Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:31, доклад
Начнём с рассмотрения того, что такое схоластика. Схоластика (греч. sholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которых схоластика приспосабливала к своим целям).
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26—1274). Он родился в Италии (г. Аквина) в семье аристократов, его отец был государственным чиновником. В детстве Фома много общался с монахами-францисканцами и, в конце концов, заявил родителям, что поедет учиться в Сорбоннский университет (г. Париж) на факультет теологии. Родители не хотели его пускать и даже пытались совратить, пригласив в дом куртизанку. Но Фома не поддался, выхватил из камина горящее полено, накинулся с ним на куртизанку и выгнал ее. После этого родителям все же пришлось отпустить сына в Париж.
Однако Фома
Аквинский не только христианизировал
философию, но и рационализировал христианство.
По сути дела, он, так сказать, поставил
веру на научную основу. Верующим, и,
прежде всего, свои коллегам-теологам,
он доказывал необходимость
Учение Фомы
Аквинского стало высшим этапом в
развитии западноевропейской схоластики.
После смерти выдающегося философа-теолога,
его идеи постепенно признаются в качестве
основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев,
а затем и во всей Римско-католической
Церкви. Со временем томизм (от латинского
прочтения имени Фома — Тома) становится
уже официальным учением римско-католической
Церкви , каковым является до сих пор.
Аристотелевская
аргументация была использована Фомой
Аквинским и в обосновании
христианской космологии, христианской
гносеологии, христианской этики, психологии
и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский,
наподобие Аристотеля, создал развернутую
систему католического
Как и любая
система знаний, признаваемая в качестве
официальной и неопровержимой, учение
Фомы Аквинского с течением времени
стало склоняться к окостенению,
терять свои творческие потенции. Общая
же направленность этого учения на
рационализацию католичества вызывала
немало возражений, ибо по мнению многих
мыслителей исключала иные способы постижения
Бога.
Уже в конце XIII
— начале XIV вв. многие христианские
теологи стали критиковать это
учение за излишнее превознесение роли
научного знания, подчеркивая религиозно-