Системность и самоорганизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов.

Содержание

Синергетика. Хаос и порядок.
Системность. Понятие система, элемент, структура. Форма и содержание, сущность и явление.
Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
Развитие. Законы развития. Диалектика как система.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

       Можно ли отождествить порядок с устойчивостью (гомеостазом) системы или динамические изменения ее структуры есть залог  ее жизнедеятельности? Достаточно ли для  решения этого вопроса введения системного понятия текущего равновесия, которое фиксирует сохранение постоянства системы в процессе непрерывного обмена и движения составляющих ее элементов?

       Если  интуитивно образ порядка связан с такими характеристиками, как симметрия и однородность элементов системы, то почему процесс порядкообразования описывается как нарушение симметрии и установление неоднородности?

   Почему  и при каких условиях в ходе процесса упорядочения происходит своего рода "переключение режимов": нелинейная система начинает вести себя как линейная или, например, в открытых системах начинают происходить процессы, сходные с процессами внутри закрытых систем, связанные с возрастанием энтропии (ростом хаоса)?

   Где границы устойчивости в зоне неустойчивости и что может быть определено для системы как критическое состояние и, следовательно, где границы управляемости системой, предсказуемости ее поведения, что имеет особое значение для социальных систем?

       Эти и другие вопросы - не просто плод поиска вдумчивым читателем логических противоречий в литературе по проблемам порядка и хаоса, они знаменуют собой необходимость и преддверие глобального методологического синтеза в этой исследовательской области - синтеза, способного примирить данные логические противоречия в рамках единой, целостной объяснительной модели.

       Такую модель мы находим в синергетике - молодом научном направлении, представляющем междисциплинарную универсальную  теорию самоорганизации процессов  самой различной природы. Возникшая  на стыке физики, химии, биологии, астрофизики и других естественных наук и вобравшая в себя общенаучные системные идеи, синергетическая модель самоорганизации является на сегодняшний день наиболее обобщающей и наиболее эвристически плодотворной объяснительной моделью, описывающей взаимопереходы порядка и хаоса в эволюции систем, в том числе и социальных 
 

  1. Системность. Понятие система, элемент, структура. Форма и содержание, сущность и явление.
 

       Исходным  понятием в представлении материи  как структурно упорядоченного образования  выступает понятие "система". С этим понятием могут быть связаны представления о мире в целом (в оговоренном, разумеется, значении этого термина), формы движения материи, структурные уровни организации материи, отдельные целостные объекты внутри структурных уровней материи, различные аспекты, уровни, "срезы" этих материальных объектов. На этом понятии как на исходном базируется вся картина всеобщей структурированности материи.

       Но  что представляет собой система? В. Н. Садовский приводит около 40 определений  понятия "система", получивших наибольшее распространение в литературе. Один из основоположников общей теории систем, Л. Берталанфи, сформулировал определение как: система - это комплекс взаимодействующих элементов.

       В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова "элемент". Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т. е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Если взять, к примеру, человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами; ими оказываются нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п. (по отношению к системе "организм" точнее будет назвать их подсистемами). Что касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут быть подсистемами клеток, но не организма; по отношению к системе "организм" они - компонент его содержания, но не элемент, не подсистема.

       Понятие "подсистема" выработано для анализа  сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Аналогично обстоит дело с отношениями между понятиями "система" и "элемент": они переходят друг в друга. Иначе говоря, система и элемент относительны. С этой точки зрения вся материя представляется как бесконечная система систем.

       Если  говорить о структуре, то это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Структура прежде всего - это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. Интегрирующая структура является ведущей основой системы. Встает вопрос - чем определяется качество системы - элементами или структурой? Некоторые философы утверждают, что качество системы детерминируется прежде всего или полностью структурой, отношениями, связями внутри системы.

       Для понимания структурности материи  важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей.

       Под « содержанием » в философии  понимается все, что содержится в  системе. Сюда входят не только субстраты  – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы.

       Понятие формы многозначно. Часто под  формой понимается способ внешнего выражения  содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого – позитивного и негативного, организующего – конструктивного или деструктивного воздействия на содержание.

       Оптимальность развития достигается только при  взаимном соответствии содержания и  формы (структуры).

       Отдельные материальные системы, как и объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр – отношение между явлением и сущностью. Этот аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с ним тесно связана структура процесса познания. Все другие аспекты, выраженные в соотношениях категорий «система – длинный элемент», «целое – часть», « содержание – форма », в своем конкретном превращении из «вещи в себе» в «вещь в нас» имеют исходным своим звеном явление. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т. е. как внешние свойства и их системная структурированность. Такое определение мало информативно, если не раскрыть понятия « сущность». Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Это определение недостаточно корректно в том плане, что в нем сущность, а с ней и явление лишены подвижности; а между тем они динамичны в своем соотношении, что и должно быть отражено в исходном определении сущности.

       Таковым может быть понимание сущности как  отношений или свойств системы, от которых зависят другие ее отношения  или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе. Конкретный предмет объективно представляет собой множество различных систем (или подсистем). Относительно каждой из них можно выявить ее сущность. Но выявление сущности предмета и определение сущности – вещи разные. Мы определяем понятие сущности не относительно всех систем, а относительно каждой из систем.

       Таковы  основные характеристики системности  как атрибуты материи, выражаемые понятиями «структура – элемент – система», «целое – часть», «содержание – форма», «сущность – явление». К этой группе категорий характеризующих системность материи, относится также «вещь – свойство – отношение»; «единичное – особенное – общее» и некоторые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию системность получает при анализе развития и детерминации материальных систем. 

  1. Детерминационные  связи бытия. Причина  и следствие, необходимость  и случайность, возможность  и действительность.

       Методологический  принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин "детерминация" происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как  обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями.

       Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

       Говоря  об постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого о самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное понимание детерминизма.

       Но  поскольку сама случайность у  Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно  сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма.

       В истории философии известны два  вида индетерминизма:

       1. Так называемый "объективный"  индетерминизм, начисто отрицающий  причинность как таковую, не  только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского  истолкования.

       2. Идеалистический индетерминизм,  который, отрицая объективный  характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира.

       Понятия " причина", " следствие " и т.п. почерпнуты из познания самой объективной действительности, в которой причинно-следственные связи и другие виды детерминации реально существуют. Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие определения причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия определенной причины.

       В детерминацию явлений, в систему  их определенности наряду с причиной входят и условия — те факторы, без наличия которых причина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных.

       В систему детерминации явлений (в  особенности общественных) зачастую входит повод — тот или иной фактор, обуславливающий лишь момент, время возникновения следствия. Как правило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенного воздействия ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с поводами, приводящими к началу войн, революций, других исторических событий. До сих пор, рассматривая категории " необходимость и случайность", "причина и следствие", мы имели в виду действительное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бытия действительного существует бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем станет действительным, выступает сначала как возможное.

       Само  понятие "действительность" употребляется в философской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь реальный мир, и тогда действительность включает в себя и собственные тенденции, способности к развитию, т.е. возможности . В узком смысле под действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишь сформировавшееся, развившееся.

Информация о работе Системность и самоорганизация