Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:38, реферат
«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной интеллектуальной жизни общества. В истории человечества, пожалуй, еще не было такой научной теории, которая сказала бы столь большое влияние практически на все области социального и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития ». Марксистское мировоззрение сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным вопросам. Практически большинство современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.
Введение………………………………………………………………….3
Русский марксизм……………………………………………………….4
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации марксовского идейного наследия:
А) Критика программных установок народников и переход к научному социализму……………………………………………..…….5
Б) Плеханов о преждевременности социалистической революции в России………………………………………………………………….....6
В) Взгляды Плеханова на диктатуру пролетариата…….….7
Г) Политическое завещание Плеханова…………………….8
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………12
Г) Политическое завещание Плеханова.
В начале XXI века публикуется «Политическое завещание» Г.В. Плеханова. В нем присутствуют самые последние идеи Плеханова, которые он высказал после возвращения в Россию.
По мнению известного ученого, публициста и общественного деятеля, президента фонда Плеханова - Гавриила Попова, в тексте «Политического завещания» есть три «пласта» анализа марксизма. Первый он назвал ортодоксальным. Плеханов горячо подчеркивал, что «общество до настоящего времени развивается в основном по Марксу». Расчет численность пролетариата. Усиливается если не абсолютное, то относительное обнищание масс. Растут пороки капитализма. Словом идет процесс, итогом которого должны стать диктатура пролетариата и социализм. Второй - ревизионистский. Плеханов не был бы Плехановым, если бы не отметил принципиально новые моменты. И эти новые моменты Плеханов - как настоящий сторонник теории научного социализма - связывает с развитием общества, производства, связывает с радикально новой производительной силой, при Марксе еще малозначительной.
«Плеханов пишет: «Анализ сделанный в «Манифесте»», абсолютно верный для эпохи паровой индустрии, стал утрачивать свое значение с приходом электричества». Далее под нажимом борьбы рабочих, «капитализм, да и сам капиталист, стали меняться в лучшую сторону (не видят этого только большевики)». Улучшается жизнь рабочих. Смягчаются противоречия общества.
Общий итог - Плеханов крах капитализма отодвигает в далекое будущее - «потребуется для этого как минимум столетие». Более того, сама теория Маркса, рожденная в условиях европейской цивилизации, вряд ли станет универсальной системой взглядов.
Уходя из жизни, Плеханов, таким образом, находит в себе силы, чтобы признать очевидную правоту тех социал-демократов, с ревизионизмом которых он так страстно боролся долгие годы.
И все же самый главный - это третий пласт анализа. Гавриил Попов называет его немарксистским. Но так как все выводы базируются на методе Маркса и теории Маркса, этот «пласт» правильнее назвать «антимарксистским». Тут Плеханов выходит в сферы, которые смущают его самого как новизной, так и отсутствием доказательств. Но он счел необходимым оставить свои размышления в завещании - ссылаясь на свои права, вытекающие из многолетнего опыта пребывания в рядах марксистов.
Диктатуру пролетариата марксизм выводит из того, что рабочий класс как ведущий класс общества обязан устранить относивший строй и создать новое, соответствующее производительным силам, общество.
Но Плеханов подчеркивает: в XX веке развития
производительных сил связано не с пролетариатом,
а с интеллигенцией. Она, следовательно,
становится ведущим, главным - классом.
Но класс интеллигенции по Плеханову -
гораздо ближе не к узкоклассовым концепциям
политики, морали, культуры и т.д., а к общечеловеческой
составляющей всех этих компонентов цивилизации.
Для интеллигента, для его деятельности,
для творчества обязательным условием
является свобода. Интеллигент, как человек
творческого труда, в принципе ориентирован
на неравенство. И классовая борьба со
стороны интеллигенции не может стать
совершенно иной. Плеханов поэтому считает
невозможной «диктатуру интеллигенции».
Заключение.
Марксизм оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, хотя далеко не всегда оно было удачным. С марксизмом связанно социал-демократическое и отколовшееся от него коммунистическое движение, стремившееся первое - реформаторскими, а второе - радикальными, революционными методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.
Трудно переоценить гениальность Плехановского анализа. Не просто диктатура пролетариата придет только через столетия. Она вообще некогда не придет. Ведь диктатура не самого прогрессивного класса не облегчит, а затруднит развитие общества. Такая диктатура не может лучшим образом организовать процесс развития производительных сил. Плеханов понимал, что это фундаментальное изменение марксизма. Он был абсолютно прав, когда подчеркивал, что его вывод сделан на основе метода Маркса - анализировать процесс производства, а уже затем - надстройки.
В понимание того, что на смену капитализму приходит не социализм, а что-то иное, Г.В. Плеханов внес, таким образом, вполне определенный вклад. Он с сугубо марксистских позиций, в свете нового развития производительных сил, обосновал вывод об утрате пролетариатом роли самого прогрессивного классового этапа истории и соответственно, указал на захват власти пролетариатом и его партией как далеко не лучший вариант для прогресса человечества.
Возможно, что фактором, окончательно определившим парламенту взглядов Плеханова, стали уже первые месяцы практического развертывания на его глазах Ленинского эксперимента по осуществлению диктатуры пролетариата.
Плеханов лучше всех в мире в 1918 году знал
и Ленина, и его учеников и весь большевизм.
Он полтора десятилетия и сотрудничал,
и боролся с ним. Поэтому первых шести
месяцев советской власти, первого же
полугодия практики ленинизма ему, Плеханову,
было вполне достаточно и для обобщающих
оценочных выводов, и для прогнозных соображений.
Практика подтвердила все, что он до этого
предвидел теоретически.
Список литературы.
1. Бердяев Н. А. «Судьба России» М. 1990 год.
2. Попов
Г.Х. «Теория и практика
3. «Антропология мировой политической мысли» Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX век.
4. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2 издание.
5. «История политических учений» учебник для вузов