Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:19, реферат
Жизнь как ценность ... Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя.
1. Жизнь как высшая ценность…………………………………………………………….. 2
2. Смысл и цель жизни человека…………………………………………………………. 6
3. Проблема смерти и бессмертия в истории философии………………….. 7
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах…. 13
5. Список литературы……………………………………………………………………………. 16
1) субстанциональные
изменения, в том числе
2) качественные изменения связаны с изменением свойств вещей (субстанций);
3) количественные
изменения, связанные с
4) пространственные
изменения связаны с
Римский император
и философ Марк Аврелий считал,
что не никакого различия между жизнью
в три дня или в три
В истории философии были еще философские школы и направления, определившие свое отношение к проблеме смерти, в частности, среди них следует назвать стоицизм, в определенной мере заложивший основу для подготовки как христианства, так и средневековой философии в целом. Вера в загробный мир в христианстве (в частности, в воскресение) в определенной степени уменьшает страх смерти у человека, заменяя этот страх боязнью будущего наказания за земные грехи. Такой подход был развит Августином, который считал, что с помощью разума можно доказать существование Бога и бессмертность человеческой души. Пределы познанной истины, по мнению Августина, есть возможности человеческого разума, все, что сверх – это интуиция, связанная с божественным откровением. Всякая познанная истина не может быть противна вере.
В истории философской
мысли пристальное внимание уделялось
не только проблеме смерти, но и бессмертия.
Можно сказать, что ей при этом
придавалось даже в какой-то мере
большее значение, чем проблеме веры
в Бога. Вильямс Джеймс в связи
с этим писал: «В самом деле, для
людей белой расы проблема бессмертия
даже превыше веры», американская исследовательница
К. Ламонт также писала о том, что «большинство
мужчин и женщин хотят себе обеспечить
приличное существование, и если бы вечная
жизнь стала бы предметом торгов, то стала
бы продаваться дороже любого товара».
Можно сделать такой общий вывод, что многие
направления современной философии также
характеризуют смерть с точки зрения обреченности
и пессимизма, в то же время человеческой
беспечности. Для преодоления подобного
отношения необходимо комплексное рассмотрение
проблемы смерти как биологического и
социального явления. Здесь нужен гуманистический
подход, когда человек воспринимает свою
собственную неповторимую и уникальную
сущность, а также правильно оценивает
свое место в жизни, в бытии вообще. Противоречивая
сущность человека состоит из осознавания
неизбежности смерти и желания оставаться
живым. Естественно желание жить, поскольку
это осознаваемый процесс, в отличие от
смерти, поскольку о потусторонней жизни,
о так называемом бессмертии души у человека
имеются лишь смутные представления. В
то же время исследователи понимают, что
мысли о бессмертии сами по себе бессмысленны.
В таком случае встает вопрос о смысле
такой жизни, о добронравии, о плохих и
хороших поступках, о нравственном долге.
Можно ли говорить о безнравственных поступках,
о безделье, о пустом времяпрепровождении
– ведь впереди у такого человека целая
вечность, когда он переделает все свои
дела и исправится. Исследователи пришли
к выводу о том, что о смысле жизни можно
говорить лишь тогда, когда жизнь имеет
временные рамки, и человек постоянно
думает о том, как надо правильно прожить
этот отпущенный ему небольшой временной
промежуток.
Таким образом, исследователи,
отражая в своих произведениях
определенные пространственно-временные
представления человека о себе и
мире, основополагающими в
4.
Обращаясь к культурам
прошлого и современности можно
увидеть отсутствие единого представления
о совершенном человеке. Данный факт
может привести либо к релятивизму,
либо к догматизму. В первом случае
признание относительности
Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.
По мнению древних,
вышеперечисленным требованиям
отвечала фигура Сократа. С одной
стороны он был добропорядочным
гражданином, храбрым и выносливым
воином, веселым товарищем, с другой
проводил время в беседах, в ходе
которых принуждал сограждан
давать самоотчет по поводу собственной
жизни и указывал на ее истинный
смысл. За свою философскую деятельность
Сократ подвергся судебному
Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим светом выделяет его имя.
Христианство: Иисус
Христос. Наполеон говорил, что всю
жизнь стремился завоевать
Новое время: Фауст.
В Новое время с ослаблением
античного и средневекового чувства
греховности появилось
ХХ век: Сизиф. Научное
миропонимание включает в себя объяснение
Вселенной и человека путем использования
эмпирических наблюдений и общих
логических операций для построения
теоретической модели мира в целом
на основе принципа натурализма. Ориентация
на последний привела к крушению
антропоцентризма. Согласно естественнонаучному
направлению, мир сам по себе не имеет
разумности и цели, нравственное существование
человека в нем возможно лишь на
основе мыслящего самосознания, призванного
во мгле бытия "собою заменять свет
звезд". Человек, вынужденный искать
опору лишь в себе, теряет ориентацию
и единство само понимания (Х. Ортега
и Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так,
в экзистенциализме А. Камю преодоление
абсурда является важнейшей задачей человека.
Ведь мы движемся к небытию, но в то же
время надо выдержать, выстоять в напряженном
соотношении между нашей любовью к жизни
и неизбежностью смерти. Поэтому для части
наших современников совершенным человеком
является образ древнегреческого героя
Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный
труд. Перефразируя Тертуллиана можно
так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу,
ибо абсурдно".
Список литературы:
Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности. - Философские
науки. 1990, №6.
Жизнь земная и последующая. Сост. П.С. Гуревич, С. Я. Левит - М., 1991.
Задорожнюк Н..Е. Проблема человека в современной религиозной и
мистической литературе. - М., 1983.
Коган Л.Н. Жизнь как бессмертие.- Вопросы философии. 1994. № 12.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984.
Лосский О.Н. Учение о перевоплощении. - М., 1992.
Москаленко Т., Сержантов. В. Смысл жизни и личность. Новосибирск,,
1989.
О человеческом в человеке. Под ред. И.Т. Фролова. - М, 1991.
О любви к жизни, о смерти, о тайнах «иного бытия» - М, 1992.
Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
Рязаяцсв С. Танатология (Учение о смерти). - М, 1995.
Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1991.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М, 1991
Философский словарь. - М., 1988.