Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:33, реферат
Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. Освоение космоса, имеющее под собой сильную научную философскую базу, в состоянии обеспечить безграничный прогресс во времени. Такой философией, несомненно, является космизм. Также все более актуальной становится оценка деятельности человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Всем этим занимается русский космизм..
Введение 3
Русский космизм - предыстория и общая характеристика
6
2. Н.Ф. Федоров – основатель русского космизма. 7
3. Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма – Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество
12
4. Современная цивилизация и русский космизм 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии, которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения, расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного – от знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня аналитический тип мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы. Воскрешение же, напротив, – воссоединение простого в сложное целое, предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому основная идея философии «всеобщего синтеза» состоит в преодолении противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры и науки, эгоизма и альтруизма. «Философия общего дела» убеждает в том, что для того, чтобы выжить в будущем необходимо неуклонно восходить не только к новому уровню комфорта и использованию природы, где скоро наступит предел, а и в нравственном качестве, осознавая своё эволюционное предназначение.
Завершая
эту главу, хотелось бы свести ту часть
учения Н. Федорова, которая касается
переустройства материального мира
к следующим четырем
1)
использование энергии
2)
использование частиц и
3) управление («регуляция» по Н. Федорову) силами природы, как в планетарном, так и космическом масштабе (напр. Управление движениями других планет);
4) Единение человечества.
Все
эти задачи объединены, переплетены,
взаимосвязаны, одно невозможно без
другого. Каждый из компонентов является
как целью, так и средством для
других.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) – российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет.
Идея
Н. Федорова о регуляции других планет
у К. Циолковского развилась в
идею освоения космического пространства.
Циолковский предлагал заселить космическое
пространство с использованием орбитальных
станций, выдвинул идеи космического лифта,
поездов на воздушной подушке. Считал,
что развитие жизни на одной из планет
Вселенной достигнет такого могущества
и совершенства, что это позволит преодолевать
силы тяготения и распространять жизнь
по Вселенной. Космические взгляды
К. Циолковского наиболее полно выражены
в его работах «Космическая философия»
и «Монизм Вселенной». Также он продолжает
тему воскрешения Н. Федорова в работе
«Космическая философия». Он как бы полемизирует
с возможным оппонентом: «Опять говорят:
я умру, вещество мое рассеется по всему
земному шару, как же я могу ожить?» И отвечает
на этот вопрос: «До вашего зарождения
вещество ваше тоже было рассеяно, однако
это не помешало вам родиться. После каждой
смерти получается одно и то же – рассеяние.
Но, как мы видим, оно не препятствует оживлению.
Конечно, каждое оживление имеет свою
форму, несходную с предыдущими. Мы всегда
жили и всегда будем жить, но каждый раз
в новой форме и, разумеется, без памяти
о прошедшем». Эту же мысль он развил в
статье «Монизм вселенной»: «Мозг и душа
смертны. Они разрушаются при конце. Но
атомы или части их бессмертны и потому
сгнившая материя опять восстанавливается
и опять дает жизнь, по закону прогресса,
еще более совершенную». Помимо воскрешения
предков, К. Циолковский использовал идею
Н. Федорова о регуляции космических сил
для разработки идей космоплавания и покорения
космического пространства. О роли К. Циолковского
в отечественной космонавтике говорить
лишне.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – выдающийся учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты.
Ныне
это общее место экологии, но тогда
это учение только зарождалось. Биосфера
Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира – атомами. Каждый атом и все они вместе «сделаны» в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Он «заведён» в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на то, что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
В результате своих изысканий относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:
1) пространство и время – реальные свойства реальных природных объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как они представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого представления;
2) в физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и пространство – не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком;
3) все характеристики времени-пространства и жизни в её биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым непосредственным образом совпадают;
4) и время, и жизнь – необратимы. Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера – в целом всегда новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и познающий реальность человек.
Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни – кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя – как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в наше время действительное обоснование, переводится в рациональный план.
В
круг интересов В.И. Вернадского входили
геология и кристаллография, минералогия
и геохимия, организаторская деятельность
в науке и общественная деятельность,
радиогеология и биология, биогеохимия
и философия. В.И. Вернадский – лауреат
Сталинской премии I степени. «Космическое»
кредо В. Вернадского можно выразить следующими
словами: «в биосфере существует великая
геологическая, быть может, космическая
сила, планетное действие которой обычно
не принимается во внимание в представлениях
о космосе… Эта сила есть разум человека,
устремленная и организованная воля его
как существа общественного».
Александр
Леонидович Чижевский (1897-1964) – советский
биофизик, основоположник гелиобиологии,
аэроионификации, электрогемодинамики,
поэт, художник, философ. Изучал влияние
космических физических факторов на процессы
в живой природе, в частности, влияние циклов
активности Солнца на явления в биосфере,
в том числе, на социально-исторические
процессы. Как
и Н. Федоров, А. Чижевский придает значение
энергии солнца для существования и развития
всего сущего, возможности и необходимости
использования частиц света на благо людей.
Космизм Н. Федорова у Чижевского развивается
в теорию влияния космоса и космических
сил на развитие не только всех форм жизни,
о взаимосвязи космоса и земли. В своей
книге «Земля в объятиях солнца» он пишет:
Мы вправе рассматривать весь органический
мир нашей планеты как творчество, как
отражение космического процесса, происходящего
за сотни миллионов километров от нас.
И в этом смысле жизнь должна считаться
явлением космическим, работою космических
сил». Влияние солнечной и космической
активности А. Чижевский распространяет
и на общественные процессы. Так, например,
в этой же книге он увязывает пятна на
Солнце с военными действиями на фронтах
Первой Мировой Войны. Идеи Чижевского
и сейчас оказывают влияние на мировую
науку, а за появившимися на основе гелиобиологии
наукам – астробиологией и ксенобиологией
– будущее.
4.
Современная цивилизация
и русский космизм
Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX века в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.
И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее, в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск «общего дела» как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение.
Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть Космоса. А также помочь в разработке новой метафизики связанной с новым пониманием отношения человека к окружающему миру.
Заключение
Тема русского космизма довольно объемная и многогранная. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история, и просвещение, и естествознание, и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности:
- человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название «космизм»). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем;
- идея «воскрешения отцов». На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов – родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано.