Схоластика Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:31, доклад

Описание

Начнём с рассмотрения того, что такое схоластика. Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которых схоластика приспосабливала к своим целям).

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26—1274). Он родился в Италии (г. Аквина) в семье аристократов, его отец был государственным чиновником. В детстве Фома много общался с монахами-францисканцами и, в конце концов, заявил родителям, что поедет учиться в Сорбоннский университет (г. Париж) на факультет теологии. Родители не хотели его пускать и даже пытались совратить, пригласив в дом куртизанку. Но Фома не поддался, выхватил из камина горящее полено, накинулся с ним на куртизанку и выгнал ее. После этого родителям все же пришлось отпустить сына в Париж.

Работа состоит из  1 файл

Схоластика Фомы Аквинского.docx

— 23.56 Кб (Скачать документ)

Однако Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, свои коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования  научных аргументов в обосновании  догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы  без искренней веры во Всевышнего.   

Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в  развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви , каковым является до сих пор.  

Аристотелевская аргументация была использована Фомой  Аквинским и в обосновании  христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую  систему католического вероучения, объясняющую практически все  проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество.  

Как и любая  система знаний, признаваемая в качестве официальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени  стало склоняться к окостенению, терять свои творческие потенции. Общая  же направленность этого учения на рационализацию католичества вызывала немало возражений, ибо по мнению многих мыслителей исключала иные способы постижения Бога.  

Уже в конце XIII — начале XIV вв. многие христианские теологи стали критиковать это  учение за излишнее превознесение роли научного знания, подчеркивая религиозно-мистические  свойства христианской веры. С другой стороны, томизма начинают критиковать  светские мыслители, считающие, что  в нем значение науки как раз  принижается. Особенно ярко эта критика  проявилась в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в  историю под именем Эпохи Возрождения.

Информация о работе Схоластика Фомы Аквинского