«Русский космизм» и философия науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:33, реферат

Описание

Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. Освоение космоса, имеющее под собой сильную научную философскую базу, в состоянии обеспечить безграничный прогресс во времени. Такой философией, несомненно, является космизм. Также все более актуальной становится оценка деятельности человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Всем этим занимается русский космизм..

Содержание

Введение 3
Русский космизм - предыстория и общая характеристика
6
2. Н.Ф. Федоров – основатель русского космизма. 7
3. Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма – Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество
12
4. Современная цивилизация и русский космизм 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский  государственный  университет туризма  и сервиса»

(ФГОУВПО  «РГУТиС») 

Кафедра «Безопасность техносферы и химические технологии» 

Кафедра «Философия и культурология»

Реферат

 

для сдачи  кандидатского экзамена

по истории  и философии науки

(технические науки) 

на тему: 

«Русский космизм» и философия науки»» 

 
 
 
 
 

                                                Выполнил: Емельянов П.Р. 
 

                                                Проверил: Чикин Б.Н. 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011 г.

 

      Содержание 

Введение 3
  1. Русский космизм - предыстория и общая характеристика
6
2. Н.Ф. Федоров – основатель русского космизма. 7
    3. Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма – Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество
 
12
4. Современная  цивилизация и русский космизм 16
Заключение 18
Список  использованной литературы 19

 

      Введение 

     Космизм (греч. kosmos – организованный мир, kosma – украшение) – философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечество) и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие космизм связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как «Мирострое». У Платона Космос – упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу. Гностицизм, возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга, природу как «ущербную», а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений (каббала, теософия) космизм связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (XVIII в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (XX в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио- и геоцентрической систем. В настоящее время  научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.

     Среди множества философских теорий и  учений, особое место занимает русский космизм, философское течение, которое появилось на стыке XIX и XX вв. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться. Тема русского космизма является актуальной по нескольким причинам:

     - в непростое время переходного периода, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда идет мучительный поиск новых идеологических концепций, могущих стать точкой опоры для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу «новое – хорошо забытое старое». Таким хорошо забытым старым является философия русского космизма. Теория единения с поколениями предков, теория объединения человека с природой, а далее и со вселенной, возможность продолжения рода человеческого, даже после того, как земля действительно исчерпает ресурсы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека – как раз и представляется той полной здорового оптимизма концепцией, которая как раз и необходима жизненно в нашу непростую эпоху. Теория «воскрешения отцов» Н.Ф. Федорова может, в практическом применении, привести к более пристальному изучению опыта предыдущих поколений, где мы, без сомнения найдем ответы на многие, интересующие нас вопросы;

     - пробуждение интереса к отечественному философскому наследию, к сожалению, можно наблюдать лишь последние пятнадцать – двадцать лет. Неизвестны для широкой публики ранее были такие имена, как Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, и многие другие. Ненормальный интерес ко всякого рода западным учениям в период перестройки и постперестроечный период, слепое, догматическое копирование западных учений, в особенности в области экономики, образования и ряде важнейших областей общественной жизни привели к утери нами многих завоеваний предыдущих поколений. Труды русских философов, и в частности философов, разделявших взгляды и идеи космизма, могут быть мощным барьером на пути бездумной и нередко агрессивной вестернализации нашего общества;

     - XXI век с полным правом можно считать воротами в новое тысячелетие. Он открывает собой эпоху открытий и свершений, вероятно, гораздо более масштабных, чем в XX веке. Уже первые годы этого столетия показали, что XXI век будет веком перемен. Рушатся старые стереотипы, размываются границы, стираются социальные барьеры. Человеческий разум, еще во второй половине XX века, вышедший за земные рамки, теперь стремится еще дальше. Информация о планете Земля и её жителях уже отправлены за пределы солнечной системы, осуществляется исследование планет солнечной системы, планируется пилотируемая экспедиция на Марс. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и результатов деятельности человечества в космических масштабах, также жизненно важно наметить пути дальнейшего развития и распространения человеческой цивилизации. Это делает философию космизма все более востребованной. Авиационная и космическая техника в нашей стране с самого начала развивалась под влиянием космизма – К.Э. Циолковский был сторонником идей космизма, да и сам проект первой ракеты задумывался им изначально, как способ расширения границ человеческой цивилизации. Кроме того, двадцать первый век выносит на повестку дня такие важные понятия как единство мира, познание, расширение границ воздействия человеческой цивилизации. Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. Освоение космоса, имеющее под собой сильную научную философскую базу, в состоянии обеспечить безграничный прогресс во времени. Такой философией, несомненно, является космизм. Также все более актуальной становится оценка деятельности человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Всем этим занимается русский космизм.. 
 

  1. Русский космизм - предыстория  и общая характеристика
 

     Русский космизм имеет богатую, восходящую еще к дохристианским временам предысторию, корни, уходящие в языческую мифологию (космогоническим, солярным мифам). Так, Даждьбог – «в восточно-славянской мифологии Бог, связываемый солнцем», занимает почетное место в языческом пантеоне восточных славян.

     Принятие  христианства дало новый импульс развитию «космического» мировоззрения наших предков. В 1136 г. было завершено первое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком Новгородцем и кратко именуемое «Учение о числах». Здесь впервые на русском языке прозвучали научные идеи о цикличности и круговороте времени и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский свод летосчисления.

     В XII в. был создан первый отечественный космологический трактат «О небесных силах». Это первый из дошедших на русском языке письменных трактатов по космологии. Его полное название – «Слово святого Кирилла о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли». Уже одна эта ключевая фраза свидетельствует об изначальных традициях русского космизма рассматривать Вселенную как неразрывное единство Макро – и Микрокосма. Древнерусский космист не ограничивается анализом проблемы сотворения мира «от небытия к бытию». В трактате упомянуты и постоянно беспокоившие церковь русские двоеверие и многобожие – традиционные космические и пантеистические народные верования: «в солнце, и в месяц, и в звезды, а иные – в реки, и в источники, и в древа... и в огонь, и в звери, и в иные вещи многоразличные».

     Русский космизм – есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

     а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития;

     б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего – земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский);

     в) естественно-научные: – не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве. 
 

  1. Н.Ф. Федоров  основатель русского космизма.
 

     Начало  русского космизма по праву связывают с работами Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма. Его именовали «Московским Сократом». Лев Толстой и Достоевский называли его гениальным русским мыслителем. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

     Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

     Федоров считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

     Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.

     Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.

     Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

     В своём основном философском труде «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой («внесение в неё воли и разума»), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации. «Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию». Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием «внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос». Как раз эту задачу и ставит разработанный в «Философии общего дела» проект «регуляции природы». Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы»: об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

     Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия.

     Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. «Борьба с разъединяющим пространством» для мыслителя – «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного – и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла – не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

Информация о работе «Русский космизм» и философия науки