Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:16, реферат
усская философия - это собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии. Старейшими сохранившимися письменными памятниками Русской философской мысли считаются: Речь Философа 986 год, Крещение Руси 988 год и Слово о законе и благодати, митрополита Иллариона 1051 год
Предметами философского поиска русских мыслителей были: Проблема человека, космизм (восприятие космоса как единого целостного организма), проблемы морали и нравственности, проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии), проблема власти, проблема государства, проблема социальной справедливости, проблема идеального общества, проблема будущего.
Содержание
Русская философия - это собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии. Старейшими сохранившимися письменными памятниками Русской философской мысли считаются: Речь Философа 986 год, Крещение Руси 988 год и Слово о законе и благодати, митрополита Иллариона 1051 год
Предметами философского поиска русских мыслителей были: Проблема человека, космизм (восприятие космоса как единого целостного организма), проблемы морали и нравственности, проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии), проблема власти, проблема государства, проблема социальной справедливости, проблема идеального общества, проблема будущего.
Основные школы русской философии: историческая философия П. Я. Чаадаева; Философия западников и славянофилов - А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Ортодоксально-монархическая философия - Н. В. Федоров, К. Н. Леонтьев; Философия Ф. М. Достоевского; Философия Л. Н. Толстого; Революционно-демократическая философия - Н. Г. Чернышевский, народники. Философская антропология - Н. Н. Страхов Либеральная философия - В. С. Соловьёв. Русская религиозная философия - С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский; Философия космизма - Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский; Философия «русского зарубежья» - Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев.
Рассмотреть весь объем русской философии в рамках одной работы практический невозможно, по этой причине в настоящей работе мы рассмотри наиболее общие вопросы, в частности возникновение, особенности формирования русской философии, основные отличия ее от западноевропейской философской мысли, философские направления и их представители.
Для
истории русской философии
Как известно, наиболее авторитетна именно эта последняя датировка. Ее приверженцы не обнаруживают в памятниках древнерусской литературы оригинальных философских (или – по аналогии со средневековыми Римом и Константинополем – теологических) текстов, а тексты, созданные до второй четверти ХIХ столетия, оцениваются ими как подражательные, «несамостоятельные» и, в качестве таковых, не могут претендовать на статус философских произведений (то есть эти тексты относят к дофилософскому периоду русской культуры).
Важнейшая особенность формирования философской традиции в России состоит, следовательно, в том, что философия как институция, как особая форма сознания, как особая языковая практика появилась в России еще до того, как в ней появились первые философы. Усвоение философского языка в России осуществлялось как бы «про запас», без экзистенциально мотивированной нужды в нем.
Первым русским философам постоянно приходилось решать две задачи: помыслить предмет, найти адекватную форму выражения своей мысли на русском языке. Предметное поле философского вопрошания в момент появления философии в России определялось:
Уже в момент зарождения русской мысли (первая половина девятнадцатого столетия) новоевропейская философия была, одновременно, и центром почти религиозного поклонения для культурной элиты и явлением, вызывавшем реакцию отталкивания, отторжения, и острую, придирчивую и не всегда справедливую критику.
Разнообразная,
проникнутая общим
В момент появления в России первых философских книг и лекционных курсов «по философии» за ними еще не стояло опыта, который мог бы дать материал для новоевропейской (субъект-объектной) стратегии философствования и был бы способен обеспечить восприимчивость образованной части русского общества к теоретическим построениям европейских мыслителей XVII–XVIII-го веков.
Философия в России поначалу была востребована или как школьная дисциплина (преподававшаяся в обязательном порядке в семинариях, духовных академиях и университетах), или как «барская» забава, как своего рода интеллектуальная мода. Для культурной элиты русского общества новоевропейская философия давала возможность удовлетворить потребность в воссоздании мира как целого, в воссоздании собственной истории и национально-культурной идентичности.
Философия сама по себе оказалась для первых русских мыслителей проблемой: развитие теоретической мысли было невозможно вне европейской философской традиции, более того, на уровне постепенно формировавшегося философского языка русские любомудры были зависимы от нее, но русское «расположение духа», русский мир, воспроизводившейся на уровне семантических координат русской речи, неизбежно вступал в конфликт с философским дискурсом, эксплицировавшим мир новоевропейской культуры, и провоцировал отталкивание от традиции новоевропейского рационализма и поиск оснований для философии, адекватной «русской жизни», «русскому духу.
Вся русская религиозная философия в этом смысле выросла из проекта Ивана Васильевича Киреевского, писавшего о «необходимости и возможности, новых начал для философии». По мысли Киреевского философия должна была занять место медиатора, проводника, посредника между церковной верой и «современной образованностью», не претендуя на автономность.
Для западников философия также не стала чем-то самоценным, она воспринималась как средство формирования целостного мировоззрения, которое бы обосновывало те ценности, на которые они ориентировались и которые хотели «воплотить в жизнь», тем самым, перенося акцент с собственно философии на поиск путей и средства переустройства общественной жизни в России и в мире на началах «гуманизма». Западникам нужна была философско-теоретическое обоснование-оправдание («с высшей точки зрения») тех «идеалов», которые были им близки и которые они стремились реализовать в общественной жизни.
Таким образом, русские философы были философами, поскольку они продумывали основания европейской философии, и ставили их под вопрос, и они уходили в сторону от философии, когда от критики немецкого идеализма и – шире – европейского рационализма (европейской метафизики) переходили к «теософии», социологии, «научному социализму» и т. д., не удерживая философию как вопрошание, как перманентную критику собственных начал, как сомнение в возможности человека стать «мудрым» (они не удерживали философию в духе сократического вопрошания и кантовской критики).
Русские
любомудры искали в философии мудрости
как истинного знания о мире в целом, как
прочного фундамента жизнестроительства.
Разочаровавшись в той мудрости, которую
они пытались извлечь из новоевропейской
метафизики, они делали попытки выстроить
(такие попытки предпринимали прежде всего
те мыслители, которые так или иначе примыкали
к славянофильской традиции) религиозную
философию, философию как рефлексию религиозного
опыта, как экспликацию того видения мира,
которое порождается этим опытом, мыслимым
в качестве особенного, привилегированного
опыта.
Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, потому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое весьма различные, подчас противоположные, заостренные друг против друга идеи и концепции.
Первая особенность русской философии - глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования.
Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре. Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. После Октябрьской революции тема "кризиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу предвидели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднократно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кризиса звучат и сегодня.
Вторая особенность русской философии XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал".
Это была тема, талантливо заявленная И. Киреевским, В. Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Неверно было бы полагать, что в западной философии не было сходных мотивов. Однако в русской мысли специфическая философия жизни, растаивавшая на первенстве жизненно-практического начала по отношению к абстрактно - теоретическому, стояла в центре философствования уже в конце XIX и самом начале XX в. При этом русские мыслители подхватили идею немецких идеалистов о примате практического разума перед теоретическим. Однако они полагали, что надо пойти дальше и утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому. Русское мышление никогда не удовлетворялось абстрактно-теоретическим познанием, но всегда устремлялось к конкретному религиозно-этическому мировоззрению, непременно включавшему тему спасения человека и человечества.
Русские философы конца XIX - начала XX в. не были в ряду тех, кто первым выступил против преувеличенных претензий рационализма и сциентизма нового времени. Но они оказались среди первых европейских мыслителей, увязавших кризис нововременного рационализма и сциентизма с общим кризисом западной цивилизации.
Во
фронтальной критике
Четвертая особенность русской философии заключалась том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике, ведущей свое происхождение от ряда идей и течений мировой мысли, но особенно - от философских идей метафизики Всеединства и Богочеловечества В. Соловьева.
Религиозный идеализм оставался высокопрофессиональным, даже изощренным философствованием. В России того же времени религиозно-идеалистической метафизике решительно противостоял, став ее главным идейным противником, материалистический атеизм, воплощенный главным образом в быстро распространявшемся марксизме. Некоторые из религиозных философов, будущих выдающихся мыслителей России (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.), прошли через увлечение марксизмом. Однако первая русская революция 1905 г., показала всю опасность российского бунта, и пришло отрезвление и покаяние. Отступление от религии, отказ от Бога были восприняты этими философами как главнейшая причина социальных, духовных, нравственных потрясений, уже постигших и еще ожидающих Россию. Новый синтез Бого - и миропознания, воплощение Бога в мире и человеке начали интересовать русских религиозных идеалистов в первую очередь.
Пятая особенность русской
Русская философия не