Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:10, реферат
Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов
Русская философия
Россия намного
позже, чем другие страны, вступила
на путь философской образованности.
Лишь к концу XVIII века интерес к
философии у представителей русского
Просвещения становится постоянным,
появляются переводы на русский язык
трудов европейских философов Нового
времени, предпринимаются попытки
самостоятельного философствования. Расцвет
русской философии приходится на XIX век,
когда впервые появляются утверждения
о том, что русская философия представляет
собой оригинальный тип философствования,
отличающийся от западного и восточного
типов.
В отношении русской философии в философской
историографии существует две крайние
позиции:
* Не существует особой, оригинальной русской
философии со своим предметом и специфическими
методами. Правильнее говорить не о русской
философии, а о философии в России.
* Русская философия отличается от остальных
типов философии своим предметом, методами
и целями. Она не "вписывается" в исторический
ряд западноевропейской философии.
Изучение источников по русской философии
позволяет склониться в пользу второй
позиции, обосновывающей существование
русской философской мысли, обладающей
принципиально отличными от западной
философии чертами. Эти черты можно увидеть
уже в предмете русской философии. Несмотря
на внешне различные формулировки, большинство
определений предмета русской философии
примерно таково: "Предметом русской
философии является "русская идея",
под которой понимают размышления о том,
что есть Россия и каково её предназначение
в мировой истории".
Русская философия, таким образом, занимается
рефлексией по поводу сущности всего русского,
его связи с универсальным, мировым духом.
Русские философы, исследуя русскую идею,
вкладывают в неё различное содержимое.
Черты русской философии
* Неразрывная связь философии с православной
религиозной традицией.
* Более позднее, чем на Западе, конституирование
философии в самостоятельное знание.
* Второстепенность гносеологических
проблем перед онтологическими. Критика
"логоцентризма" в теории познания,
стремление выработать идеал цельного,
непосредственного познания.
* Интерес к проблемам философии истории.
* Отчётливо выраженное доминирование
моральной установки, стремление включить
нравственность в число критериев познания
и практики.
* Критика западной культуры и западной
философии за их одностороннюю, рационалистическую
ориентацию.
Периодизация истории русской философии
В
истории русской
философии выделяют
следующие этапы:
* Становление русской философии (философский
пролог) - X-XVIII века.
* Философия русского Просвещения - конец
XVIII - начало XIX века.
* Формирование славянофильства и западничества
в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
* Философия русского политического радикализма
- 50-70-е годы XIX века.
* Систематический период - конец XIX - начало
XX века.
* Философия русского зарубежья - 20-40-е
годы XX века.
* Современная русская философия.
Начальный
период в русской философии
Начало философии в России трудно
зафиксировать, потому что она не
имеет такой чёткой выраженной формы,
как западная философия. Принято
считать, что элементы философской
мысли наличествуют уже в труде
митрополита Илариона "Слово о законе
и благодати" (X век), в котором предпринята
попытка философской рефлексии по поводу
предназначения Руси, роли Православия
в её жизни. В формировании русской философии,
характерной чертой которой является
осмысление сущности Православия, большую
роль сыграла Византия и традиции восточного
неоплатонизма.
Значительным событием в период становления
предмета и проблематики русской философии
является полемика между "иосифлянами"
и "нестяжателями", развернувшаяся
в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические
и организационные проблемы православной
религии и церкви, но и собственно философские
вопросы. "Нестяжатели", духовным
лидером которых был Нил Сорский, выступали
против участия церкви в мирских делах,
занятий хозяйственной деятельностью
и призывали монахов и иерархов сосредоточиться
на духовной работе, выполнять роль духовных
пастырей. Суть философии "нестяжательства"
- исихазм, то есть уединенное и молчаливое
мистическое созерцание божественных
откровений. "Иосифляне" - сторонники
Иосифа Волоцкого - напротив, выступали
за активное участие церкви в политике,
упор делали не на тихом созерцании Бога,
а на внешнем благочестии. Этот спор закончился
победой иосифлян.
Русское
Просвещение
Просвещение - этап в культурной истории
большинства государств, которые
проходят его в разное время. В
России период Просвещения совпал с
европейским Просвещением, родиной
которого считают Францию. Он приходится
на конец XVIII - начало XIX века. Сущность
Просвещения - в убеждении, что все беды
государства и его граждан происходят
от невежества и необразованности народа.
Средства, употребляемые для искоренения
невежества и необразованности, почти
везде одинаковы: повышение образовательного
уровня, критика религии и церкви, критика
монархии и пропаганда идеалов республиканского
государственного устройства, активная
книгоиздательская деятельность. Просвещение,
как правило, всегда связано с политическими
и экономическими реформами.
Черты русского Просвещения
Русское Просвещение имеет ряд особенностей
по сравнению с западным:
* Оно было инициировано "сверху".
Русская императрица Екатерина Великая,
воодушевлённая просветительским движением
во Франции, поощряла и направляла подобную
деятельность в своей стране.
* Оно не носило атеистического характера,
не содержало принципиальной критики
религии и церкви.
* Оно не было направленно против самодержавия.
* Русское Просвещение не затронуло народные
массы, а ограничилось просвещением привилегированных
слоёв.
Основные
течения в русском
Просвещении
В философии русского Просвещения выделяют
несколько проблемных направлений:
* Просветительское, представленное такими
деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан
Прокопович, В.Татищев.
* Русское "вольтерианство", представленное
Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным,
Д.Голициным.
* Социологическое направление, основными
представителями которого считают М.Щербатова,
Д.Аничкова, Я.Козельского.
* Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц,
И.Елагин, Н.Карамзин.
* Направления, занимающиеся переводом
и адаптированием к российским условиям
новейших западных философских учений:
Лейбница, Фихте, Шеллинга.
Славянофильство
Славянофильство, как духовное явление,
выходит за рамки философии, однако
именно славянофильская идея составляет
основу оригинальной русской философии.
Оно возникло как реакция на западничество,
утверждавшее, что, только следуя в
фарватере западной цивилизации, Россия
может решить свои политические, экономические
и прочие проблемы. Славянофильство
(в буквальном смысле: любовь к славянству)
убеждено, что Запад подошел к
пределу своего развития, он уже
не может дать ничего нового и только
славянский этнос и Россия в особенности,
опираясь на идеи Православия, могут
предложить ориентиры и ценности
для дальнейшего развития человечества.
Черты философии славянофилов
* Славянофильство
имеет глубинную связь с
* Для него характерна резкая квалифицированная
критика западной культуры и западной
философии. Острие этой критики направлено
против основополагающего мировоззренческого
принципа Запада - рациональности.
* Для философии славянофильства характерна
такая черта, как идея целостности духа.
Не только мир и человек являются целостными,
но и познание. Чтобы понять мир, познание
должно быть цельным, а не раздробленным
на логические фрагменты.
* Общим метафизическим принципом бытия
в славянофильской философии является
соборность, под которой понимают множество,
силой любви объединённое свободное и
ограниченное единство.
* Славянофилы противопоставляли внутреннюю
свободу и внешнюю необходимость.
* Все представители славянофильской философии
были убеждены, что православная вера
определяет и политическую, и экономическую,
и нравственную жизнь, а также мыслительную
деятельность.
Эволюция славянофильства
В развитии славянофильства
можно выделить три периода:
* Ранний период, представленный И.В.Киреевским,
А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.
* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.
* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев,
Н.Страхов.
Западничество
Западничество - противоположное
Западники, как и славянофилы, признавали,
что история и современность России несхожи
с западной историей и современностью,
однако причины этой несхожести они толковали
иначе, и, что самое главное, их оценка
русской самобытности была отрицательной.
Корень расхождения славянофилов и западников
- вопрос о возможности рациональной философии,
национальной духовности. Западники были
убеждены, что есть одна философия, а историко-философский
процесс разворачивается таким образом,
что на разных его этапах роль лидера принимает
определённая национальная философия,
выражающая тенденции универсальной философии.
Но говорить о специфической русской философии,
которая по предмету и методам отлична
от западной философии, по мнению западников,
неправомерно.
Черты философии западничества:
* Западники были или атеистами, или симпатизировали
католической и протестантской религии.
Православие, по их убеждению, повинно
в массовом невежестве народа и в отсталости
России.
* Причину плачевного состояния России
западники усматривали в упорном нежелании
признать, что существует только одна
линия исторического развития, проложенная
западной цивилизацией. Россия должна
усвоить европейский опыт, европейскую
науку и философию.
* Идеалом философии для западников была
рационалистическая философия, основы
которой заложил Декарт. По мнению западников,
последовательная рационализация политической,
экономической, социальной жизни приведёт
к установлению идеального общественного
устройства.
* Большинство западников критиковали
монархический строй, были сторонниками
социализма или политического либерализма.
* Самой удивительной чертой, характерной
почти для всех представителей западничества,
является тот факт, что после знакомства
с реальной жизнью на Западе (как это было
у Герцена), или в результате интенсивной
умственной работы (как это было с Чаадаевым),
западники разочаровываются в своих взглядах.
Русские революционные демократы
В середине XIX века
в России происходят изменения в
социальной структуре общества, связанные
с появлением нового слоя - разночинства.
Разночинцы (буквальное значение - выходцы
из разных сословий и чинов) представляли
собой значительную социальную группу,
состоящую из межсословного смешения
людей, занимающихся преимущественно
умственным трудом: учителей, врачей, мелких
чиновников.
Не будучи связанными экономическими,
политическими и социальными интересами
с определённым сословием или классом,
разночинцы выступили с претензией на
патерналистскую роль по отношению к "униженным
и угнетённым". Они положили начало
русской интеллигенции, отличительной
чертой которой на протяжении полутора
веков была попытка выступить в качестве
идейного вдохновителя и руководителя
в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям разночинцы
были социалистами, в идейной и политической
борьбе придерживались радикальных средств,
поэтому их деятельность называли политическим
радикализмом. Чётко выраженных философских
симпатий у них не было, ибо философия
рассматривалась в качестве средства
для достижения политических целей.
Это течение в русской философии представлено
именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва,
М.А.Бакунина.
Основные черты философии революционных
демократов
* Философский скептицизм: революционеры-демократы
легко переходили от одной философии к
другой, в зависимости от того, как её можно
приспособить для нужд революционной
борьбы.
* Все представители этого течения были
материалистами и позитивистами в философии.
* Философский и политический нигилизм:
тотальное отрицание не только существующих
философских и политических форм, но и
вообще возможности существования каких-либо
устойчивых, абсолютных политических,
нравственных, философских и т.п. ценностей.
Нигилизм - основа революционной идеологии.
* Склонность к анархизму: неустойчивость
и подвижность разночинства как социального
строя вызвала к жизни и соответствующее
мировосприятие, стремление абсолютизировать
беспорядок, превратить мир в своеобразный
хао-космос.
* Идеология революционного демократизма
прямо противоположна духу русской философии,
она является западнической по своей сути,
ибо не признаёт центрального пункта русской
идеи: мистического характера Православия.
Философия
Владимира Соловьёва
(1853-1900)
Творчество Владимира Соловьёва многогранно,
однако именно философия выступает краеугольным
камнем его мировоззрения. У него есть
работы по богословию, истории церкви;
ему не был чужд талант литератора; он
писал много статей и памфлетов на злобу
дня. Сын известного русского историка
Сергея Соловьёва, он с раннего возраста
был погружен в интеллектуальную атмосферу
того времени. И уже к 17-летию обнаружил
в себе несомненный философский талант.
Соловьёва считают первым систематиком
в русской философии. Его можно идентифицировать
как славянофила, ибо он довел до логического
завершения те идеи, которые были высказаны
Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже
при жизни называли "Русским Платоном",
"Пушкиным русской философии" и другими
лестными эпитетами.
Основные философские труды Владимира
Соловьёва