Русский космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:55, реферат

Описание

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих.Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты.
Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. «Философия общего дела» Н.Н. Федорова…………………………………………...5
2. Вселенная и «Будущее Земли и человечества» К.Э. Циолковскогo………………..9
3. Биосфера и ноосфера в идеях В.И. Вернадскогo……………………………………11
Заключение………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы:…………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 38.94 Кб (Скачать документ)

3. Биосфера и  ноосфера в идеях В.И. Вернадского

Огромен и конкретен научно-философский  вклад В.И. Вернадского в космизм, это можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, ставящему  на почву реальности дерзновенные проекты  и идеи его предшественников, которые  без него могут обернуться прекрасными  воздушными замками.

Идеи Вернадского о  космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума) своими дальними творческими корнями уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX – начала XX века философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее порождения.

Вернадский является одним  из основателей теории ноосферы, которая  стала важнейшим вкладом в  учение космизма. Ноосфера – это  сфера разума. Она стала формироваться  одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического  ее использования. Человек, существо, наделенное разумом и волей, действует в  мире с самого его появления как  творец и преобразователь, как вольный  или невольный зодчий “сферы разума”. Она потому так и называется, что  ведущую роль в ней играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые  материально осуществляются в преобразованной  природе, постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах, произведениях искусства и т.д. Таким образом, на Земле создана  новая искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека. Но, как  всем нам хорошо известно, это преобразование, тем не менее, далеко не всегда было по-настоящему разумным, зачастую носило хищнический характер, неукротимо и  жадно потребляя природу, ее ресурсы. Да и ноосферный информационный поток содержит в себе, в числе прочего, идеологии и концепции антигуманные, ложные, осуществление которых или уже приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до гибели всего человечества и биосферы.

Человек в своих антропологических, социальных исторических гранях существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле “кризисное”. Вместе с тем  существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который  и движет им в стремлении превозмочь собственную природу. Так и создание человека – ноосфера – есть и  еще достаточно дисгармоничная, находящаяся  в состоянии становления реальность, и вместе с тем высший идеал  этого становления.

Вернадский как ученый-натуралист много сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом  и историческом времени реальности ноосферы; выдающийся мыслитель, он предвидел  сущность “ноосферы как цели”, ее задачи и движущие силы.

Предшественники Вернадского  уже создали общефилософское  представление о том, какие изменения  порядка вещей происходят от вторжения  человека в природу. Это представление  Вернадский ставит на точную научную  основу, введя понятие культурной биогеохимической энергии. В целом  биогеохимическая энергия – свободная  энергия, образуемая жизнедеятельностью природных организмов и вызывающая миграцию химических элементов биосферы. С появлением человека, по Вернадскому, создается “новая форма власти живого организма над биосферой”, дающая возможность полностью преобразить  и одухотворить природу.

В ХХ веке, по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере. Первый из этих факторов – вселенскость человека, то есть “полный захват человечеством биосферы для жизни”. Второй, быть может, решающий для создания ноосферы – единство человечества. Это задача пока еще для будущего, однако, уже идет процесс создания общечеловеческой культуры, различные уголки Земли связаны средствами транспорта и связи. Наконец, третий фактор- возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

И, разумеется, то, что было в центре раздумий и надежд Вернадского, - рост науки, превращение ее в мощную “геологическую силу”, главную силу создания ноосферы. Научная мысль  – такое же закономерное естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению ученого, ни повернуть вспять, ни остановиться.

Научными фактами, эмпирическими  обобщениями Вернадский доказывает: идти против эволюции, против нового и  объективно неизбежного сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, - неразумно и бесполезно. Он дает обоснованную надежду на будущее. Но чтобы жить дальше и выполнять  свою великую космическую функцию  авангарда живого вещества, человечеству требуется непрерывно восходить, следуя в этом законам эволюции.

 

 

 

Заключение

Вся активно-эволюционная мысль - от мечты, выраженной в “Философии общего дела” Н.Ф. Федорова до учитывающих  реальную последовательность дел ноосферных идей Вернадского - работает на задачи, касающиеся внутренне-биологического прогресса человека. Когда Вернадский говорит о принципиально новых “общечеловеческих действиях и идеях”, которые возникли в ХХ веке как одна из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, он имеет в виду “проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней для всего человечества”, считая при этом, что тут только начало и “остановлено это движение быть не может”.

Выступая против “примата математических, астрономических и  физико-химических наук, вытекающего  из современного научного “построения  мироздания”, В.И. Вернадский выдвигал на первое место науку о жизни  в самом широком ее значении. Тем  самым совершалась как бы гуманизация научной картины мира, причем в ноосферном ее смысле. И свою биогеохимию Вернадский недаром включал в то течение мысли, которое видит “признаки гегемонии биологических наук в научных построениях в ближайшем будущем”. Активно-эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственен всему этому семейству идей.

В заключение хотелось бы еще  раз подчеркнуть общие родовые  черты космического, активно-эволюционного  направления философского и научного поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, это понимание восходящего  характера эволюции, роста в ней  разума и признание необходимости  нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную, и объективную необходимость активной эволюции ноосферы. Ноосферное направление избрано самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшей разум как свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно.

 

 

 

Список используемой литературы и источников:

  1. Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х 2003ов. Выпуск 1. Н. А. Сетницкий: Н. А. Сетницкий — Москва, ИМЛИ РАН, 2003 г.- 626 с.
  2. К. Э. Циолковский. Философия космизма: В. И. Алексеева — Санкт-Петербург, Самообразование, 2007 г.- 320 с.
  3. Неизвестная Вселенная: Л. В. Лесков — Москва, ЛКИ, 2010 г.- 248 с.
  4. Преображение человека в философии русского космизма: Н. В. Башкова — Санкт-Петербург, КомКнига, 2007 г.- 224 с.
  5. Путями русского космизма. Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной: Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский — Москва, Либроком, 2011 г.- 144 с.
  6. Философия общего дела: Николай Федоров — Санкт-Петербург, Эксмо, 2008 г.- 752 с.
  7.    http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-fedorova.html 

 

 

 


Информация о работе Русский космизм