Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка
Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА
• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ
• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Философия зародилась в очагах цивилизации:
— Древней Индии;
— Древнем Китае;
— Древней Греции;
— Древнем Риме.
Родоначальниками философии принято считать:
— Лао-цзы (Китай);
— Кун-цзы (Китай);
— Шакьямуни (Индия);
— Заратустра (Персия);
— Иеремия (Палестина);
— Аввакум (Палестина);
— Даниил (Палестина);
— Фалес (Древняя Греция);
— Анаксимен (Древняя Греция);
— Анаксимандр (Древняя Греция).
Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.
Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.
С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.
Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.
Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).
Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.
Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон.
Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи.
Философия:
— теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы;
— явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии:
— создание целостного мировоззрения;
— объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий;
— учение об общих принципах бытия;
— познание сущего;
— исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии:
— она является всеобщей и абстрактной;
— в ней присутствует значительный ценностный компонент;
— она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);
— она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;
— она является результатом самосознания всей культуры.
Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия — своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием.
Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм. Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе.
Основные проблемы философии:
— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);
— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);
— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);
— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);
— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:
— онтология (философия бытия);
— гносеология (теория познания);
— логика (познание принципов мышления);
— аксиология (учение о ценностях);
— эстетика (изучение прекрасного);
— антропология (исследование проблем природы, сущности человека);
— праксеология (социальная философия).
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях религиозной семьи;
— обучение в школе;
— опыт жизни;
— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.
Язык — это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.
Язык — символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка — это слова и предложения, а также составленные из них тексты.
В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:
— первая — философия имени (вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность);
— вторая — философия предиката (предикат — языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката — это философия высказываний, обладающих функцией истинности);
— третья — философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).
Язык обладает:
— обозначающей функцией — слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;
— коммуникативной функцией — предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;
— общественной природой — это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.
Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.
Язык философии — это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.
Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.
Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:
— возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;
— стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Логику языка образует его грамматика, смысл языка — его семантика, а практическое значение языка — прагматика.
В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.
Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.