый интеграционный уровень выполняет свою задачу.[28], [29]
На
практике, конечной целью современных
евразийцев, кроме социального устройства
мира России-Евразии, является создание
Евразийского Союза (ЕАС).[30]
Заключение
“О, Русь
Наш путь – степной!
Пусть ночь. Домчимся.
Озарим кострами
Степную даль.”
Александр Блок. “На
поле Куликовом”. 1908
г.
“Сознание
единства судьбы и
единства целей национального
строительства
России–Евразии рождает
явление общего всем
национальностям Союза
патриотизма-национализма
– называемого евразийским”.
Георгий Вернадский.
“Евразийство: декларация,
формулировка, тезисы”. 1932
г.
Итак, мы видим, что евразийство прошло нелегкий путь от теоретических историософских начинаний, к полноценному практическому применению.
В области философской мысли, эта концепция позволяет достаточно полно понимать историю России-Евразии, а на практике евразийской интеграции зримые достижения уже налицо, которые, с течением времени, будут только приумножаться.
Представляется, что идея создания Евразийского Союза (ЕАС) способна выступить глобальным отечественным геополитическим проектом развития в ХХI веке, интегральной национальной идеей русского и союзных ему народов России-Евразии, успешно противостоящей натиску западной культуры.[31]
Поэтому очевидно, что у евразийства не просто большое будущее – в ближайшей и отдаленной перспективе ему нет просто альтернативы, ни в теоретическом, ни в практическом плане. Евразийство – это путь сотрудничества, взаимопонимания, равноправия больших и малых народов.
_______
1.
Парамонов В.В. Сотрудничество
в рамках СНГ в сфере
безопасности: современное
состояние, основные
проблемы и рекомендации (на
примере России и стран
Центральной Азии). http://www.ceasia.ru/.
Москва. 2011 г.
2. ЕвразЭС. Три президента
создают новый союз. http://www.evrazes.com/smi/
3. ЕвразЭС. Единое экономическое
пространство (ЕЭП). http://www.evrazes.com/
4. Википедия. Российско-украинские
отношения. Москва. 2011
г.
5. Умланд А. Постсоветские
правоэкстремистские
контрэлиты и их влияние
в современной России. http://www.intelros.ru/
6. Демин В.Н. Жизнь замечательных
людей: Лев Гумилёв.
Москва. 2008 г.
7. Хара-Даван Э. Русь
монгольская: Чингис-хан
и монголосфера. Белград. 1929
г.
8. Хантингтон С. Столкновение
цивилизаций. Нью-Йорк. 1993
г.
9. Бжезинский З.К. Великая
шахматная доска. Нью-Йорк. 1998
г.
10. Савицкий П.Н. Географические
и геополитические основы
Евразийства. Прага. 1933
г.
11. Гумилёв Л.Н. Евразийская
хроника. Лениград. 1989
г.
12. Вернадский Г.В. Евразийство:
декларация, формулировка,
тезисы. Прага. 1932 г.
13. Гумилёв Л.Н. Этногенез
и биосфера земли. Ленинград. 1990
г.
14. Савицкий П.Н. Евразийство
как историческая замысел.
Прага.1927 г.
15. Там же.
16. Липич Т.И. К характеристике
славянофильства. Моска. 2008
г.
17. Данилевский Н.Я. Россия
и Европа. Санкт-Петербург. 1871
г.
18. Трубецкой Н.С. Исход
к Востоку. Прага. 1921
г.
19. Вернадский Г.В. Евразийство
и коммунизм. Прага.1930-е
гг. (?)
20. Савицкий П.Н. Утверждение
евразийцев: Степь и
оседлость. Берлин. 1922
г.
21. Трубецкой Н.С. О туранском
элементе в русской
культуре. Берлин. 1925
г.
22. Маккиндер Х. Географическая
ось истории. Лондон. 1904
г.
23. Хаусхофер К. Континентальный
блок: Центральная Европа
– Евразия – Япония.
Мюнхен. 1941 г.
24. Гумилёв Л.Н. Ритмы
Евразии. Санкт-Петербург. 1992
г.
25. Рыбаков С.П. Образ
Александра Невского
в трудах евразийцев.
Москва. 2008 г.
26. Задорин И.В. Интеграционные
ориентации населения
стран СНГ: динамика
и перспективы. Москва. 2008
г.
27. Назарбаев Н. Перспективы
евразийской интеграции.
Астана. 2004 г.
28. Назарбаев Н. Проект
Евразийского Союза:
проблемы и перспективы
интеграции. Астана. 2009
г.
29. Владимиров А.И. Концептуальные
основы национальной
стратегии России. Москва. 2007
г.
30. Медведев Д.А. на саммите
ЕвразЭС: “Наша финальная
цель – создание Евразийского
Союза”. http://www.1tv.ru/news/polit/
31. Панарин И.Н. Интеграция
Евразии на основе духовности. http://zavtra.ru/cgi//veil//
Информация о работе Русская Философия: Очерк Классического Евразийства