Смысл и цель жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:19, реферат

Описание

Жизнь как ценность ... Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя.

Содержание

1. Жизнь как высшая ценность…………………………………………………………….. 2

2. Смысл и цель жизни человека…………………………………………………………. 6

3. Проблема смерти и бессмертия в истории философии………………….. 7

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах…. 13

5. Список литературы……………………………………………………………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 38.78 Кб (Скачать документ)

1) субстанциональные  изменения, в том числе связанные  с возникновением и уничтожением  вещей, в качестве примера можно  указать на жизнь и смерть;

2) качественные изменения  связаны с изменением свойств  вещей (субстанций);

3) количественные  изменения, связанные с увеличением  свойств с большим или меньшим  параметрами;

4) пространственные  изменения связаны с изменением  пространственного положения субстанций (вещей).

Римский император  и философ Марк Аврелий считал, что не никакого различия между жизнью в три дня или в три человеческие жизни, то есть нет разницы между  долгой жизнью и короткой. Философ призывал людей не бояться смерти, стремиться к ней, как естественно стремятся все живые существа, «поскольку и смерть является таким же закономерным событием, как и молодость, старость, рост, рождение, выпадение зубов, рост бороды, поседение, оплодотворение, беременность, рождение и другие природные события. Поэтому смыслящий в жизни человек не должен отвергать смерть, ненавидеть ее, нужно подходить к ней без высокомерия, ожидать ее как обычное природное явление. Точно так же, как ты ждешь появления ребенка из чрева своей жены, так и твоя душа должна ждать момента, когда она покинет твое тело. На вопрос о том, что такое смерть, следует ответить, что здесь нужно подходить к ней таковой, какая она есть, то есть признать, что она есть частица природы, бояться же природы слишком по-детски, смерть не только есть дело природы, но и вещь, приносящая ей пользу».

В истории философии  были еще философские школы и  направления, определившие свое отношение  к проблеме смерти, в частности, среди  них следует назвать стоицизм, в определенной мере заложивший основу для подготовки как христианства, так и средневековой философии  в целом. Вера в загробный мир  в христианстве (в частности, в  воскресение) в определенной степени  уменьшает страх смерти у человека, заменяя этот страх боязнью будущего наказания за земные грехи. Такой  подход был развит Августином, который  считал, что с помощью разума можно  доказать существование Бога и бессмертность  человеческой души. Пределы познанной  истины, по мнению Августина, есть возможности  человеческого разума, все, что сверх  – это интуиция, связанная с божественным откровением. Всякая познанная истина не может быть противна вере.

В истории философской  мысли пристальное внимание уделялось  не только проблеме смерти, но и бессмертия. Можно сказать, что ей при этом придавалось даже в какой-то мере большее значение, чем проблеме веры в Бога. Вильямс Джеймс в связи  с этим писал: «В самом деле, для  людей белой расы проблема бессмертия даже превыше веры», американская исследовательница К. Ламонт также писала о том, что «большинство мужчин и женщин хотят себе обеспечить приличное существование, и если бы вечная жизнь стала бы предметом торгов, то стала бы продаваться дороже любого товара». Можно сделать такой общий вывод, что многие направления современной философии также характеризуют смерть с точки зрения обреченности и пессимизма, в то же время человеческой беспечности. Для преодоления подобного отношения необходимо комплексное рассмотрение проблемы смерти как биологического и социального явления. Здесь нужен гуманистический подход, когда человек воспринимает свою собственную неповторимую и уникальную сущность, а также правильно оценивает свое место в жизни, в бытии вообще. Противоречивая сущность человека состоит из осознавания неизбежности смерти и желания оставаться живым. Естественно желание жить, поскольку это осознаваемый процесс, в отличие от смерти, поскольку о потусторонней жизни, о так называемом бессмертии души у человека имеются лишь смутные представления. В то же время исследователи понимают, что мысли о бессмертии сами по себе бессмысленны. В таком случае встает вопрос о смысле такой жизни, о добронравии, о плохих и хороших поступках, о нравственном долге. Можно ли говорить о безнравственных поступках, о безделье, о пустом времяпрепровождении – ведь впереди у такого человека целая вечность, когда он переделает все свои дела и исправится. Исследователи пришли к выводу о том, что о смысле жизни можно говорить лишь тогда, когда жизнь имеет временные рамки, и человек постоянно думает о том, как надо правильно прожить этот отпущенный ему небольшой временной промежуток. 
 

Таким образом, исследователи, отражая в своих произведениях  определенные пространственно-временные  представления человека о себе и  мире, основополагающими в формировании гуманистических качеств личности называют умение найти точки соприкосновения  с природой, умение жить полной жизнью, демонстрирующей и гармонию с  ней. Но и этого недостаточно для  того, чтобы реализовать данную гармонию на практике. В силу многих причин и, прежде всего связанных с избыточным ростом населения и исходящих  из этого фактора последствий, углубляется  пессимизм и неверие в лучшее будущее. В массовом сознании отсутствует  четкое представление о сущности человека, хотя тем не менее каждый человек адаптируется к социальной обстановке не только физиологически, но и с политической, этической  и других точек зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.

Обращаясь к культурам  прошлого и современности можно  увидеть отсутствие единого представления  о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться  такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск истины, а это опасно для человеческого существования. Поэтому общество, где люди свободны, т.е. определяют свою жизнь сами, заинтересовано в том чтобы они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества  представлений оптимальное, творить  наилучшее.

Античность: Сократ. В античности человек мыслился как  часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет  по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное  счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в  неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме  жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно  принять неизбежное.

По мнению древних, вышеперечисленным требованиям  отвечала фигура Сократа. С одной  стороны он был добропорядочным  гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан  давать самоотчет по поводу собственной  жизни и указывал на ее истинный смысл. За свою философскую деятельность Сократ подвергся судебному преследованию. На суде он виртуозно защищался, играя  жизнью как мячом, но был осужден  на смертную казнь. Однако в тюрьме Сократ отказался от побега. Во-первых, он доказывал, что всего более  надо ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую. Во-вторых, побег  означал бы причинение зла его  родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению к родному городу. Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.

Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто  сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим  светом выделяет его имя.

Христианство: Иисус  Христос. Наполеон говорил, что всю  жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без  войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный  человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в  данной религиозной традиции отводят  не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько  Откровению Бога. Согласно Библии человек  это прах и пепел, глина, которая  оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни  во Вселенной. Однако первый человек  Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы  вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное  преступление перенес на Себя. Сын  Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений  для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном  теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и  смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает  силой Божией свои грехи, тем самым  освобождаясь от власти беззакония и  смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря  Христу человек становится личностью, богом.

Новое время: Фауст. В Новое время с ослаблением  античного и средневекового чувства  греховности появилось представление  о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством  которого он может господствовать над  природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, с стмо созидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образ Фауста символичен и трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл.

ХХ век: Сизиф. Научное  миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования  эмпирических наблюдений и общих  логических операций для построения теоретической модели мира в целом  на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному  направлению, мир сам по себе не имеет  разумности и цели, нравственное существование  человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного  во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство само понимания (Х. Ортега и Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно". 
 

Список литературы:

Дубровский Д.И. Смысл  смерти и достоинство личности. - Философские

науки. 1990, №6.

Жизнь земная и последующая. Сост. П.С. Гуревич, С. Я. Левит - М., 1991.

Задорожнюк Н..Е. Проблема человека в современной религиозной  и

мистической литературе. - М., 1983.

Коган Л.Н. Жизнь как  бессмертие.- Вопросы философии. 1994. № 12.

Коган Л.Н. Цель и  смысл жизни человека. - М., 1984.

Лосский О.Н. Учение о перевоплощении. - М., 1992.

Москаленко Т., Сержантов. В. Смысл жизни и личность. Новосибирск,,

1989.

О человеческом в  человеке. Под ред. И.Т. Фролова. - М, 1991.

О любви к жизни, о смерти, о тайнах «иного бытия» - М, 1992.

Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Рязаяцсв С. Танатология (Учение о смерти). - М, 1995.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М, 1991

Философский словарь. - М., 1988.

Информация о работе Смысл и цель жизни человека