Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:54, реферат

Описание

Цель нашего реферата – рассмотреть русскую религиозную философию на рубеже XIX – XX веков через взгляды отдельно взятых мыслителей этого времени.
На рубеже XIX – XX вв. главные позиции в русской философской мысли занимает религиозно-идеалистическая философия. Этот период в развитии духовной культуры в России получил название русский религиозный ренессанс.

Работа состоит из  1 файл

русская религиозная философия.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

Космические эры и «лучистое  человечество»

Циолковский предполагает, что эволюция космоса может представлять собой ряд переходов между  материальным и энергетическим состояниями  вещества. Конечной стадией эволюции материи (в том числе разумных существ) может оказаться окончательный  переход из материального состояния  в энергетическое, «лучистое». «…Надо думать, что энергия — особый вид простейшей материи, которая  рано или поздно опять даст известную  нам водородную материю», и тогда  космос снова перейдёт в материальное состояние, но более высокого уровня, снова человек и вся материя  эволюционируют до энергетического  состояния, и т. д. по спирали, и наконец  на высшем витке этой спирали развития «разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов  и материального или корпускулярного  мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать  и ничего не желать, то есть в то состояние  сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство».

 

    1.  Философия С.Л. Франка

Франк считал, что есть серьёзные  философские и логические аргументы  против субъективного идеализма. Субъективный идеализм исходит из «я», которое  стоит в центре мироздания. При  диалоге с миром человек открывает  в себе нечто — то, что можно  назвать «ты». Но есть и иное —  то, что мы называем «мы».

Подобно своим предшественникам, Сергею Трубецкому и Соловьеву, Франк  подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда  между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет  познания. Человек познает не только отражение своих собственных  чувств, а познает некий субстрат, глубину. Позднее немецкий философ  Пауль Тиллих писал, что Бог —  это не небо над нами, а глубина  бытия. Однако первым это сказал Франк.

В 1917 Франк выпускает книгу  «Душа человека», которая потом  не раз выходила на иностранных языках. Франка переводили на многие языки, включая  японский, чешский, польский, немецкий, английский; естественно, он и сам  писал книги на этих языках. В  этой книге блестяще анализируется  вопрос о единстве духовной жизни, которую  нельзя разрезать, нельзя разделить. Это  единство касается не только нашего «я», но и того поля, в котором находятся  те «я», к которым мы обращены. То есть «я», потом «мы» и, наконец, некий  таинственный субстрат, который и  есть непостижимое.

Вместе с тем Франк  негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без  свободы, оно свободно.

Франк о социализме:

«Социализм в своем  основном социально-философском замысле  — заменить целиком индивидуальную волю волей коллективной… поставив на его место бытие „коллектива“, как бы слепить или склеить  монады в одно сплошное тесто „массы“, есть бессмысленная идея, нарушающая основной неустранимый принцип общественности и могущая привести только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной мечте, что человек ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства и справедливого распределения хозяйственных благ способен отказаться от своей свободы, от своего „я“ и стать целиком и без остатка винтиком общественной машины, безличной средой действия общих сил. Фактически он не может привести ни к чему иному, кроме разнузданного самодурства деспотической власти и отупелой пассивности или звериного бунта подданных».

 

Заключение

Движение русского религиозного ренессанса не получило поддержку. Против новых богоискателей выступали  не только революционеры и левая  оппозиция, но и многие правые, включая  либералов. Даже в церковно-православных кругах настоящей поддержки не получилось. Священный Синод сначала поддерживал  проходившие в 1901 - 1903 гг. религиозно-философские  собрания, а затем их запретил. Церковь  довольно настороженно относилась к  новым идеям  религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а  критику в свой адрес считала  незаслуженной и воспринимала болезненно.

Окончательно это общественное движение прекратило существовать с  приходом к власти коммунистической партии. Многие философы были вынуждены уехать за границу, так как новая власть проводила репрессии против представителей интеллигенции. Эмигрировали и продолжали свою деятельность за границей такие мыслители как С.Л. Франк, С.Н. Булгаков. Многие из оставшихся в СССР стали жертвами репрессий. Так, П.А. Флоренский был расстрелян под Ленинградом 8 декабря 1937 года как враг народа после четырех лет заключения.


Информация о работе Русская религиозная философия конца 19 - начала 20 века