Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:19, реферат
Жизнь как ценность ... Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя.
1. Жизнь как высшая ценность…………………………………………………………….. 2
2. Смысл и цель жизни человека…………………………………………………………. 6
3. Проблема смерти и бессмертия в истории философии………………….. 7
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах…. 13
5. Список литературы……………………………………………………………………………. 16
Оглавление
1. Жизнь как высшая ценность…………………………………………………………
2. Смысл и цель жизни
человека…………………………………………………………
3. Проблема смерти и бессмертия в истории философии………………….. 7
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах…. 13
5. Список литературы…………………………………
1.
Жизнь как ценность ... Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя. Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее. Ученые не пришли к единому мнению: одни считают, что человек может прожить более ста пятидесяти лет, другие – более двухсот лет. И сейчас на Земле есть долгожители, которым более ста лет. Почему же одни живут более ста лет, а другие сорок, пятьдесят лет... Причин очень много: стрессы, экология, алкоголизм, наркомания, неизлечимые болезни. У каждого человека свои причины, но каждый рано или поздно закончит свой жизненный цикл. Человек – это биосоциальное существо. Важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Лишь в обществе, в общении сформировались такие человеческие качества как язык (речь), способность мыслить. Человек живет в определенной системе ценностей , предметы и явления которых удовлетворяют его потребности. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность . Разными являются и ценностные ориентации. От них зависят правила поведения личности. Но самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь . Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Что же такое ценности?
Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Высшие ценности : смысл жизни , добро, справедливость, красота, истина, свобода... Они увеличивают продолжительность жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. Его одолевает скука, которая приводит к суициду. Мы живем на этапе становления рыночных отношений. Они влияют на ценностные ориентации личности. Появляется двойная мораль, всеобщее отчуждение... Иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни . «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема – это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное, имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или тринадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить». Проблема самоубийства - это проблема всей жизни , где человек отвечает на вопрос – является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются человеческие ценности, придающие ей смысл. Стремясь разобраться в смысле жизни, человек бросает пристальный взгляд на общество. Оно кажется ему миром бесправия, отчужденности, равнодушия. Лишь на пороге смерти человек чувствует себя свободным, умиротворенным и счастливым. Важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации. Жизнь как ценность ... Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье – абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.
Что же такое жизнь и что такое ценность?
Жизнь – это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь – это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи. Теперь необходимо разобраться с понятием ценность. Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Высшими ценностями являются: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода... Они увеличивают продолжительность жизни. Среди высших ценностей я бы выделила смысл жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. То, что для одного имеет большую ценность , для другого – малую или вообще никакой. До того как философы обратились к феномену жизни и попытались «выяснить, что можно назвать живым», в истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни . «Где, часто спрашивал я себя, таится жизни начало?» - размышлял герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
«Что же такое жизнь? Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в которой она возникла и зажглась», - Т. Манн «Волшебная гора».
Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности. «Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни , которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев).
И все - таки
человек живет, до конца
2.
Человек в своей
повседневной жизни подчинен цели и
смыслу, предопределяемых ему его
биологической и социальной природой.
От природы человек наделен
3.
При рассмотрении жизни как философского явления основным объектом исследования здесь берется философия жизни как таковой, что же касается смерти, то эту проблему в качестве объекта исследования для себя избрал экзистенциализм. Согласно экзистенциализму, человек, вырвав себя из контекста обычной, обыденной жизни, вернуться к своей истинной сущности может лишь в случае, когда сможет прямо смотреть смерти, являющейся концом существования вообще.
Один из последователей философии экзистенциализма Карл Ясперс был не только одним из выдающихся философов, как Германии, так и мира вообще, но и прежде всего – врачом, вернее, одним из многих в своей стране. В качестве врача он много раз наблюдал за психологическим состоянием своих пациентов, старался понять состояние людей, порой находившихся между жизнью и смертью. Он старался понять те ощущения, которые переносит человек на грани смерти. Как он воспринимает мир, жизнь, людей, что он думает о смысле жизни? Именно эти наблюдения и глубокие размышления над ними помогло ему выделиться среди многочисленной когорты врачей и стать одним из ведущих философов ХХ века.
Другой видный представитель
экзистенциализма, который по праву
считается основателем этого
философского направления - Мартин Хайдеггер
в своем «Письме о гуманизме»
писал о проблемах, среди которых
особенно выделяется философский анализ
проблемы смерти. Автор объясняет
здесь феномен смерти, противопоставляя
подлинное и неподлинное
Люди воспринимают мир на основе своих жизненных «конструкций», лишь через которые можно попасть в этот мир. Феномены появляются в рамках подобных конструкций. Разум при вхождении в подобную конструкцию находит свое выражение в виде рассудочного мышления или же может остаться, подобно способному владельцу молотка и пилы в виде «неявного знания». Даже если мы не умеем находить ответы на вопросы, названные Ф. Достоевским «проклятыми» - это «откуда мы, кто мы и куда мы идем?», то все равно остаемся с собственным уникальным самосознанием, с настоящей любовью к жизни. Жизнь в целом не мотивирована, она полностью противоречит разуму: этот естественный постулат настолько силен, что мы не можем уйти от него, он настолько величествен, что здесь отвергаются всякие обоснования, настолько независим, что, даже обращаясь к нему, мы подчиняемся его законам и капризам.
Хайдегер отмечает, что неподлинное существование отдаляет человека от его собственной сущности. Смерть же, являясь исключительно индивидуальным проявлением существования, оставляет позади всякие границы неистинного существования. Вместе с тем человеку и самому иногда удается преодолеть его границы. В этом случае он переживает экзистенциальный страх. Страх, по мнению Хайдеггера, есть с философской точки зрения, основное содержание человеческого существования. В основе любого страха, в свою очередь, лежит страх смерти. Страх открывает перед человеком перспективы смерти.
Подобной точки зрения придерживается экзистенциализм, отметим, что осознание человеком смерти вносит в его жизнь также и смятение, отсюда задачей философии является помощь человеку в преодолении страха и смятения и формирования у него веры в жизнь и желание жить.
Именно последнее
проповедуется тремя
При подготовке к смерти Сократ сказал: Насколько мы отдаляемся от жизни, настолько же приближаемся к истине. К чему стремимся в жизни мы, любящие истину? Спастись от всех, происходящих от тела и связанных с ним бед. Если это так, то почему перед смертью мы не должны радоваться ей?
Лев Толстой тоже как то писал, что «я…много перестрадал в эти дни и, кажется, подвинулся вперед к спокойствию и добру – к богу». Законопослушный Сократ, творивший добронравные дела, был, однако, приговорен к смерти. Был ли он при этом счастлив? Наверняка под словом «эвдемонизм» он понимал не наслаждение, а что-то другое, ведь физические страдания и смерть не были помехой этому. Быть счастливым, по Сократу – это жить, будучи преданным своим убеждениям, иметь чистую совесть и уважать себя. Счастье связано с целостностью и истинностью человека. Человек, олицетворяющий благонравие, является сам по себе целостным и счастливым существом, поскольку все это взаимосвязано. Что бы не случилось с нами, это не является важным для того, чтобы быть счастливым (возможно, что эти идеи перекликаются со стоицизмом).
Как видно, Сократ излагал
проблему смерти в контексте своеобразной
доктрины счастья, Платон же рассматривал
проблему смерти в рамках своего мировоззрения.
Он подчеркивал, что истинные философы
всю свою жизнь готовятся к
смерти. И если при этом они в
объятьях смерти вдруг испугаются,
то тогда эта подготовка будет
лишенная смысла. Представления Аристотеля
о смерти связаны, прежде всего, с его представлениями
о «природном» и «принудительном». Аристотель
выделял четыре типа изменений, к которым
относил: