Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:16, реферат
усская философия - это собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии. Старейшими сохранившимися письменными памятниками Русской философской мысли считаются: Речь Философа 986 год, Крещение Руси 988 год и Слово о законе и благодати, митрополита Иллариона 1051 год
Предметами философского поиска русских мыслителей были: Проблема человека, космизм (восприятие космоса как единого целостного организма), проблемы морали и нравственности, проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии), проблема власти, проблема государства, проблема социальной справедливости, проблема идеального общества, проблема будущего.
В философско-правовом ракурсе русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), выступила с обоснованием прав и свобод личности, обратив внимание на неуважение к ним как особую черту русской истории и обыденного сознания россиян. Вместе с тем русская мысль и в XX в. искала иного синтеза индивидуального и общественного, чем тот, который предлагался, с одной стороны, западным индивидуализмом, а с другой, коммунистическим коллективизмом. В поисках такого синтеза правомерно усматривать шестую особенность русской философии конца XIX - начала XX в.
Вопрос о специфике русской философии был интегральной частью тех проблем, которые еще со времен П. Чаадаева и В. Соловьева входили в тему "русская идея". Речь шла о так важном и сегодня процессе самосознания, самоидентификации россиян и, в частности, тех, кто принадлежит к русской нации в узком смысле этого слова. К чести отечественных философов надо отметить, что они сделали сложную проблему русского менталитета, русского духа, русской культуры предметом глубокого исследования, по большей части, не впадая в крайности истерического, демагогического национализма или отрицания национальной самобытности. В столь пристальном внимании к данной теме можно видеть еще одну (седьмую) особенность русской философии.
Специфика российской культуры в целом, русской философии, в частности, усматривалась в антиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих переживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения.
Российские философы, завоевавшие авторитет на родине и в мировой мысли, чаще всего были склонны самокритично оценивать отечественную философию, не забывая отметить не только ее силу, достижения, но и ее слабости и недостатки.
И хотя у сторонников идеи "самобытно русской" философии были свои защитники, в XIX в. им трудно было оспаривать мнение о сильной зависимости российского философствования от западного и об отсутствии в отечественной философии "значительных творений", сопоставимых с произведениями классиков мировой философии. Некоторые видные исследователи вместе с тем по праву подчеркивали, что поиски оригинальной русской философии на путях некоего националистического изоляционизма и категорического противопоставления отечественной и зарубежной мысли вообще абсурдны.
Основными
направлениями философии сер.
Неокантианство
- направление философии последней трети
XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать
основные философские проблемы, исходя
из идеалистического толкования учения
Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится
к 1890-1920-м годам, когда оно господствовало
в ряде немецких университетов и распространилось
во Франции, России и других странах. К
неокантианству относятся марбургская
школа (Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер и др.)
и баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт
и др.). Марбургская школа - течение в неокантианстве,
исходящее из трансцендентально-логического
истолкования учения Канта. Основные представители
- Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Баденская
школа (фрейбургская школа) - течение в
неокантианстве, исходящее из "трасцендентально-
Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Представители первой формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др. Второй этап эволюции позитивизма - махизм (эмпириокритицизм) - Э.Мах, Р.Авенариус. Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм, появление которого относится к 20-м годам XX века. К позитивистскому направлению относится и течение, именуемое постпозитивизм. Основными представителями "первого" позитивизма являются: О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер
Основателями "второго" позитивизма (махизма, эмпириокритицизма) были: Э.Мах, Р.Авенариус
Неопозитивизм - третья форма позитивизма. Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобрело такое течение неопозитивизма, как лингвистическая философия. Само понятие неопозитивизм, начиная с 1950-х годов, все больше вытесняется понятием аналитическая философия. В 1960-70-х годах развивается течение, которое, сохраняя определенную связь с общими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки - так называемый постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). В структуре неопозитивизма выделяется логический позитивизм и лингвистическая философия
Логический позитивизм - течение неопозитивизма, возникшее в 20-х годах XX века на основе Венского кружка (Шлик, Карнап, Рейхенбах и др.). Подлинно научная философия, согласно логическому позитивизму, возможна только как логический анализ языка науки. В 50-х годах переживает глубокий кризис, а в 60-х по существу перестает существовать как самостоятельное течение. Логический позитивизм возник на основе идей таких философов, как: Б.Рассел, Л. Витгенштейн и развился на основе Венского кружка, в который входили: М.Шлик, Р.Карнап, Х.Рейхенбах и др.
Лингвистическая философия, философия обыденного языка - течение аналитической философии. Возникло в 1930-х годах и получило развитие в Великобритании, США и др. странах. Идейными источниками являются философия "здравого смысла" Мура и взгляды позднего Витгенштейна. Представители лингвистической философии усматривают задачу "философа-аналитика" в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Они выступают в качестве противников сциентизма в философии, в частности сцентизма логических позитивистов. Основными представителями течения, именуемого постпозитивизмом являются: К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, С.Тулмин
Иррационалистическая философия. Основатели: С.Кьеркегор и А.Шопенгауэр. Философия Кьеркегора не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшее десятилетие после его смерти. В XX веке к его учению обращается протестантская диалектическая теология, а с 1920-х - экзистенциализм. Его стиль философствования становится образцом для иррационалистических течений современной философии.
Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX века, явившись одним из источников философии жизни и других концепций. В 1911 году во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество.
Философия жизни - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Это понятие многозначно толкуется в различных вариантах философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ницше. Историцистский вариант философии жизни (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) исходит из непосредственного внутреннего переживания как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Бергсон). Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века. Основными представителями философии жизни являются: Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер.
Прагматизм (от греч. дело, действие) - философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж. Дьюи и др. Функция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи). Основными представителями прагматизма являются: Ч.Пирс, У.Джемс, Дж. Дьюи.
Экзистенциализм
( от лат. существование), или философия
существования - иррационалистическое
направление современной философии, возникшее
после I-й мировой войны в Германии (Хайдеггер,
Ясперс и др.) и в период II-й мировой войны
во Франции (Сартр, Марсель и др.). В 40-50-х
гг. получил распространение в других
европейских странах, в 60-х - также и в США.
Расходясь с традицией рационалистической
философией науки, экзистенциализм стремится
постигнуть бытие как некую непосредственную
нерасчлененную целостность субъекта
и объекта. Бытие трактуется как непосредственно
данное человеческое существование, как
экзистенция, которая непознаваема ни
научными, ни даже рациональными средствами.
Основными представителями экзистенциализма
являются: М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр,
Г.Марсель.
Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.
При этом важно иметь в виду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития.
Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
В заключение необходимо отметить, что современная русская философия выражает противоречивые устремления общества и представлена двумя направлениями. С одной стороны, наблюдаются попытки найти обоснования духовности в русской православной традиции.
С другой стороны, русская философия существует в рамках мировой философии и развивает идеи таких современных направлений как постмодернизм и феноменология, задействуя философские категории для истолкования фрагментов повседневного бытия.