Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
18 Воспитание студентов в условиях вуза - одна из ведущих категорий педагогики высшей школы. Оно трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств. Сущность и глубинный смысл воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания молодого человека, чтобы найти затем свое выражение в моделях того или иного поведения или способа деятельности.
Процесс воспитания студента есть управление процессом становления его личности как профессионала и гражданина. Это есть создание условий для его профессионально-личностного саморазвития и самоактуализации.
Исходя из общей теории управления, можно сказать, что воспитание как управление процессом формирования личности специалиста включает в себя следующие функции:
- диагностика уровня воспитанности, образованности и развития студента;
- проектирование развития личности специалиста, планирование необходимых воспитательных воздействий;
- организаций воспитательных воздействий;
- регулирование и мотивация деятельности личности;
- итоговый учет, анализ результатов воспитательных воздействий, контроль соответствия воспитательных результатов проекту развития.
Управление воспитательной работой осуществляется на различных уровнях. Так, ректорат определяет и разрабатывает политику в сфере воспитания, а также план воспитательной работы вуза. Деканат осуществляет планирование и организацию воспитательной работы на факультете согласно утвержденному плану воспитательной работы вуза; координирует воспитательную работу кафедр и кураторов факультета; совместно с органами студенческого самоуправления участвует в подборе и расстановке руководителей общественных организаций; оказывает помощь студентам в планировании и организации деятельности, имеющей воспитательную направленность. Кафедры осуществляют подбор преподавателей-кураторов; в рамках дисциплин кафедры обеспечивают воспитательную направленность учебного процесса.
С позиций системного подхода воспитание студентов представляет собой совокупность таких элементов, взаимосвязанных между собой, как цель, содержание, технологии, формы и методы воспитания, его результаты.
Целью воспитания студентов в условиях высшей школы служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности.
С позиций компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов высшей квалификацией.
Задачи воспитательной работы в вузе:
- воспитание духовно развитой, современно и перспективно мыслящей личности;
- создание организационно-педагогических условий для формирования у студентов личностных и профессионально значимых качеств, которые дадут им возможность активного профессионального и личностного роста в условиях динамично развиващегося демократического, многонационального общества и государства;
- формирование у будущих специалистов глубокого понимания социальной роли профессии, позитивной и активной установки на ценность избранной специальности, ответственного отношения к профессиональному долгу.
На личностном уровне воспитание связано с дальнейшим формированием жизненной позиции молодого человека, содействием в поиске ответов на вечные вопросы: отношение к миру, жизни, себе, окружающим, прошлому, настоящему и будущему. В этой совокупности можно выделить три основные группы проблем:
1) каков мир, как к нему относиться, что есть Добро и Зло, во что и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни, т.е. наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования;
2) как строить собственную жизнь, какой предпочесть образ жизни, какие ценности считать своими, к какой традиции примкнуть, к чему стремиться в профессиональной деятельности, кого считать своим образцом, чему посвящать досуг и другие жизнестроительные проблемы;
3) как относиться к людям, окружающим, близким, друзьям и недругам; как строить отношения в семье и разрешать конфликты, воспитывать детей; как относиться к людям другой национальности, культуры, веры и др., т.е. моральные проблемы.
Относительно формирования жизненного вектора личности перед преподавателями стоит сложная воспитательная задача ориентации студентов на образ человека, который верит в свои собственные силы и возможности, намерен утвердить себя в жизни за счет собственного ума, собственной деловой активности, построенной на свободе выбора и ответственности за этот выбор.
Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе со студентами:
- гуманистической направленности;
- целостности учебного и воспитательного процессов;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания;
- творческого начала в воспитании;
- последовательности и систематичности;
- ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов.
Содержание воспитательной работы в вузе включает в себя различные направления, основными из которых являются профессиональное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, физическое, трудовое и др.) выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз, учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления, которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением, центрирующим все другие направления воспитательной работы, является профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется профессиональная культура.
7. Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой представлены совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.
Профессиограмма преподавателя вуза – научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
Большой вклад в разработку научно-теоретической модели преподавателя высшей школы внесли ученые-педагоги В.А.Сластенин и Н.В.Кузьмина, разработавшие теоретические основы педагогической деятельности, ее содержания и структуры.
Профессиограмма преподавателя состоит из разделов.
Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя
В этом разделе представлены профессионально значимые личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция, профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство, интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство нового и др.
Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя
В данном разделе представлены требования к знаниям и умениям преподавателя по специальности.
Специальные знания
- знание предмета на уровне науки;
- знание современных достижений и перспективных направлений развития данной науки;
- знание современного состояния данной отрасли производства;
- знание области профессиональной деятельности по специальности;
- знание ГОС ВПО;
- знание действующих вузовских учебных программ и учебников по предмету;
- знание цели и задач обучения предмету;
- знание места своей дисциплины в общей системе подготовки специалиста.
Специальные умения
- умения по специальности ………….
Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя
В данном разделе представлена совокупность необходимых для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики и психологии.
Психолого-педагогические знания
- знание педагогики и психологии высшей школы (теория обучения, теория воспитания, психология студенчества и др.);
- знание теории педагогической деятельности;
- знание современных концепций высшего профессионального образования;
- знание методики обучения предмету.
Педагогические умения
- диагностические умения;
- проектировочные умения;
- конструктивные умения;
- коммуникативные умения;
- организаторские умения;
- аналитические умения
Раскроем более детально вопрос о педагогических умениях.
Педагогические умения – педагогические действия преподавателя, образующие «технику» в его педагогическом труде. Выделенные выше группы педагогических умений соответствуют структурным компонентам педагогической деятельности, а именно: диагностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и аналитический (оценочный) компоненты.
Диагностические умения преподавателя
- диагностировать начальный, промежуточный и итоговый уровни знаний, умений, навыков и компетенций студентов;
- диагностировать педагогическую ситуацию в студенческой группе;
- выявлять (определять) уровень воспитанности и общей культуры студента;
- и др.
Прогностические умения преподавателя
- прогнозировать результаты обучения и профессионального воспитания студентов;
- выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;
- планировать свою учебно-методическую (воспитательную) работу со студентами;
- прогнозировать возможные трудности и ошибки студентов в процессе обучения;
- и др.
Конструктивные умения преподавателя
- научно обоснованно строить образовательный процесс;
- отбирать и применять эффективные технологии, методы, формы, приемы и средства обучения и профессионального воспитания;
- организовывать и управлять СРС;
- активизировать учебную деятельность и процесс творческой самореализации студентов;
- и др.
Коммуникативные умения преподавателя
- устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к студентам;
- создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический климат;
- управлять поведением студентов;
- мысленно ставить себя на место студентов;
- увлекать студентов, заинтересовывать их профессионально ценными перспективами;
- находить наилучшую форму педагогических требований;
- и др.
Организаторские умения преподавателя
- организовывать учебную деятельность студентов;
- организовывать свою преподавательскую и воспитательную деятельность;
- организовывать различные профессионально ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.
Аналитические умения преподавателя
- анализировать полученные результаты обучения и воспитания студентов;
- анализировать опыт преподавателей, природу успехов и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
- соотносить свой педагогический опыт с педагогической теорией;
- анализировать сравнительную эффективность применяемых методов, приемов и средств обучения;
- и др.
Содержание профессиональной деятельности преподавателя вуза.
В содержании деятельности вузовского преподавателя выделяют:
а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);
б) внеучебную работу.
Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.