Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:10, реферат
Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов
"Кризис западной
философии (против
Главное в философии Владимира Соловьёва
Уже в своей
магистерской диссертации "Кризис западной
философии (против позитивистов)", защищённой
в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о
своей философской позиции. Главное
в ней - идея Всеединства, конкретизирующий
высказанную ещё ранними
По утверждению Соловьёва, философская
жизнь Запада, доведя до крайности рациональное
познание, сама убедилась в односторонности
и недостаточности разума для познания
жизни. С другой стороны, те же самые истины,
которые на Западе сформулированы рациональной
наукой и философией, на Востоке разрабатывало,
в форме веры и мистического созерцания,
Православие. Поэтому Соловьёв выступил
с программой универсального синтеза
науки, философии и религии. Этот синтез,
по его убеждению, обеспечит "цельное
знание" жизни. Предметом "цельного
знания" выступает "Истинно-Сущее",
"Абсолют". Сущностью Абсолюта является
Всеединство.
Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве
Понятие Всеединства является центральным
в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство
является поводом для того, чтобы его философию
называли "философией Всеединства".
Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм,
позитивизм - не может привести к истинному
познанию. Истина, по убеждению Соловьёва,
это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина
есть Всё, то любой частный предмет, любой
фрагмент, в своей отдельности не может
претендовать на истину, ибо он не может
существовать отдельно от остальных вещей
и явлений. Всё есть истина только в своём
единстве или как Единое. Полное определение
истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее,
единое, всё". В отличие от понятия "всеединства",
встречающегося в западной философии
начиная с античности, у Соловьёва оно
не является только онтологическим, то
есть не характеризует только бытие, но
относится и к познанию и к этике и к социологии.
Всеединство - это свободное объединение
в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют
хотя и является единым, но в то же время
заключает в себе всё. У Соловьёва есть
Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют
(Космос). Они соотносительны, но не тождественны:
Первый Абсолют представляет законченную
сущность, а Космос находится в стадии
становления. Первый Абсолют может быть
познан непосредственно, то есть в мистическом
созерцании, а Второй Абсолют - с помощью
философской науки и философии, ибо он
есть разнообразие вещей и процессов.
Внутренняя диалектика Первого Абсолюта
ведёт к возникновению отдельных объектов,
но чтобы мир не превратился в разобщённое
и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит
деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества,
которые выступают посредниками между
множеством реально существующих предметов
природы и Первым Абсолютом.
Выступая в качестве онтологического
принципа, Всеединство имеет свою специфику
в различных видах бытия. В нравственной
области Всеединство есть абсолютное
благо, в познании - абсолютная истина,
в области материального бытия - абсолютная
красота. То есть, цельное знание есть
единство истины, добра и красоты.
Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве
Учение о Богочеловечестве, представленное
в "Чтениях о Богочеловечестве", было
использовано Соловьёвым для истолкования
человеческой истории. Человек рассматривается
как соединение Бога с материальной природой.
Задача человека - в подчинении природного
божественному, в стремлении к внутреннему
единству с Богом путём отрицания в себе
эгоистической воли.
Сам по себе человек ничто, он становится
человеком только в единстве с Богом. В
Боге для человека открывается Всеединство,
абсолютная полнота бытия, которую человек
не может обрести в себе. История есть
процесс
Боговоплощения.
Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского
Одной из особенностей русской философской
мысли было то, что она развивалась через
творчество не только "чистых" философов,
вроде И.Киреевского, А.Хомякова, В.Соловьёва,
но и в работах классиков русской художественной
литературы. Одним из самых талантливых
из них, несомненно, был Ф.М.Достоевский.
И отечественные и зарубежные исследователи
единодушно считают Достоевского видным
философом-экзистенциалистом, разработавшим
свою концепцию человека и оказавшим влияние
на многих, в том числе и на западных, мыслителей.
В частности, совсем недавно, исследователи
Ницше, нашли в архиве последнего подробные
записки и комментарии к "Братьям Карамазовым"
Достоевского - самому, пожалуй, глубокому
и философскому роману писателя.
Главная проблема творчества Достоевского
- поведение человека в условиях, когда
бытие Бога проблематично. "Что есть
человек без Бога, то есть без высочайшей
нравственной инстанции"? "Какие
факторы, силы влияют на развитие человека"?
- Эти вопросы стоят в центре творчества
мыслителя, которое разделяют на два периода:
"до-каторжный" и "после-каторжный".
В 1849 году Достоевский, известный как автор
повестей "Белые ночи", "Униженные
и оскорбленные", за участие в организации
Петрашевского, был приговорён к расстрелу
с заменой на каторжные работы. После возвращения
с каторги в 1859 году он заявляет о себе
как писатель, уверенный в том, что никакие
социальные преобразования не изменят
человека, его природы.
Достоевский много рассуждал о судьбе
России в контексте судьбы Запада, писал
статьи на злобу дня
Главные труды Достоевского
* "Записки из мёртвого дома" - 1861-1862;
* "Записки из подполья" - 1864;
* "Зимние заметки о летних впечатлениях"
- 1863;
* "Преступление и наказание" - 1866;
* "Игрок" - 1866;
* "Идиот" 1868;
* "Бесы" - 1871-1872;
* "Братья Карамазовы" - 1880;
* "Дневник писателя"- 1873-1881.
Сущность учения Достоевского о человеке
В центре внимания Достоевского - внутренний
мир отдельного человека, в душе которого
сталкиваются противоположные моральные
силы. Что заставляет его поступать так
или иначе, творить добро или зло? Вывод
один: тотальный нигилизм, отрицание нравственных
Абсолютов, приводит к бесовству, к потере
человеческого облика. Достоевский убеждён,
что только через личные страдания человек
может возвыситься до понимания необходимости
любви к ближнему и до веры в Бога.
Религиозно-философский
Ренессанс в России
в начале ХХ века
Социально-политические трансформации,
произошедшие в России в начале XX века
и вылившиеся в революционные выступления
1905-1907 годов, затронули и сферу духовной
жизни. Наиболее значительным явлением
здесь было радикальное реформаторское
движение в религиозно-философской области,
получившее название "нового религиозного
сознания". Сущность этого движения
- в критике исторического христианства.
"Новое религиозное сознание" возникло
из глубокого недовольства существующими
формами культуры, которые, по мнению интеллектуалов,
объединившихся в "Религиозно-философское
собрание", были враждебны человеку,
"омертвляли" жизнь. В качестве преодоление
кризиса предлагалось, в частности, создать
"новую религию" за счёт синтеза античного
язычества и первоначального христианства.
Основные представители этого движения:
Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, З.Н.Гиппиус,
В.В.Розанов. Духовным центром религиозно-философского
Ренессанса считают Религиозно-философские
собрания в Петербурге в 1901-1903 годах.
Основные черты религиозно-философского
Ренессанса
* Символизм, то есть стремление выразить
внутреннюю полноту жизни с помощью таки,
присущих, прежде всего поэзии, свойств,
как метафоричность, иносказательность.
И религия и современное натуралистическое
искусство, по мысли символистов, "убили
Бога Живого". Именно символический
синтез позволит, по мнению деятелей "нового
религиозного сознания", религиозно
осмыслить глубину человеческого бытия.
* Антисекуляризм, проявившийся в негативном
отношении к историческому, но не к первоначальному
христианству.
* Революционно-мистические настроения,
выступающие в качестве движущей силы
обновления. Мистический характер революционных
настроений проявляется в том, что изменению
подлежат не внешние формы жизни, а сознание.
* Индивидуализм: стремление отыскать
личность Бога, тайну личностного бытия.
* Попытка подняться над борьбой политических
партий, выработать некий "третий"
путь в политике, искусстве, философии.
* Апология творческого начала в человеке,
утверждения о том, что только творчество
может возвысить человека, реализовать
потенциал его свободы.
Философское
творчество Н.А.Бердяева
Бердяева по праву можно считать вторым,
после Владимира Соловьёва, систематиком
русской философии. Он эволюционировал
в своих философских симпатиях от марксизма
к религиозному экзистенциализму. Творчество
Бердяева делится на два периода: российский
и зарубежный. Первый, российский период
деятельности философа, характеризуется
работой по пропаганде марксизма, а в начале
века - активным участием в работе Религиозно-философского
собрания в Санкт-Петербурге. Уже в десятых
годах появляются первые труды, свидетельствующие
о переходе Бердяева на позиции экзистенциализма.
После высылки из России в 1922 году, Бердяев
пишет ряд трудов, сделавших его известным.
Чаще всего философию этого мыслителя
называют "персоналистической метафизикой".
Наиболее важные работы Бердяева
* "Новое религиозное
сознание и общественность" - 1907;
* "Философия свободы" - 1911;
* "Смысл творчества" - 1916; "Философия
неравенства" - 1923;
* "Смысл истории" - 1923;
* "Философия свободного духа, христианская
проблематика и апологетика" - 1929;
* "Судьба человека" (Опыт парадоксальной
этики) - 1931;
* "Дух и реальность основания божественно-человеческой
реальности" - 1937;
* "Рабство и свобода человека (Опыт
философии персонализма)" - 1939;
* "Опыт эсхатологической метафизики"
- 1947.
Философия свободы
Н.А.Бердяева
Философию Бердяева считают экзистенциально
заострённой из-за того, что главной её
проблемой он объявил выяснение смысла
бытия в перспективе человеческого существования.
Мир имеет смысл лишь постольку, поскольку
есть человек. Главная экзистенциальная
категория у Бердяева - свобода, которую
он понимает достаточно оригинально. Свобода
имеет вне-бытийную природу: она существовала
ещё до самого бытия, до Бога, вообще - до
разделения мира на определённости. Бердяев
различал три вида свободы:
* Первичную иррациональную свободу, то
есть чистую произвольность.
* Рациональную свободу, то есть исполнение
морального долга.
* Свободу в Боге.
Бердяев убежден, что подлинная свобода
ничем не ограничена, она не может контролироваться
даже Богом, ибо она первее Бога. Свобода
может быть направлена как на добрые, так
и на злые поступки. Только нравственный
закон и вера в Бога могут направить свободную
деятельность в русло добра.
Учение Бердяева об
объективации
Бердяев считал, что основная коллизия,
лежащая в основе бытия - это столкновение
Духа и природы. Фундаментальной установкой
духа является объективация - одна из центральных
категорий философии Бердяева. Объективация
- это отчуждение духа от самого себя, "выбрасывание"
его вовне, в мир пространственно-временной
и причинной детерминации. Объективация
- это характеристика духа в его падшем
состоянии. Признаки мира объективации
по Бердяеву:
* Отчуждённость субъекта от объекта.
* Растворение индивидуального, личного,
в общем, универсальном.
* Господство необходимости, внешней детерминации,
подавление свободы.
* "Усреднение" человека, приспособление
его к конкретности мира, к истории.
.
Объективация имеет две формы: природу
и историю. Преодоление объективации -
это цель истории, которая осуществляется
совместными усилиями Бога и человека.
Философия истории
Бердяева
Цель философии истории, полагал Бердяев,
в том, чтобы выяснить сущность исторического
как особой реальности, существующей в
иерархии реальностей, из которых состоит
бытие. История началась с грехопадения,
тайна которого - в свободе человека. Начало
истории связано с качественными изменениями
всего бытия, которое подверглось объективации,
стало испорченным, обусловленным. Поэтому
и появилась история как длительный процесс
очеловечивания, как болезнь бытия, имеющая
свою хронологию.
История мира началась, по Бердяеву, со
зла, со свободного выбора человека. Совершенный
мир не нуждается в истории, ибо он не развивается.
Философия истории связана с эсхатологией,
то есть с учением о конце истории. После
завершения истории мир вступит в такую
высокую действительность, в такую сферу,
где трагическая судьба человеческого
бытия разрешится. Все конфликты между
духом и природой, личностью и обществом,
прекратятся. Все попытки разрешить проблемы
истории "изнутри" заканчиваются
ничем, потому что это невозможно в принципе.
История имеет смысл лишь в том случае,
если предполагается её завершение.
Историческая схема Бердяева особой оригинальностью
не отличается, ибо повторяет христианскую
философию истории и связана со специфическим
толкованием основных догматов христианства.
Философия истории Бердяева включает
онтологию и теорию познания и представляет
теоретическую ценность, ибо систематически
разработанных концепций истории не так
уж и много.
Философия "Русского
зарубежья"
Во время революции, а также после окончания
Гражданской войны в России, большая часть
русских философов, по своей или чужой
воле, оказалась за границей. В числе изгнанных
оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк,
Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в
эмиграции эти мыслители не прекратили
свою философскую деятельность, а напротив,
создали оригинальное направление в русской
мысли, получившее название "философии
русского зарубежья", которое привлекло
внимание Запада к русской философии.
Философия "русского зарубежья" не
имела тематического и содержательного
единства, однако всех философов объединяла
одна задача: осознать произошедшие с
Россией изменения, оценить их в контексте
"русской идеи" и попытаться выработать
отношение к Советской России.
В философии "зарубежья" выделяют
три основных направления:
* Философия антикоммунизма.
* Христианский социализм.
* Философия "евразийства".
Философия "русского зарубежья" просуществовали
20-30-е годы, а затем, как организованное
движение, сошла на нет. Хотя последний
её видный представитель, Н.О.Лосский,
умер в 1965 году.
Философия
антикоммунизма
Антикоммунистическая направленность
была характерна почти для всех русских
философов, однако у некоторых из них идея
коммунизма получила специальное толкование.
Казалось бы, проповедуемые коммунизмом
идеалы справедливости и благополучия
не могут быть предметом критики. Но это
не так. Н.Бердяев и С.Л..Франк подвергли
сомнению базисный принцип коммунизма
и социализма: возможность улучшения человека
за счёт "внешних" мероприятий, то
есть путём социальных и экономических
реформ и революций. Попытки установить
всеобщее равенство разрушают такой основополагающий
принцип бытия, как иерархия. Пока человек
не пройдёт необходимый отрезок самосовершенствования
духа, бессмысленно проводить социальные
преобразования. Поэтому коммунизм и социалистическое
строительство в России, по мнению этих
философов, обречены.
Философия
христианского социализма
Идеологами "христианского социализма"
считаются такие деятели русского зарубежья,
как С.Н.Булгаков и Г.П.Федотов. Они утверждали,
что социализм, строящийся в России, не
имеет ничего общего с настоящим социализмом,
который может быть только христианским.
Социализм Маркса - это проявление "человекобожия"
и кара за грехи исторического христианства.
Чтобы как-то нейтрализовать последствия
реального социализма, христианская церковь
должна активно участвовать в культурном
процессе и в социальной жизни.
Философия
евразийства
Евразийство как социально-политическое
учение, появилось в начале 20-х годов нашего
столетия. Его манифестами считают работу
С.Н.Трубецкого "Европа и человечество"
и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия
и свершения. Утверждения евразийцев".
Центральная тема этих работ - всемирно-историческое
призвание России в связи с гибелью европейской
культуры в результате I-й мировой войны.
По утверждению евразийцев, необходима
переоценка всех ценностей, принципиально
новый взгляд на историю и будущее человечества.
Само название течения говорит о его содержании:
дальнейшую разработку "русской идеи"
теоретики евразийства вели исходя из
евроазиатского положения России и из
того факта, что на её историю и культуру
оказали влияние как Восток, так и Запад.
После того, как европоцентризм потерпел
историческое и культурное фиаско, роль
мессии выпадает на Россию именно из-за
её евроазиатского статуса. К наиболее
видным деятелям евразийства относят
С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого,
П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского.
Евразийцы, для пропаганды своих взглядов,
издавали альманах "Евразийская хроника"
и еженедельную газету "Евразия".
Основные черты философии
евразийства
* Евразийцев ни в коем случае нельзя считать
продолжателями славянофильства. Они
отвергали как чисто западническую, так
и чисто славянофильскую перспективу
изучения России и прогнозирования её
будущего. История и будущее России понятны
только из евразийской перспективы, причём
с явной симпатией в сторону азиатской
составляющей.
* Евразийцы принципиально иначе, чем традиционная
историография, оценили прошлое России,
в особенности роль монголо-татарских
завоеваний Руси. Это благо, что нас завоевали
татары, а не поляки или шведы, ибо татары
не вмешивались в духовную жизнь, не пытались
искоренить Православие - душу России
- и более того, внесли элемент государственной
организации и порядка;
* Культуру евразийцы понимали как органическое
и специфическое единство, симфонию разнообразных
элементов. Единого процесса развития
культуры не существует. Но идеала культурный
процесс достигает в Церкви. Православная
же Церковь есть идеал церковного устройства.
Поэтому основания культуры и Православия
совпадают;
* Учение о государстве занимает особое
место в евразийской концепции. Государство
должно быть сильным и жестоким, охватывать
всю жизнь. Такой тип государства называется
"идеократическим", ибо он основан
на идеологическом единстве с народом.
Философия
в СССР в 20-80-е годы
ХХ века
Программным документом, определяющим
статус философии в Советской России,
можно считать работу В.И.Ленина "О значении
воинствующего материализма", в которой
определены основные философские проблемы,
подлежащие разработке. Философия, по
мысли вождя, это, прежде всего, диалектический
и исторический материализм, на основе
которых можно создать цельную систему
философского знания. Основные задачи,
стоявшие перед советскими философами:
* Разработка теории материалистической
диалектики.
* Разработка философских проблем естествознания
на основе философии марксизма.
* Создание марксистско-ленинской истории
философии, в которой все философские
школы прошлого оценивались бы в перспективе
марксизма.
* Разработка диалектико-материалистической
концепции общества, истории, морали, права,
искусства.
Философия в СССР выполняла идеологическую,
охранительную функцию. По своей сути
она не являлась русской философией, ибо
марксизм, лежащий в её основе - это западная
теория, претендующая на универсальность.
Сколько-нибудь значительных открытий
в философии здесь сделано не было. Можно
лишь отметить работы по истории философии
таких исследователей, как В.Ф.Асмус, А.В.Гулыга,
А.Ф.Лосев.
Отрицательную роль сыграла философия
в 40-50-е годы, выступив в роли арбитра в
споре научных направлений в генетике
и кибернетике.
Русская
философия на исходе XX
столетия
После краха
коммунистической идеи и распада
СССР, прекратила своё существование,
в качестве государственной, и марксистско-ленинская
философия. Актуальным стал вопрос об
адекватной её замене. Спор о том, "какая
нам нужна философия", развивался
в контексте рассуждений о
новых идеологических и мировоззренческих
ориентирах. Вновь, как в начале XIX
века, обострился спор между "новыми"
западниками и
В середине 90-х годов, как со стороны западных,
так и со стороны российских философов
прозвучала мысль о необходимость и возможности
компаративистского подхода к философии.
Русской философии в нём отводится значительная
роль.
Предпринятый историко-философский обзор
основных явлений философской мысли за
три последних тысячелетия подтверждает
высказанную во введении мысль о единстве
сущности философского знания и многообразии
форм его проявления. Во все исторические
эпохи и в любой культуре философия выступала
в качестве одного из способов обретения
коллективной и индивидуальной идентичности.
При этом форма философствования зависела
от своеобразия культуры, её истории, религии,
социальной структуры общества, географических
и антропологических особенностей факторов.
История философии подчиняется строгим
закономерностям и представляет собой
непрерывный процесс развития философского
знания в направлении приближения к разрешению
основного вопроса философии - тождества
мышления и бытия, субъекта и объекта.
Эта задача во многом напоминает "Сизифову
работу", ибо каждое время имеет свои
специфические конституирующие принципы,
на познание которых и ориентируется философия.
История философии развивается параллельно
с историей общества и человека. Если уместно
говорить о завершении философской истории,
то только в контексте рассуждений о завершении
человеческой истории.