Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:38, реферат
«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая сказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития ». Марксистское мировоззрение сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практически большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.
Введение………………………………………………………………….3
Русский марксизм……………………………………………………….4
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия:
А) Критика программных установок народников и переход к научному социализму……………………………………………..…….5
Б) Плеханов о преждевременности социалистической революции в России………………………………………………………………….....6
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата…….….7
Г) Политическое завещание Плеханова…………………….8
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Ишимский государственный педагогический институт
Им. П.П.Ершова
Кафедра
истории и социально-
Русский
марксизм. Г.В. Плеханов.
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Шарапова Юлия Андреевна
Студентка 3 курса дневного отделения
Филологического факультета гр.1091.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Палюда
И.А.
Ишим 2011
г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Русский
марксизм……………………………………………………….
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия:
А) Критика программных установок народников
и переход к научному социализму……………………………………………..…
Б) Плеханов о преждевременности социалистической
революции в России………………………………………………………………
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата…….….7
Г) Политическое завещание Плеханова…………………….8
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая сказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития ». Марксистское мировоззрение сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практически большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.
Цель данной работы - анализ, социальной теории К. Маркса, влияние ее на русский марксизм: легальный марксизм.
Объект исследования: марксистская социальная теория.
Предмет исследования: марксизм Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, как различные версии в интерпретации марксовского идейного наследия.
Задачи данной работы:
1. Определить
место и значимость, которые оказала
теория К.Маркса на
2. Раскрыть
сущность марксизма Г.В.
Актуальность данной темы очевидна,
марксистская теория продолжает занимать
важное место в современной жизни общества.
Несмотря на существенные различия в терминологии
и методологии теоретики интересуются,
по существу, одним и тем же теоретическими
проблемами. Это живая область знания
об обществе.
Русский марксизм.
С марксизмом в России познакомились еще в 50-х гг. XIX века, но лишь в царствовании Александра III. Т. е. с 80-х гг., эта теория приобретает самостоятельное значение в русской мысли. Важнейший фактор, создавший для марксизма благоприятную почву, - развитие капитализма в России, возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), сосредоточенный на аграрных отношениях и судьбах общины, видевший главную революционную силу в крестьянстве, оказался не в состоянии решить новые проблемы.
В 60-70-х гг. марксистские идеи были достоянием одиночек. В 80-е гг. марксизм стал идейным знаменем группы «Освобождение труда» - кружка бывших народников, эмигрированных в Западную Европу. К концу века русский марксизм становится зрелым течением политической мысли, имеющим свою социальную базу в лице социал-демократического рабочего движения.
Плеханов первым среди русских социалистов доказывал примеримость марксизма к условиям России. В утверждении в странах буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу. Главная теоретическая заслуга Плеханова - критика программных установок народничества. В 1883 года он опубликовал брошюру «Социализм и политическая борьба», а в 1885 году - «Наши разногласия». В этих работах, обобщая новые явления социально-экономической жизни России, Плеханов демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории. Стремления к мирной реформистской деятельности получили признание и в среде российской оппозиции. Их выразителями наряду с либеральными народниками стали легальные марксисты, экономисты, а впоследствии, хоть и не в полной мере, меньшевики.
Легальные
марксисты - П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н.
Булгаков, назывались так потому, что
действовали в рамках цензуры, - критиковали
либеральное народничество, помогая
преодолевать иллюзии особого пути
России к социализму через крестьянскую
общину, минуя капитализм. Они доказывали,
что Россия уже стала капиталистической
страной, в этом отношении их поддерживал
Плеханов. Но отрицания народничества,
крестьянского социализма стало для легальных
марксистов шагом не к пролетарскому социализму,
а к буржуазному либерализму. Струве в
конечном итоге сформулировал свою политическую
позицию как консервативный либерализм.
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия.
А). Критика программных установок народников и переход к научному социализму.
Плеханов первым среди русских социалистов доказывал применимость марксизма в условиях России. В утверждении в стране буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Главная теоретическая заслуга Плеханова - критика программных установок народничества. В 1883 году опубликовал брошюру «Социализм и политическая борьба», и в 1885 году - «Наши разногласия». В этих работах, обобщая новые явления социально-экономической жизни России, Плеханов демонстрирует идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс, утопический характер их социалистической теории. Критики народничества и вместе с тем обоснованию марксизма посвящена одна из лучших книг Плеханова - «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». (1895 г.), а также ряд больших статей, в том числе «К вопросу о роли личности в истории» и «О материалистическом понимании истории».
«Плеханов пришел к выводу о несостоятельности
народнических воззрений на политическую
борьбу и государства тезиса о примате
социального над политическим. Он прямо
ставит вопрос о захвате власти угнетенными
массами: «Сама логика вещей выдвигает
их на путь политической борьбы и захвата
государственной власти, хотя они и задаются
целью экономического переворота». Рабочий
класс, рассуждает Плеханов, «знает, что
государство есть крепость, служащая оплотом
и защитой его притеснителем, крепость,
которой можно и должно овладеть, которую
можно и должно перестроить в интересах
своей собственной защиты, но невозможно
обойти, полагаясь на ее нейтралитет».
Плеханов пришел к выводу, что освобождение
трудящихся - это путь длительной и суровой
борьбы, что революция станет последним
актом в многолетней классовой борьбе,
которая становится сознательной лишь
постольку, поскольку делается политической
борьбой.
Плеханов пришел к марксизму, к научному социализму, преодолевая различные концепции немарксистского социализма. Это очень важный момент, так как он объясняет исключительную «чувствительность» Плеханова к любым отклонениям от научного социализма.
«Научный социализм - это теория, выводит социализм из уровня развития и характера производительных сил. Все другие мотивы: несправедливость устройства жизни, страдания обездоленных, сочувствие к угнетенным - ничего не значит для научного социализма. Социализм - по научной теории - необходим объективно, так как именно такое устройство общества будет отвечать новому способу добывания человечеством материальных благ, нужных для жизни. Социализм необходим не всегда, а только на определенном этапе развития. И обратно. Социализм перестает быть неизбежным, если в развитии производства ослабляются факторы, вызывающие необходимость социалистического устройства. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей базы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариату принадлежит будущее не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан с соответствующим будущему развитию цивилизации типом производства. И обратно, пролетариат перестанет быть прогрессивным, если тип производства, с которым он связан, перестанет быть главным для развития человечества.
Выводы Плеханова о неготовности России к социализму целиком базируется на концепции научного социализма.
Б). Плеханов о преждевременности социалистической революции в России.
В 80 -х. гг. он писал об авангардной роли пролетариата в предстоящей социалистической революции «Пролетариат, - писал он, - это динамит, с помощью которого история взорвет русское самодержавие». Затем, в начале XX века Плеханов пришел к обоснованию тезиса о незрелости России для такой революции, о неготовности русских рабочих для создания социализма, об отсутствии у него союзника среди крестьянства, о необходимости соглашения с либералами, в силу буржуазного характера предстоящей революции, и в дальнейшем длительного капиталистического развития России.
«Плехановские оценки большевиков с 1905 года подводят к заключению, что социализм, полученный в результате октябрьских событий 1917 года, - не случайность, а закономерность, генетически заложенная в преждевременном захвате власти. «Обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке», предсказал Плеханов задолго до утверждения культа личности Сталина. Еще в 1904 году Плеханов, говоря о последствиях захвата власти партий большевиков, взявший на вооружение принцип демократического централизма, писал: В ее рядах очень скоро не осталось бы места ни для ученых людей, ни для заключенных бойцов, в ней остались бы лягушки, получившие, наконец, желанного царя, да центральный журавль беспрепятственно глотающей этих лягушек одну за другой». Решая вопрос о преждевременности или своевременности захвата власти, Плеханов опирался, прежде всего, на Маркса, согласно которому социализм является необходимым результатом объективного экономического развития, он демонстрировал развитием материальных производственных сил. В таком экономически отсталом государстве, как Россия, «о социалистическом перевороте не могут говорить люди, хоть немного усвоившие учение Маркса».
Плехановская концепция о несоответствии производительных сил и производительных отношений «наоборот», когда производительные отношения не отстали от производительных сил, а напротив, определили их - блестящий ответ всем, кто хотел осуществить социализм немедленно. Главный вывод Плеханова - сегодня реальны и возможны только отдельные меры социалистического типа - целиком сохранят свое значение для начала XXI века. Г.В. Плеханов, призывая стоять на позициях научного социализма, страхует социал-демократию как от любых задержек с применением мер социалистического типа, так и от любых забеганий вперед в этой области.
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата.
Собрания
о закономерностях
Плеханов утверждал марксизм посредством отрицания всей суммы господствовавших среди народников идей. В отличие от Ленина, он не боролся за «наследство», подверг его критике до самых корней так, что и сам признавался позднее, что «перекритиковал» Чернышевского как основной источник народнических предрассудков. На место абсолютизированной Чернышевским и народниками русских пионер русского марксизма поставил западную модель политической теории. «… Теория русской самобьеткости становится синонимом застоя и реакции, а прогрессивные элементы русского общества группируются под знаменем осмысленного западничества», «им по необходимости придется перейти на почвы современного социализма».
Этот «Современный социализм», т.е. представления западной социал-демократии рубежа веков, Плеханов и группа «Освобождении труда» предложили России. Видимо, он все же пренебрегли спецификой своей страны. Сторонники Плеханова в острой политической борьбе уступили перспективу Ленину и большевикам, заменившим народнический «русский социализм», «русский марксизм». Плехановская критика позиции большевиков с теоретической точки зрения не лишена оснований, его прогнозы о судьбах демократии в России подтвердились. Но противопоставить большевикам реальную программу действий Плеханов и меньшевики не смогли, что сделало их маргиналами в революционных событиях, потрясших Россию в начале XX века.