Смысл жизни и предназначение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:54, реферат

Описание

Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складывается судьба гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Смысл жизни и предназначение человека……………………...5-12
1.1 Философская антропология…………………………………………..5
1.2 Личность и общество…………………………………………………6
1.3 Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле………….6-8
1.4 Человек и биосфера……………………………………………………8-9
1.5 Различные философские течения о смысле жизни…………………..9-12
Глава 2. Теорема о смысле жизни человека………………………………13 Заключение………………………………………………………………….20-21
Список литературы…………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Смысл жизни и предназначение человека.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра философии и культурологии 
 

Реферат

  по философии 

на  тему:

Смысл жизни и предназначение человека 
 
 

                        Выполнила:

                     Студентка гр.112411

                     Тукк  Ксения Эдуардовна

                                                  Проверила:

                                              Ягубова С.Я.

                                             

    Санкт-Петербург - Пушкин

    2011

    Содержание   

Введение ……………………………………………………………………3-4

Глава 1. Смысл жизни и предназначение человека……………………...5-12

1.1  Философская антропология…………………………………………..5

1.2  Личность и общество…………………………………………………6

1.3  Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле………….6-8

1.4  Человек и биосфера……………………………………………………8-9

1.5  Различные философские течения о смысле жизни…………………..9-12

Глава 2. Теорема о смысле жизни человека………………………………13 Заключение………………………………………………………………….20-21

Список литературы…………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складывается судьба гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.

     ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек  возник на Земле в ходе длительного  и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Около. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

     Активный  интерес к проблеме человека в  целом обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, накопление ядерных вооружений - все это рождает ощущение тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества.

     К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают  мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии. 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.1. Смысл жизни и предназначение человека  

1.1. Философская антропология

     В широком смысле - учение о природе (сущности) человека. Трудно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе философского знания. Размышление о человеке захватывает широкий круг проблем. Едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в орбиту философско-антропологической мысли.

     Психологические, биологические, социологические исследования человека загадки о человеке не разрешали. К человеку подходили с разных точек зрения частично. Проблема человека - основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение. В человеке пересекаются все круги бытия. Человек есть великая загадка для самого себя. Он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. Человек не есть только порождение природного мира, он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе означает новую стадию жизни космической.

     В 20 в. напряженность философских исканий  обуславливалась нарастанием кризисов, как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философской антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. 
 

1.2. Личность и общество

     Учение  о человеке есть, прежде всего, учение о личности. ЛИЧНОСТЬ- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Человек - социальное, общественное существо. Каждый человек всегда находится в определённых отношениях с другими членами  общества. Процесс развития личности есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Смысл жизни в том, чтобы усвоить этот опыт в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого складываются психологические особенности личности: её моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности. Проявление этих способностей ради интересов личных и интересов общества является смыслом жизни. Личные интересы , духовное богатство, моральная чистота, физическое совершенство должны служить интересам и процветанию общества.

     Огромной  силой воздействия на человека обладает коллектив. В качестве смысла жизни  человека коллектив утверждает служение общественному благу. Коллектив  обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию. 

1.3.Пол. Мужское и женское. Продолжение жизни на Земле

     Основной  для антропологии является проблема пола. Человек есть половое существо, и половая полярность характеризует человеческую природу. Пол совсем не есть функция человеческого организма, пол есть свойство всего организма человека, каждой его клетки. Это показано Фрейдом.

     З.Фрейд  развил теорию психосексуального развития индивида. В формировании характера  и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т. п.)

В. В. Розанов  говорил, что человек есть не только половое существо, но и существо бисексуальное, совмещающее мужской и женский принцип в разной пропорциональности и нередко в жестокой борьбе. Мужчина, в котором бы совсем отсутствовал женский принцип, был бы отвлеченным существом, совершенно оторванным от космической стихии. Женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип и есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный. Только соединение мужского антропологически-личного начала с женским космически-коллективным создает полноту человека.

     Говоря  о смысле жизни и предназначении человека, необходимо знать не только о развитии мужского и женского в  развитии личности, но и о значении полов в рождении и выживании  новых поколений людей.

Основоположник  отечественного акушерства В.Ф Снегирёв писал, что женщина - самый источник жизни, мать – колыбель человечества. Вопрос продолжения человеческого  рода был актуальным во все времена. В подростковом возрасте человек  осознаёт себя носителем определённого пола, а также регулирует своё поведение в соответствии с принятыми в обществе морально- этическими требованиями. Смысл жизни человека в продолжении рода на земле. В конце ХХ века человечество столкнулось с недостатком продовольственных, технологических и экологических ресурсов. Развитые страны давно разрушили свои естественные экосистемы. Человек обязан обеспечить устойчивость окружающей среды, сменив стереотипы, цели экономики, характер поведения, этику. Если он не сумеет этого сделать, то биота, используя свои мощные защитные механизмы, сделает это сама, скорее всего, разрушив часть самой себя вместе с человечеством. А если человек исчезнет как вид, то он уже больше никогда не появится вновь: палеонтология показывает, что исчезнувший вид не возрождается...

Смысл жизни человека в сохранении и  воспитании потомства, ибо только человек  есть существо разумное, действующее  не только на основе инстинктов и рефлексов, а сознательно изменяющее свою жизнь. Инстинкты выработались в ходе естественного  отбора и закрепились в ряде поколений биологически целесообразных действий. В поведении человека инстинкты подчиняются сознанию, общественной природе человека. 

1.4. Человек и биосфера

     Человек как биологический вид – консумент. КОНСУМЕНТЫ (от лат. consumo - потребляю), организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества. Он потребляет продукцию биоты (совокупность всех растений и животных), а его технологии – это инструмент, с помощью которого человеку удается потреблять значительно больше продукции биоты, чем ему разрешено естественными законами. Тем самым нарушается баланс в природе. Однако только сам человек способен создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность и при этом улучшать свой жизненный уровень, сохраняя окружающую среду. 23 % населения планеты относятся к категории абсолютно бедных. Учёные считают, что скоро неизбежным станет сокращение населения Земли, численность которого не должно превышать 1-2 млрд человек. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. уязвимым перед мощью, которую сам же создал.Что же несет нам век грядущий - новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз? Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем - философско-методологических проблем экологического прогнозирования. 

Информация о работе Смысл жизни и предназначение человека