Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:58, шпаргалка
1.Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического
7. Субста́нция
(лат. substantia — сущность; то, что лежит в
основе) — философская категория классической
рациональности для обозначения объективной
реальности в аспекте внутреннего единства
всех форм ее проявления и саморазвития.
Субстанция неизменна в отличие от перманентно
меняющихся свойств и состояний: она есть
то, что существует в самом себе и благодаря
самому себе. Первопричина происходящего.
Как правило именно субстанции приписывают
свободу, как возможность определять само
себя лишь посредством своих собственных
оснований. То есть она не может и не должна
иметь сторонней по отношению к себе действующей
силы. Традиционно принято выделять 2 вида
субстанций — Дух и Материя.
Проблемы определения
Основная проблема чёткого
определения что такое субстанция, заключается
в том, что если, например, рассматривать
не просто мироздание, бытие и небытие,
а вообще всё, то возникает вопрос о том,
какой же неизменный основной принцип
(атрибут) лежит в основе субстанции из
которой состоит вообще всё (то есть материя,
мысли, чувства, пространство, душа и так
далее). Причём очевиден тот факт, что всё
очень разнородно и разнообразно, но для
определения этой «всеобщей субстанции»
нужно выявить сходство между всеми разнообразными
элементами этой «всеобщей субстанции»
(которая составляет вообще всё, без исключения).
Один из подходов в философии заключается
в том, что «всеобщая субстанция» иерархически
не подчинена единому универсальному
атрибуту, но подчинена одновременно нескольким
иерархически-независимым друг от друга
атрибутам (первопричинам). Сейчас, например,
существуют философы, утверждающие что
бытие состоит (включая материи) из трёх
независимых субстанций.
Монизм
Мони́зм (от др.-греч. μόνος
— один, единственный) — философское учение,
согласно которому кажущиеся различными
виды бытия или субстанции в конечном
счете сводятся к единому началу, общему
закону устройства мироздания. В отличие
от дуализма и плюрализма, предполагающих
существование двух и множества субстанций,
монизм отличается большей внутренней
последовательностью и монолитностью.
Философский монизм
В философии существует
три вида монизма:
1. Идеализм, феноменализм,
ментальный монизм утверждает, что единственной
реальностью является идеальное, материальная
действительность порождается активностью
некоторых идеальных форм (человеческого
сознания или Бога).
2. Нейтральный монизм
утверждает, что ментальное и материальное
может быть сведено к некой третьей субстанции
или энергии.
3. Физикализм или материализм
утверждает, что единственной реальностью
является материальное; ментальное или
духовное сводится к материальному.
Другие позиции относятся
к одной из вышеназванных категорий.
Дуализм
Дуализм — термин, имеющий
несколько значений в истории человеческой
мысли. В определённой области знания
понятие включает в себя пересечение двух
фундаментальных классов вещей или принципов,
взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих
свою структуру.
Дуализм в философии
Дуализм — философское
учение, которое признаёт равноправие
идеального и материального, но не признаёт
их относительность.
Исторические разновидности:
Картезианство. Окказионализм.
Дуализм в философии сознания
В философии сознания
дуализм — это дуализм души и тела, точка
зрения, согласно которой сознание (дух
— нематериальный ресурс) и материя(физическое
тело — материальный ресурс) представляют
собой две взаимодополняющие и равные
по значению субстанции. Как правило, основывается
на общефилософском дуализме. Основоположниками
являются Аристотель и Декарт.
Создав глубоко противоречивое
дуалистическое учение об источниках
познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего
развития философской мысли, попытавшейся
в принципе по разному устранить эту половинчатость.
Их последователи создали мировоззрение
дуализма основанное на законах и принципах
разума. (См. законы, принципы разума). Теперь
дуализм — стройная теория, имеющая основой
собственные аксиомы.
Дуализм отличают от монизма
и плюрализма.
Плюрализм
Плюрализм (от лат. pluralis
— множественный) — философская позиция,
согласно которой существует множество
различных равноправных, независимых
и несводимых друг к другу форм знания
и методологий познания (эпистемологический
плюрализм) либо форм бытия (онтологический
плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую
позицию по отношению к монизму.
Термин «плюрализм» был
введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом,
последователем Лейбница для описания
учений, противостоящих теории монад Лейбница,
в первую очередь различных разновидностей
дуализма.
Плюрализм в философских
системах
Примером плюрализма могут
служить теории древних мыслителей, выдвигавших
в качестве основы всего сущего такие
разнообразные начала, как земля, вода,
воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).
В конце XIX—XX веке плюрализм
получил распространение и развитие как
в андроцентрических философских конценциях,
абсолютизирующих уникальность личного
опыта (персонализм,экзистенциализм),
так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма
Джеймса, философия науки Карла Поппера
и, особенно, теоретический плюрализм
его последователя Пауля Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм
как методологический подход в науке,
подчёркивая субъективность знания и
примат воли в процессе познания (Джемс),
историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд)
обусловленность знания, критикует классическую
научную методологию и является одной
из посылок ряда антисциентистских течений.
7. Философия, в отличие от конкретных наук,
изучает всеобщее в системе отношений
«человек-мир». Но эти отношения — многообразны,
поэтому в зависимости от того, какие именно
отношения мы выделяем, и какие вопросы
считаем главными — выделяют разделы философии,
или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) — онтология
познавательные (Как познается мир?) —
теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое
плохо?) — аксиология
этические (Что такое добро и зло?) — этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) —
эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) —
праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим
духовной культуры, возникают бинарные
концептуальные образования: социальная
философия, философия техники, философия
искусства, философия истории, философия
права, философия собственности и пр. То есть
наряду с упрочением целостности в ней
нарастает и многослойность.
Наш курс включает в себя лишь изучение
онтологии и гносеологии, как разделов
философского знания. Другие разделы могут
затрагиваться в курсах социологии, культурологи,
политологии и пр.
Особое внимание будет уделяться философии
науки, философии техники и инженерного
знания. Но изучение этих частных «философий»
требует обязательного предварительного
освоения общефилософского категориального
аппарата, методов ведения философских
рассуждений, дискуссий. Таким образом,
наш курс, в целом, построен на дедуктивном
принципе «от общего к частному»: Что есть
мир? — Как мы его постигаем? — Как осваивается
мир в науке и технике?
8. Следует отметить, что современной философия становится, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «Современная философия» не отличается, например, от «Античной философии»: и та, и другая имеют смысл только тогда, если в их изучении происходит не отстранение проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение. При этом, однако, мы говорим о таких направлениях, как феноменология и герменевтика, философская антропология и философия жизни, структурализм и философия языка именно как о направлениях современной философии, так как в них и явило себя осмысление тех проблем, которые стали актуальны для человечества, особенно ее европейской части, именно сейчас.
Но в контексте истории «
Сознание, формы жизни, особенности языковой определенности, мировоззрение — изменение всего этого в человеческом опыте происходит постоянно, но потому же и незаметно. Поэтому, когда мы говорим о актуальной современности «сейчас», имеем в виду то настоящее, которое не является настоящим всей европейской культуры как единого целостного начала, но которое пришло к нам изнутри этого начала.
Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. В XX веке все коренным образом изменилось. Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно «воспитывают» народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности.
Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы «разбудить» человека, заставить думать и жить самостоятельно.
Современная философия, прежде всего, анти идеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Современная философия, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества.
Философские проблемы — это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.
2 XX век и философские проблемы
Для философского знания XX века характерна
эволюция к исследованию проблем
сущности и существования человека,
опираясь не только на позитивистские
взгляды, но и философские традиции
христианства, буддизма, школ солипсизма
и интуитивизма, экзистенциализма и
других направлений, которые в начале
XX века считались как ненаучные.
В свою очередь, наиболее авторитетные
представители этих философских
направлений находят в
Тенденции интегративизма различных школ и направлений в философском знании в конце XX века стал заметно сочетаться с интегративными тенденциями самой философии с гуманитарными и естественным науками, благодаря чему создается новое философское знание и новые способы философствования.
В XX веке философия все больше стремится
к тому, чтобы исследовать мир
комплексно, опираясь на множество
факторов, понимая происходящие в
мире процессы как нелинейные, стохастические,
происходящие в открытых динамических
системах, каждая из которых имеет
множество вариантов своего последующего
развития, а также и истолкования.
Именно в фундаментальных знаниях
современности, основанных на успехах
и достижениях
Философия XX века открывает и разрабатывает
новые области
Современная философия выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - проблему выживания человечества, неразрывно связанную с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека. Вместе со всей духовной культурой современного мира, она стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XX века современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения.
Краткий обзор развития философского
знания в двадцатом веке показывает,
сколь разительно эволюционировала
философская мысль. Так, вместо господствующих
направлений материализма и позитивизма
выдвигаются разнообразные
Вместо традиции рассмотрения мира с позиций неостановимого научно-технического и социального прогресса приходят концепции нулевого роста и сдерживаемого развития, а тезис покорения природы и переделки ее в интересах человека меняется под воздействием экологической науки на проблемы гармонизации взаимодействия природы и человека. В этой связи становится понятным стремление философов второй половины XX века стремление анализировать бытие через аргументацию философии жизни, экзистенциализма и персонализма.
Современная философия справедливо считает, что наука — значимый, но не единственный путь познания мира, обеспечивающий человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность, более того, она не отрицает ни мистического, ни эзотерического, ни экологического, не ценностного подхода к миру. Поэтому философия XX века не только связана с наукой, но пытается заново осмыслить мистические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и в магии, в давно отброшенных средневековых трактатах алхимиков и врачевателей, в социальных утопиях самых разных времен
Вместо позитивистской философии приходит толерантное отношение к любым формам осмысления мира, а вместо соперничества между собой философских школ - принцип взаимо-оправдания и дополнительности философских направлений, основанный на стремлении к интеграции всего философского знания.
Таким образом, современная философия - философия XX века, представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.
9. Проблема познаваемости мира.
Познание - это процесс
духовного освоения человеком мира;
цель его - постижение истины. До XIX в. познание
изучалось в единстве с онтологией
в рамках теоретической философии.
В прошлом веке изучение процесса
познания выделялись в самостоятельную
науку -гносеологию (от греческого gnosis
- познание). В последние десятилетия философы
обычно используют более употребительное
в англоязычных странах понятие эпистемология
(от греческого episteme - знание); принципиальной
разницы между двумя названиями нет. Эпистемология
- это часть философии, изучающая то, как
мы получаем знание о разных предметах,
каковы границы нашего знания, насколько
достоверно или недостоверно человеческое
знание.
В истории философии сложились два подхода
к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский
и агностический. Агностицизм это учение,
убеждение, установка, отрицающая возможность
достоверного познания сущности материальных
систем, закономерностей природы и общества.
Агностическая линия в философии имеет
давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист
Протагор, касаясь возможности познания
окружающих явлений, обосновал взгляд,
согласно которому "как оно кажется,
так оно и есть ", разным людям свойственны
разные знания, разные оценки одних и тех
же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности
достоверного, общезначимого знания существа
окружающих явлений. В школе софистов
ставилась цель обосновывать любые суждения,
точки зрения, прибегая даже к логическим
передержкам и парадоксам-софизмам.
Ранней формой агностицизма считается
скептицизм, основатель которого, Пиррон,
считал достоверными чувственные восприятия
и полагал, что заблуждение возникает
при попытке перейти от явления к его основе,
сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению
о предмете, его сущности может быть с
равным правом противопоставлено противоречащее
ему суждение. Такой ход мысли привел Пиррона
к позиции воздержания от окончательных
суждений.
Виднейшим представителем агностицизма
в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал,
что в научном эксперименте и обыденном
опыте следствие отличается от причины,
а поэтому не может быть в ней выявлено.
Из этого, по его мнению, следовало, что
доказать существование причинно-следственных
связей невозможно, так как они не выводимы
из опыта и не устанавливаемы логическим
выделением следствий из причин. Есть,
однако, субъективная причинность - наша
привычка, наше ожидание связи одного
явления с другими и фиксация этой связи
в ощущениях. За пределы этих психических
связей, согласно Юму, мы проникнуть не
можем.
И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма,
в существовании вне сознания материальных
"вещей самих по себе", считал их в
принципе непознаваемыми. Познаваем, по
Канту, лишь мир явлений. "Вещи в себе"
познанием не достигаются, они неуловимы.
К позиции Канта примыкают концепция "физиологического
идеализма" И.П. Мюллера, "теория символов",
или "теория иероглифов" Г. Гельмгольца,
взгляды К. Пирсона.
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще
одна разновидность агностицизма - конвенционализм.
Внутринаучной предпосылкой его формирования
была теоретизация естественных наук,
усиление роли научных понятий, законов,
теорий в качестве средств познания, выявившаяся
возможность выбора средств теоретического
отражения действительности, расширяющийся
диапазон конвенций (соглашений) в среде
естествоиспытателей. Конвенционализм
определяется как философская концепция,
согласно которой научные теории и понятия
являются продуктом соглашения между
учеными.
Виднейшим представителем конвенционализма
является французский математик и методолог
науки А. Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические
аксиомы есть лишь условные положения;
одна геометрия не может быть более истинна,
чем другая, она может быть только более
удобна. Пуанкаре отделял отношения между
вещами от сущности самих вещей и считал,
что познаваемы только отношения. Предложенный
им прагматический критерий, взятый в
качестве единственного ориентира достоверности,
вел к сомнению в познаваемости сущности
материальных систем и законов природной
действительности. Научные законы, согласно
Пуанкаре, суть условности, символы.
Конвенционализм как система мировоззренческих
взглядов и принципов научного познания
получил широкое распространение в западной
философии в последние десятилетия XX в.
С конвенционалистскими установками выступали
К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие
другие ученые и философы.
Агностические концепции разделяются
по многим основаниям. По именам создателей
соответствующих школ выделяются юмовский,
кантовский и т.д. агностицизм, по средствам
и характеру аргументации - этический,
физиологический, кибернетический, иероглифический
агностицизм, а также материалистический
и идеалистический, сенсуалистический
и рационалистический агностицизм.
Другое направление носит название гносеологического
реализма. С этой точки зрения, мир материальных
систем не ограничивается чувственно
воспринимаемыми свойствами и отношениями,
за ними скрываются и в них проявляются,
хотя нередко искаженно, сущностные связи
и отношения.
Конфронтация агностицизма и гносеологического
реализма в явном или неявном виде проходит
через всю проблематику гносеологии, противоборство
этих позиций присутствует и в современной
теории познания.