Смысл и истоки научных революций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:55, контрольная работа

Описание

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово "философия", философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец.

Содержание

1. Проблема научности философского знания.
2. Проблема соотношения философии и частных наук.
3. Проблема смысла жизни человека.
Проблема познания мира.
5. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?
6. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности.
7. Проблема добра и зла.
8. Глобальные проблемы современности.
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

Смысл и истоки научных революций..doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

      Эстетика - наука об исторически обусловленной  сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и  освоения. Это философская наука  о наиболее общих признаках эстетического  освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

      Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

      В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т.е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства.

      В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

      Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой  есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный  определенным идейно-эмоциональным смыслом.

      Функции искусства.

1. Общественно-преобразующая  функция. (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности  в совокупности обеспечивают  общественно - преобразующее воздействие  искусства на деятельность. Искусство  действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая  функция, (искусство как знание  и просвещение. Оно является  средством просвещения (передача  опыта, фактов), образования (передача  опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция  предвосхищения ("кассандровское  начало", или искусство как предсказание).

4. Информационная  и коммуникативная (искусство  как сообщение и обобщение). Искусство  – художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно  подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

5 Воспитательная  функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

6. Внушающая  функция (воздействие искусства  на подсознание). Внушение определенного  строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие  художественного произведения на человеческую психику.

7. Эстетическая  функция (искусство как формирование  творческого духа и ценностных  ориентаций). Эстетическая функция  ничем не заменимая специфическая  способность искусства. 

- формировать  эстетический вкусы, способности  и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

- пробуждать  творческий дух, творческое начало  личности.

8. Геданестическая  функция (искусство как наслаждение).

      Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным  материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

      Эстетические  категории - это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более  широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, предшествующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.

      Современная система эстетических категорий  включает в себя следующие основные типы:

1. Метакатегория  (эстетическое) .

2. Категория  эстетической деятельности - аппарат  анализа эстетического освоения  мира.

3. Категории  эстетических свойств и отношения  искусства к действительности  аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

      Секрет  красоты - секрет жизни. Тайна красоты  тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней  было высказано в истории.

      Все многообразие теоретических концепций  прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

      Первая  парадигма. Прекрасное есть печать или  воплощение бога в конкретных вещах  и явлениях.

      Вторая  парадигма. Действительность эстетически  нейтральна, источник ее красоты в  душе индивида. Красота результат  интернационального восприятия предмета субъектом.

      Третья  парадигма. Прекрасное - результат соотнесения  свойств жизни с человеком  как мерой красоты или с  его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями  о прекрасной жизни.

      Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т.п.

      Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные  явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством  в сферу интересов человека и  обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой владения человеком действительностью.  
 
 
 

6.Проблема  соотношения религии,  культуры, науки и  нравственности.

      Сегодня вопросы религии, ее места в современном  обществе, ее роли в нем, ее поразительной "живучести" привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подвергалось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили свободу, как стало известно, что расстрелы, разрушения церквей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаганда атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти как грибы после дождя.

      Культура  и религия - исторически обусловленные  социальные явления, отрицающие формы существования, познания и деятельности человека. Культура есть высшее проявление социального и человеческого, а степень ее развития есть степень отделения человека от природы. Религия есть форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии как явления культуры представляет собой историческую необходимость.

      Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не является "заблуждением", с которым легко  может справиться наука.

      Религия тесно связана с внелогичной  формой сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако, религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее за дач на много шире.

      Некоторые наблюдения приводят к мысли, что  религиозное чувство, подобно другим способностям, может передаваться генетически. Если религиозное чувство передается генетически, если существует "ген религиозности", то это свидетельствует о полезности религии.

      Поведение человека в окружающем мире опирается  на знания о нем. Это знание формируется  как бы в двух взаимосвязанных сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства; сострадание, любовь к ближнему и т.п.

      У гармонично развитых людей оба источника  знания - и логического, и внелогического - находятся в известном равновесии и определяют поведение. В современном обществе объем и значение рационального, логического знания непрерывно растут.

      Человечеству  необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как  научная картина мира, так и  вненаучное восприятие его. Мир следует постигать и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и может служить надежной основой поведения.

      Исходную  систему элементов нравственности, которая даст "всходы" в деловой, рабочей, общественной и семейной морали следует закладывать с детства. Если обратиться к истории на шей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспитание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с глазу на глаз, - важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в частности.

      Многие  наши идеологи утверждали, что все  наладится само собой по мере продвижения к коммунизму, тем более, что атеизму "органически присуща" высокая нравственность. Все это оказалось пустой болтовней. Сейчас существует довольно мало конструктивных предложений, о которых можно сказать, что с их помощью может быть решена проблема нравственного воспитания общества.

      В воспитании нравственности общества свою роль может сыграть Церковь со своими многовековыми традициями - сегодня единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные  успехи в этом деле. Ее благотворительное  влияние распространяется не только на верующих, но и на более широкие круги нашего общества.  
 

7.Проблема  добра и зла.

      Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных  понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

      Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений  между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества.

      Преодоление нравственно негативных явлений  требует не только совершенствования  общественных отношений в их объективном  содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

      Проблема  добра и зла является исходной этико-философской проблемой. Для ответа на поставленный вопрос целесообразно выделить следующие отправные пункты анализа:

1. характеристика  объекта, круга явлений, к которым  может быть отнесена наиболее  общая моральная и этическая  оценка (добро и зло);

2. характеристика  природы (источника) данной оценки;

3. характеристика  критерия различия добра и  зла как противоположностей.

      Эти моменты затрагиваются всеми  философско-этическими учениями. Имея ввиду первый из них, отметим, что  осмысление добра и зла прошло путь их космизации, когда круг представляемых ими явлений по существу оказывался безграничным, охватывающим все существующее, весь мир, - сведение добра и зла к моральным свойствам индивидов (добродетелям и порокам) и в дальнейшем - к пониманию добра и зла как характеристик раз личных сторон морали и ее целостной модели.  
 
 
 

8.Глобальные  проблемы современности.

      Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающи  ми самому существованию цивилизации и даже самой жизни на планете. Сам термин "глобальный" ведем свое происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

      Глобальные  проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для  правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Информация о работе Смысл и истоки научных революций