Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:58, шпаргалка
1.Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
1.Философия - общая теория мира и человека в нем.
Философия и мировоззрение органично
связаны друг с другом. Мировоззрение
- это система взглядов на объективный
мир и место человека в нем. В формировании
мировоззрения особую роль играет философия.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
знание ( обыденные и научные ), убеждения,
вера, принципы. Оно выполняет функцию
познания человеком окружающего мира.
Оно вбирает в себя опыт познания человеком
окружающего мира, философия же ориентирована
на раскрытие общих принципов устройства
мира и важнейших его характеристик. Она
не стремится ответить на все познавательные
вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие
вопросы. С помощью философии, мировоззрение
достигает упорядоченности, обобщенности
и теоретичности. Философия определяет
характер и общую направленность мировоззрения.
Кроме того мировоззрение и философия
решают проблемы человека в различных
аспектах. Так мировоззрение включает
в себя самые различные сведения о человеке,
а философия решает проблемы в общей форме.
Философия зародилась около 2500 лет
назад в странах востока: Индии,
Греции, Рима. Наиболее развитые формы
она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия
пыталась вобрать в себя все знания, т.к.
отдельные науки не в состоянии были дать
целостную картину мира. Вопрос о том что
есть мир - основной вопрос философии.
Философия стремилась понять не только
мир вне человека, но и самого человека.
Философии свойственно стремление к максимальному
обобщению результатов познания. Она изучает
не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань
общества и имеет большое воздействие
со стороны общества. На нее влияют политический
и общественный строй, государство, религия.
С другой стороны и сама философия влияет
на исторический процесс своими передовыми
идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию,
т.е. помогает сформировать целостную
картину мира.
2. методологическая, поисковая функция.
В этом смысле она формулирует правила
познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет
критику существующего в обществе порядка
вещей.
4. конструктивная функция. Она означает
способность отвечать на вопрос о том,
что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение
будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии
в выработки идеологии как системы взглядов
и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры.
Философия является стержнем духовной
культуры общества. Она формулирует наиболее
значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует
развития у человека способности к теоретическому
мышлению, через нее передается познавательный
образ.
2.Материали́зм (от лат. materi
Термин «материализм» был
Представители: Аристотель, К. Маркс, Ф. Энгельс
Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-
Идеализм утверждает первичность идеального духовно
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бы
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
3. Специфика мифологического мировоззрения в этом смысле, состоит в том, что оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предшествующих поколений, а обрывочными картинами мира, носящими сугубо индивидуальный и образный характер. В рамках такой картины, природа, общественные явления отражаются и мотивируются к такому отражению лишь в той степени, насколько возникает потребность у самих людей в этом отражении.
Мифологическое мировоззрение
на этом этапе становления общества
характеризуется
Главным в мифологическом сознании
выступает образ, чем, собственно, и
отличается мифология от философии,
где преобладает уже
Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью – в мифе всегда есть присутствие нерасчлененного представления между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подвластно, если проблема решается коллективно.
4. Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Как справедливо отмечает В.В. Соколов, для первобытного человека характерно "огромное преобладание коллективного над индивидуальным. В эту эпоху почти еще нетронутой природы субъект минимален, а объект максимален" [2].
Мифологические представления могли быть только образами. А ""образ", как бы мы ни мудрили, есть зрительный "внешний вид", зрительная "наружная" сторона предмета. Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления... при всей их суммарности не содержали ни доли обобщения. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта" [4]. Поэтому метафоры мифа, хотя и носят очень конкретный характер, выступают бескачественными образованиями.
Итак, миф как первая историческая
форма целостного понимания мира
на уровне первобытного сознания был
одним из важнейших источников философского
знания. Подвергшись определенной рациональной
интерпретации, ряд особенностей мифологического
сознания перешел в философию. В
первую очередь - поэтическое, образное
восприятие мира, которое очень важно
для любого человека при его стремлении
к целостному ощущению бытия. В то
же время в противовес мифу с его
неразделенностью субъектно-объектных
отношений философия с самого
начала выступает как форма
«Логос» по-гречески означает «знание».
Процесс отделения объективных эмпирических
знаний о мире от их мифологической оболочки
– это переход «от мифологических представлений
к теоретическому мышлению» [2].
Для того чтобы от мифологических представлений
о мире перейти к научным, античному человеку
было необходимо пройти две ступени осмысления,
в работе [2] они четко сформулированы
2. Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности объективно-субстациональным представить мир, как вещное образование, подлежащее объективному рассмотрению.
5. Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.[1] С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.).
индийская философия также занималась
преимущественно религиозными проблемами,
однако она уделяла больше внимания
размышлениям над познанием трансцендентного
Мировоззрение Ригведы (санскр. ऋग्वेद, ṛgveda?, «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» и происходит от корня «vid-», (санскритское «знать»), реконструированное как произошедшее от прото-индоевропейского корня «*weid-», означающего «видеть» или «знать»[2]. «*Weid-» — также источник происхождения английского слова «wit», так же, как и латинского «vision»], а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 года до н. э.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий.
В течение этого периода
Буддизм в Индии угасает, джайнизм
теряет свое значение. Веданта и
ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться;
характерно прежде всего возникновение
реалистических вишнуитской и шиваитской
систем, которые в схоластической форме
пытались доказать, что Брахман брахманистских
сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шакт
6. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Глубокие политические
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.[1]: