Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:10, реферат

Описание

Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов

Работа состоит из  1 файл

Русская философия.docx

— 41.85 Кб (Скачать документ)

Русская философия

Россия намного  позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к  философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки  самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.  
 
В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:  
* Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.  
* Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.  
 
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".  
Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.  
 
Черты русской философии  
* Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.  
* Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.  
* Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.  
* Интерес к проблемам философии истории.  
* Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.  
* Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию. 

Периодизация  истории русской  философии

В истории русской  философии выделяют следующие этапы:  
 
* Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века.  
* Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.  
* Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.  
* Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.  
* Систематический период - конец XIX - начало XX века.  
* Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.  
* Современная русская философия.  
 
Начальный период в русской философии 

 
Начало философии в России трудно зафиксировать, потому что она не имеет такой чёткой выраженной формы, как западная философия. Принято  считать, что элементы философской  мысли наличествуют уже в труде  митрополита Илариона "Слово о законе и благодати" (X век), в котором предпринята попытка философской рефлексии по поводу предназначения Руси, роли Православия в её жизни. В формировании русской философии, характерной чертой которой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма.  
Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, выполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.  
 

Русское Просвещение  

 
Просвещение - этап в культурной истории  большинства государств, которые  проходят его в разное время. В  России период Просвещения совпал с  европейским Просвещением, родиной  которого считают Францию. Он приходится на конец XVIII - начало XIX века. Сущность Просвещения - в убеждении, что все беды государства и его граждан происходят от невежества и необразованности народа. Средства, употребляемые для искоренения невежества и необразованности, почти везде одинаковы: повышение образовательного уровня, критика религии и церкви, критика монархии и пропаганда идеалов республиканского государственного устройства, активная книгоиздательская деятельность. Просвещение, как правило, всегда связано с политическими и экономическими реформами.  
 
 
Черты русского Просвещения  
Русское Просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным:  
* Оно было инициировано "сверху". Русская императрица Екатерина Великая, воодушевлённая просветительским движением во Франции, поощряла и направляла подобную деятельность в своей стране.  
* Оно не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви.  
* Оно не было направленно против самодержавия.  
* Русское Просвещение не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв.  
 

Основные  течения в русском  Просвещении 
В философии русского Просвещения выделяют несколько проблемных направлений:  
* Просветительское, представленное такими деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев.  
* Русское "вольтерианство", представленное Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным, Д.Голициным.  
* Социологическое направление, основными представителями которого считают М.Щербатова, Д.Аничкова, Я.Козельского.  
* Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц, И.Елагин, Н.Карамзин.  
* Направления, занимающиеся переводом и адаптированием к российским условиям новейших западных философских учений: Лейбница, Фихте, Шеллинга.  
 

Славянофильство

 
Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в  фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические  и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к  пределу своего развития, он уже  не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут  предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.  
 
Черты философии славянофилов

* Славянофильство  имеет глубинную связь с религией  и рассматривает православную  религию и церковь в качестве  основы всех философских и  социологических построений.  
* Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада - рациональности.  
* Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.  
* Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.  
* Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.  
* Все представители славянофильской философии были убеждены, что православная вера определяет и политическую, и экономическую, и нравственную жизнь, а также мыслительную деятельность.  
 
Эволюция славянофильства 

В развитии славянофильства  можно выделить три периода:  
* Ранний период, представленный И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.  
* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.  
* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.  
 

Западничество

 
Западничество - противоположное славянофильству  течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что  в центральном мировоззренческом  споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.  
Западники, как и славянофилы, признавали, что история и современность России несхожи с западной историей и современностью, однако причины этой несхожести они толковали иначе, и, что самое главное, их оценка русской самобытности была отрицательной.  
Корень расхождения славянофилов и западников - вопрос о возможности рациональной философии, национальной духовности. Западники были убеждены, что есть одна философия, а историко-философский процесс разворачивается таким образом, что на разных его этапах роль лидера принимает определённая национальная философия, выражающая тенденции универсальной философии. Но говорить о специфической русской философии, которая по предмету и методам отлична от западной философии, по мнению западников, неправомерно.  
 
Черты философии западничества:  
 
* Западники были или атеистами, или симпатизировали католической и протестантской религии. Православие, по их убеждению, повинно в массовом невежестве народа и в отсталости России.  
* Причину плачевного состояния России западники усматривали в упорном нежелании признать, что существует только одна линия исторического развития, проложенная западной цивилизацией. Россия должна усвоить европейский опыт, европейскую науку и философию.  
* Идеалом философии для западников была рационалистическая философия, основы которой заложил Декарт. По мнению западников, последовательная рационализация политической, экономической, социальной жизни приведёт к установлению идеального общественного устройства.  
* Большинство западников критиковали монархический строй, были сторонниками социализма или политического либерализма.  
* Самой удивительной чертой, характерной почти для всех представителей западничества, является тот факт, что после знакомства с реальной жизнью на Западе (как это было у Герцена), или в результате интенсивной умственной работы (как это было с Чаадаевым), западники разочаровываются в своих взглядах.  
 

Русские революционные демократы

В середине XIX века в России происходят изменения в  социальной структуре общества, связанные  с появлением нового слоя - разночинства. Разночинцы (буквальное значение - выходцы из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников.  
Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на патерналистскую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права.  
По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей.  
Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.  
 
 
Основные черты философии революционных демократов  
 
* Философский скептицизм: революционеры-демократы легко переходили от одной философии к другой, в зависимости от того, как её можно приспособить для нужд революционной борьбы.  
* Все представители этого течения были материалистами и позитивистами в философии. 
* Философский и политический нигилизм: тотальное отрицание не только существующих философских и политических форм, но и вообще возможности существования каких-либо устойчивых, абсолютных политических, нравственных, философских и т.п. ценностей. Нигилизм - основа революционной идеологии.  
* Склонность к анархизму: неустойчивость и подвижность разночинства как социального строя вызвала к жизни и соответствующее мировосприятие, стремление абсолютизировать беспорядок, превратить мир в своеобразный хао-космос.  
* Идеология революционного демократизма прямо противоположна духу русской философии, она является западнической по своей сути, ибо не признаёт центрального пункта русской идеи: мистического характера Православия.  
 
 
Философия Владимира Соловьёва  
(1853-1900) 
 
 
Творчество Владимира Соловьёва многогранно, однако именно философия выступает краеугольным камнем его мировоззрения. У него есть работы по богословию, истории церкви; ему не был чужд талант литератора; он писал много статей и памфлетов на злобу дня. Сын известного русского историка Сергея Соловьёва, он с раннего возраста был погружен в интеллектуальную атмосферу того времени. И уже к 17-летию обнаружил в себе несомненный философский талант. Соловьёва считают первым систематиком в русской философии. Его можно идентифицировать как славянофила, ибо он довел до логического завершения те идеи, которые были высказаны Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже при жизни называли "Русским Платоном", "Пушкиным русской философии" и другими лестными эпитетами.  
 
Основные философские труды Владимира Соловьёва 

Информация о работе Русская философия