Системность и самоорганизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов.

Содержание

Синергетика. Хаос и порядок.
Системность. Понятие система, элемент, структура. Форма и содержание, сущность и явление.
Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
Развитие. Законы развития. Диалектика как система.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

       В этом узком смысле мы говорим о  действительности, соотнося ее с парной ей категорией возможности. Возможность  есть закономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходящая в действительность. Тогда действительность есть реализованная возможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей практической деятельности по мере превращения цели (возможности) в результат (действительность). Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но "комплект" их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот "комплект" уже представлен, но составляющие его компоненты еще недостаточно зрелы. С учетом этого различают возможности реальные и формальные. Под реальными возможностями имеются в виду также возможности, которые определяются необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество случайностей должно пересечься в одной точке. В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из общенаучных методов выделяют также возможности обратимые и необратимые. Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью; необратимой — такая, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможной. Уже Гегель отверг метафизическую концепцию, согласно которой следствие всегда пассивно, не оказывает активного обратного воздействия на породившую его причину. В действительности же причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает известное противодействие и таким образом из пассивной субстанции превращается в активную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина.  

  1. Развитие. Законы развития. Диалектика как система.
 

       Законы  развития технических систем можно  разделить на три группы: «статику», «кинематику» и «динамику».

       Начнем  со «статики» — законов , которые  определяют начало жизни технических  систем.

       1. Закон полноты частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.

       Каждая  техническая система должна включать четыре основные части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления. Смысл закона заключается в том, что для синтеза технической  системы необходимо наличие этих четырех частей и их минимальная пригодность к выполнению функций системы, ибо сама по себе работоспособная часть системы может оказаться неработоспособной в составе той или иной технической системы.

       Из  закона вытекает очень важное для  практики следствие. Чтобы техническая  система была управляемой, необходимо, чтобы хотя бы одна ее часть была управляемой. «Быть управляемой» — значит менять свойства так, как это надо тому, кто управляет.

       2.  Закон «энергетической проводимости» системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы.

       Любая техническая система является преобразователем энергии. Отсюда очевидная необходимость  передачи энергии от двигателя через  трансмиссию к рабочему органу.

       Соответственно  из закона вытекает следствие. Чтобы часть технической системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую проводимость между этой частью и органами управления.

       3. Закон согласования ритмики частей  системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.

       К «кинематике» относятся законы, определяющие развитие технических систем, независимо от конкретных технических и физических факторов, обусловливающих это развитие.

       4.  Закон увеличения степени идеальности системы. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.

       Идеальная техническая система — это  система, вес, объем и площадь  которой стремятся к нулю, хотя ее способность выполнять работу при этом не уменьшается. Иначе говоря, идеальная система — это когда системы нет, а функция ее сохраняется и выполняется.

     Несмотря  на очевидность понятия «идеальная техническая система», существует определенный парадокс: реальные системы становятся все более крупноразмерными и тяжелыми. Увеличиваются размеры и вес самолетов, танкеров, автомобилей и т.д. Парадокс этот объясняется тем, что высвобожденные при совершенствовании системы резервы направляются на увеличение ее размеров и, главное, повышение рабочих параметров.

       5.   Закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.

       Неравномерность развития частей системы является причиной возникновения технических и физических противоречий и, следовательно, изобретательских задач.

       6. Закон перехода в надсистему. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы.

     Перейдем  к «динамике». Она включает законы, отражающие развитие современных технических  систем под действием конкретных технических и физических факторов. Законы «статики» и «кинематики» универсальны — они справедливы  во все времена и не только применительно к техническим системам, но и к любым системам вообще (биологическим и т.д.). «Динамика» отражает главные тенденции развития технических систем именно в наше время.

       7.   Закон перехода с макроуровня на микроуровень. Развитие рабочих органов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровне.

       В большинстве современных технических  систем рабочими органами являются «железки», например винты самолета, колеса автомобиля, резцы токарного станка, ковш экскаватора  и т.д. Возможно развитие таких рабочих органов в пределах макроуровня: «железки» остаются «железками», но становятся более совершенными. Однако неизбежно наступает момент, когда дальнейшее развитие на макроуровне оказывается невозможным. Система, сохраняя свою функцию, принципиально перестраивается: ее рабочий орган начинает действовать на микроуровне. Вместо «железок» работа осуществляется молекулами, атомами, ионами, электронами и т.д.

     Переход с макро- на микроуровень — одна из главных (если не самая главная) тенденций  развития современных технических систем. Поэтому при обучении решению изобретательских задач особое внимание приходится обращать на рассмотрение перехода «макро-микро» и физических эффектов, реализующих этот переход.

       8.  Закон увеличения степени вепольности. Развитие технических систем идет в направлении увеличения степени вепольности.

       Смысл этого закона заключается в том, что невепольные системы стремятся  стать вепольными, а в вепольных  системах развитие идет в направлении  перехода от механических полей к  электромагнитным; увеличения степени дисперсности веществ, числа связей между элементами и отзывчивости системы.

       Диалектика  - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

       Диалектическое  мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная Диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

       Аристотель  считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная Диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили Диалектика до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

       Продолжая мысль Сократа и трактуя мир  понятий, или идей, как особую самостоятельную  действительность, Платон под Диалектикой  понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее.

       В философии нового времени учения Р. Декарта о неоднородном пространстве, Б. Спинозы о мышлении и материи  или о свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой монады во всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектические построения.

       Классическую  для нового времени форму Диалектики создал немецкий идеализм, начавший с  её негативной и субъективистской трактовки у И. Канта и перешедший через И. Фихте и Ф. Шеллинга к объективному идеализму Г. Гегеля. У Канта Диалектика является разоблачением иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания, т. к. научным знанием, по Канту, является только знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Диалектика, по Канту, и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности.

       У Гегеля Диалектика охватывает всю область  действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая категориальной диалектикой всего исторического процесса. Гегелевская Диалектика представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения.

       Домарксистская  Диалектика выступала как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия). В 19 в. к материалистической Диалектика подошли русские революционные демократы — В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Последовательно материалистическое истолкование Диалектика было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом — основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей Диалектика, К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической Диалектика принадлежит В.И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую Диалектика как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

       Принцип всеобщей связи явлений Ленин  называл одним из основных принципов  диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика в человеческом сознании: диалектика вещей создаёт диалектику идей, а не наоборот. Диалектика — это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. 

Информация о работе Системность и самоорганизация