Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка
Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"
• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА
• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ
• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ
В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.
Формализованные языки — это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
— является ли философия наукой;
— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
— на первоначальные позиции ученого;
— его отношение к миру и познанию;
— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:
— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;
— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.
В науке различают:
— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.
Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
— нравы и обычаи;
— язык и письменность;
— характер одежды, поселений, работы;
— постановка воспитания;
— экономика;
— военное дело;
— политическое и государственное устройство;
— наука;
— техника;
— искусство;
— религия;
— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
Философия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.
С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.
В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:
— конечен или бесконечен мир;
— существует ли абсолютное, окончательное знание;
— в чем человеческое счастье;
— какова природа зла.
К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:
— какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;
— как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;
— как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;
— как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;
С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.
Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.
Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:
— для лучшей ориентации в своей специальности;
— для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.
Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.
Предметом философских размышлений всегда были:
— природный и общественный мир;
— человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.
Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:
— обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;
— открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;
— прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
История философии:
— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;
— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);
— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;
— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;
— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;
— активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;
— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.
Важнейшие системы историко-философского процесса:
— теологическая философия (движущая сила — Бог);
— метафизическая философия (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
— материалистически-
Философия истории бывает:
— индивидуалистическая;
— коллективистская;
— детерминистская (фаталистическая);
— индетерминистская (активистическая).
В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.
Основные проблемы в истории философии:
— смысл и цель человеческой жизни;
— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.
Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX — начала XX вв.; философия XX в.
С объективной стороны история философии — это философия в своем историческом развитии, процесс развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские системы). С субъективной стороны история философии — это научное истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который взят в определенной хронологической последовательности и внутренней взаимосвязи.