Смысл и истоки научных революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:55, контрольная работа

Описание

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово "философия", философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец.

Содержание

1. Проблема научности философского знания.
2. Проблема соотношения философии и частных наук.
3. Проблема смысла жизни человека.
Проблема познания мира.
5. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?
6. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности.
7. Проблема добра и зла.
8. Глобальные проблемы современности.
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

Смысл и истоки научных революций..doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Академия  труда и социальных отношений

Уральский социально – экономический институт. 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Философия.

Тема: Смысл  и истоки научных революций. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.  Проблема  научности философского знания.

2.  Проблема  соотношения философии и частных  наук.

3.  Проблема  смысла жизни человека.

  1. Проблема познания мира.

5.  Проблема  эстетического освоения человеком  мира. Что такое искусство? 

6. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности.

7.  Проблема  добра и зла. 

8.  Глобальные  проблемы современности. 

9.  Литература

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема научности  философского знания.

      Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово "философия", философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое "вели кое и приличествующее лишь божеству" объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

      Философия в своем зарождении мыслилась  не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.

      Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста лось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой  противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию.

      Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив  столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

      И впервые же философия получила право  на оценку и даже решение конфликтных  проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.

      Если  мы не будем открыто признавать эту  руководящую роль философского мышления, если мы согласимся, что некогда  царственное здание философского здания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем самым  лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно поддерживать нас в наших практических действиях. Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой - не ставится и непроходимой преграды.

      Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.  
 
 
 
 

2. Проблема соотношения  философии и частных  (конкретных) наук.

      ПОЗИТИВИЗМ  - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное " положительное "(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

      Представителями первой " классической " формы  позитивизма ХIХ века были Кант, Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Ларрит, И. Тэн, Ж. Э. Ренан, Дм. С. Милль, Г. Спенсер. Развитие Позитивизма шло по линии все более четкого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций.

      В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобразованный  позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - махизм, который носит явно выраженный субъективно идеалистический характер.

      Натурфилософия - философия природы, умозрительное  истолкование природы, рассматриваемой  в ее целостности. Границы между  естествознанием и натурфилософией, ее место в философии исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии.

      Рост  интереса к природе в философии  Возрождения нашел выражение  в расцвете натурфилософии, связанном  с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано и др. В этот период широко использовался принцип тождества микро- и макро космоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений.

      Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в конце ХIХ века начале ХХ века В. Оствальдом, Х. Дришем, пытавшимися преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейшего естествознания.

      ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод мышления.

      Диалектика  есть философская теория, метод и  методология научного познания и  творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.

      Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблема познаваемости мира.

      Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.

      В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах.

      В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

      Наиболее  последовательно в истории философии  агностицизм в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все  познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

      В современной немарксистской философии  выдвигаются раз личные доводы в  защиту невозможности познания тех  или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания.

      Основная  проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.

      Однако  логика агностицизма на каждом шагу опровергается  развитием науки, познания.

      Сегодня ряд тенденций современной философии  склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др.

      Догматизм - антиисторический, недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени.

      Гносеологическая  основа догматизма - одностороннее  отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Проблема смысла жизни человека.

      От  всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда  не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно  не реализуемое адекватное существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные при чины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.

      В этом и заключается смысл жизни  отдельной личности, которые она  реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни.

      Л. Н. Толстой видел смысл не в  том, чтобы жить, зная, "что жизнь  есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки - 18 писать. Это было для меня отвратительно... " - писал он. Признать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда "живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо... "Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь "животная личность", не подчиняющаяся велению разума.

      Идеи  Толстого и сегодня актуальны, они  оказывают огромное влияние на нравственный мир человека, не то, как он решает для себя вопросы смерти и бессмертия. Не случайно столь часто к ним обращаются в наши дни представители разных философских систем и направлений, включая материалистические.

      Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единство соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человека. Именно на этом, в конечном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Проблема  эстетического освоения  человеком мира. Что  такое искусство?

      История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.

Информация о работе Смысл и истоки научных революций