Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалки 2.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)


19 В системе управления воспитательной работой на факультете особое значимое место принадлежит куратору студенческой группы. Куратор организует и направляет воспитательный процесс в академической группе; являясь посредником между деканатом и студенческой группой, информирует студентов о важнейших событиях вузовской и факультетской жизни; осуществляет контроль за учебной и внеучебной деятельностью студентов.

Задачи воспитательной работы куратора исходят из общей воспитательной стратегии на факультете:

1.                     Содействовать созданию, сплочению и воспитанию коллектива студенческой группы.

2.                     Оказывать организационно-педагогическую помощь студентам в преодолении адаптационных трудностей.

3.                     Содействовать  в организации эффективной самостоятельной работы студентов, контролировать ход  ее выполнения.

4.                     Координировать требования и усилия преподавателей, работающих в группе.

5.                     Осуществлять индивидуальную и групповую воспитательную работу со студентами.

 

 

17 Дидактическое и методическое мастерство преподавателя проявляется не только при планировании, организации и проведении лекционного, но и семинарского (практического, лабораторного) занятия.

Практическое занятие предназначено для углубленного изучения дисциплины и выработки у студентов компетенций, т. е. способностей применения усвоенных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Методика проведения практического занятия может быть различной. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель – формирование профессиональных или специальных компетенций. При этом цель занятия должна быть ясна не только преподавателю, но и студентам.

Структура практического занятия включает в себя: вступительное слово преподавателя; практическая часть как плановая работа; заключительное слово преподавателя; обмен мнениями.

Разнообразием может отличаться лишь практическая часть занятия. Это может быть выполнение заданий, решение задач, обсуждение прочитанных материалов, тренировочные упражнения, проведение микроисследований, наблюдение и др. Роли преподавателя в ходе занятия: консультант, помощник, модератор, организатор.

Семинарское занятие преследует цели детального изучения и закрепления темы. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в обсуждении вынесенных на рассмотрение вопросов или проблем. На семинаре должно происходить активное обсуждение вопросов, высказывание своей позиции по обсуждаемому, звучать дополнения, оценочные суждения и др.  Функция преподавателя – помощь в правильном построении обсуждения, поддержка дискуссии, конструктивный анализ всех выступлений.

Дидактическое мастерство преподавателя при организации и проведении семинарского занятия заключается в оптимальном выборе содержания и методов обучения, в педагогически целесообразном отборе форм участия студентов в коллективной работе.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы студентов. В практике применимы как традиционные семинары, так и рефлексивный семинар, поисковый семинар, семинар-конференция, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-исследование.

К семинарскому занятию предъявляются следующие группы требований:

1.Требования организационного характера:

- наличие четкого расписания семинарских занятий;

- обеспеченность студентов необходимой обязательной учебной литературой и методическими рекомендациями.

2. Требования методического характера:

- наличие планов семинарских занятий;

- наличие методических указаний к семинарским занятиям;

- оптимальное число (3-4) вопросов для обсуждения;

- соблюдение принципов обучения;

- использование различных методов и приемов обучения в ходе семинарского занятия.

3. Качественные характеристики семинарского занятия:

- научно-теоретический уровень;

- подготовленность студентов и преподавателя к занятию;

- глубина рассмотрения вопросов;

- внесение в обсуждение элементов дискуссии;

- уровень усвоения студентами учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 Важной формой обучения в вузе является лекция, представляющая собой систематичное, последовательное изложений преподавателем определенного раздела учебной дисциплины. Чтение лекционных курсов – один из важнейших, наиболее сложных и ответственных видов работ вузовских преподавателей. Преподавателю, читающему курс лекций, необходимо сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.

На высоком научном уровне читаемые лекции имеют важное значение для успешного усвоения студентами знаний, для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов. Лекция – методологическая и организационная основа для других форм учебных занятий, в том числе и самостоятельной работы студентов.

Эффективная лекция сочетает в себе глубокое содержание с рациональной формой его изложения, оптимальную методику подачи материала. Цели лекции: заложить фундамент знаний по теме, проблеме; сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения и закрепления учебного материала; показать основные теоретические подходы к изучению темы.

Методически лекция должна отвечать определенным требованиям:

- содержать в построении три звена: вводная часть, изложение основного материала, заключение;

- отвечать современному уровню отрасли науки и практики;

- обладать внутренней композиционной стройностью, логичностью;

- проводиться преимущественно в активной форме;

-соединять в себе учебное и научное начало;

- давать направление для СРС;

- носить проблемный характер, вызывать познавательный интерес;

- превосходить и дополнять учебные пособия;

- отличаться выразительностью, эмоциональностью, живостью изложения и др.

Этапы подготовки преподавателя к чтению лекции:

- составление общего плана курса лекций (просмотр ФГОС, учебного плана, УМК или учебной программы);

- распределение часов и календарных сроков;

- просмотр научной и учебной литературы по теме;

- определение цели и задач лекции;

- определение основной «канвы» содержания лекции;

- подбор литературы, необходимой для подготовки содержания лекционного материала, его адаптация к уровню знаний студентов;

- уточнение формулировки темы, составление плана лекции;

- распределение подобранного материала по пунктам плана;

- написание конспекта лекции с вычленением главного в помощь студентам при написании лекции;

- подбор примеров, иллюстративного материала, статистики;

- дидактическая обработка всей лекции.

Конспект лекции может быть представлен в различной  форме (от полного текста до сжатых тезисов), однако он должен обязательно содержать: а) точно сформулированную тему, совпадающую с учебной программой; б) план лекции; в) список литературы; г) текст (любой формы) содержания лекции с выделением основного, главного.

При чтении лекции необходимо учитывать ряд методических правил:

- своевременное начало и конец;

- четкое сообщение темы и плана лекции;

- представление цели лекции;

- установление связи с предыдущей лекцией;

- строгое следование плану лекции без отклонений от обозначенных вопросов;

- более подробное изложение сложного материала или материала, слабо освещенного в учебниках;

- выводы после каждого вопроса и общий вывод в конце лекции;

- интонационное выделение главных моментов;

- точность формулировок, четкость проговаривания терминов, фамилий, иностранных терминов;

- единый темп говорения и записи;

- учет фаз в динамике восприятия информации;

- активизация познавательной деятельности студентов и др.

Помимо традиционных видов лекционных занятий в практике вузовского лекционного преподавания используются лекция-вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-визуализация, проблемная лекция, видеолекция и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Важнейшей составляющей профессионально-педагогического мастерства вузовского преподавателя является его дидактическое мастерство.

С позиций личностного подхода к трактовке мастерства дидактическое мастерство преподавателя представляет собой определенную совокупность свойств личности, способствующих достижению высокого уровня самоорганизации преподавательской деятельности. При деятельностном подходе к трактовке мастерства дидактическое мастерство преподавателя определяется как совершенное владение преподавателем методами и приемами обучения.

Роль и значение дидактического мастерства в профессиональной деятельности вузовского преподавателя трудно переоценить ввиду того, что его учебно-методическая работа является ведущей, важнейшей и определяющей общий уровень профессионально-педагогического мастерства.

Опираясь на общую структуру профессионально-педагогического мастерства вузовского преподавателя возможно выделение структурных компонентов его дидактического мастерства. Так, гуманистическая направленность личности преподавателя учебной дисциплины может быть ярко выражена в процессе решения дидактических задач с центрацией на общеинтеллектуальное и профессиональное развитие личности студента.

Профессиональное знание служит основой всей педагогической деятельности преподавателя. Особое место в структуре профессионального знания занимают знания общей дидактики и дидактики высшей школы, вооружающие преподавателя глубокими знаниями общих закономерностей и принципов процесса обучения, пониманием его структуры и этапов организации. Помимо этого в систему педагогического знания преподавателя неотъемлемой ее частью входит знание методики обучения конкретной учебной дисциплины. Таким образом, основываясь на положении о том, что дидактическое мастерство выражается в грамотном владении основами преподавательской деятельности и успешном применении известных в педагогической науке и практике дидактических приемов, отметим в качестве важного компонента дидактического мастерства систему общедидактических и методических знаний преподавателя.

Среди педагогических способностей, входящих в общую структуру профессионально-педагогического мастерства преподавателя вуза, для дидактического мастерства особо значимы коммуникативность, динамизм и креативность личности. Они во многом предопределяют результаты как обучения в целом, так и самореализации дидактического потенциала личности преподавателя.

Педагогическая техника  в структуре дидактического мастерства представляет собой комплекс умений и приемов личностного воздействия (вербального и невербального) преподавателя на студента в процессе обучения. В процессе обучения от преподавателя в полной мере ожидается реализация таких умений управлять собой, как умение управлять своим эмоциональным и рабочим состоянием, умение владеть техникой речи. Так как обучение представляет собой  процесс взаимодействия преподавателя со студентами с целью профессионально-личностного развития последних, то преподаватель призван владеть такими умениями взаимодействия и воздействия на других, как дидактические умения; организаторские умения; коммуникативные умения; владение техникой контактного взаимодействия; владение техникой невербального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"