Социальная сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание

Социальная структура в узком смысле слова – это социально - классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально - классовая. Социально - классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Работа состоит из  1 файл

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов.docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

2. Партикулярно-коммунитаристская, выходящая из принципа множественности и разнородности культур и их стремления сберечь и защитить свою идентичность, утверждающая, что идея права не универсальна и характерна лишь для западной культуры, другим же культурам она чужда. Вторая концепция самобытности культура самая модная сейчас. Сторонники данной концепции утверждают, что каждая культура самоценна. Надо дать возможность жить внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры. Однако защита своеобразия оказывается иногда лишением прав на свободу и другой мир. Представляется, что ближе к истине умеренно-либеральная позиция, которая, с одной стороны, отстаивает универсальность самой идеи права, а с другой стороны, не отрицает необходимости учета культурно-исторической специфики, однако относит эту специфику не к месту идеи права, а к проблеме ее обоснования. В соответствии с таким подходом право имеет единый рациональный фундамент, так как его сущностью является свобода.

Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано  быть признано и оправданно в качестве такого, что имеет для большинства  граждан значение и ценность. На этот процесс влияют специфичные  черты: национального характера («душа  народа»), определенная система ценностей («национальная идея»), а также  связанные с ними особенности  философского мировоззрения.

 

Правовое государство  и гражданское общество

Правовое государство  — это такая политическая организация  общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а  также последовательного ограничения  государственной власти в целях  недопустимости злоупотреблений с  ее стороны.

Отличительные признаки правового  государства:

1. Правовое государство,  прежде всего предполагает существование гражданского общества.

В современной интерпретации  гражданское общество — это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его субъектами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, морального и культурного статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

2. Разделение власти. Как  известно, теория разделения власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Это препятствует сосредоточению власти в руках одного лица или органа. В данном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии выполнить. Законодательная власть — принимает законы, исполнительная — обеспечивает их исполнение судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как, частных лиц.

3. Верховенство права.  Данный признак правового государства означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - государственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.

4. Реальность прав и  свобод граждан. В правовом  государстве права и Свободы  граждан должны быть не только  провозглашены, но и гарантированы  государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический  плюрализм. Правовое государство  немыслимо без Существования многочисленных политических организаций, партий и оппозиции.

Под правовым обществом можно  понимать такое общество, в котором  реализован принцип верховенства права, т.е. асе субъекты подчиняются, праву  не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные  решения, чувствовать себя самостоятельными и не зависящими от воли государства.

Возможность создания такого общества предполагает наличие ряда условий: институционального и неинституционального. Институциональным условием формирования правового обществе выступает развитое гражданское общество и устоявшееся правовое государство, а неинституциональным — преобладание в обществе личностей-граждан с развитым правосознанием, являющихся реальными субъектами правоотношений денного общества.

Известно, что хотя право  как социальный регулятор возникает  давно, однако служить личности, ее самореализации оно начинает лишь в условиях формирующегося гражданского общества. Поэтому правовое общество также можно представить в качестве идеального типа, раскрывающего определенный аспект гражданского общества, способ его бытия или, используя подход И. Канта, как «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое».

Таким обрезом, гражданское  общество и правовое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (динамическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции). Другими словами, предполагается сформировать правовое общество, для которого характерны: политический плюрализм, разделение власти, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, которые в значительной степени затрудняют и замедляют этот процесс. Успешное формирование правового общества невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; гуманизация человеческих отношений; создание и развитие альтернативных по отношению к государству общественных структур (культурных, научных, религиозных и т.д.) с целью расширения сферы прямой демократии, введение «диалоговых процедур» для выработки согласованных решений; ограничение вмешательства государства в сферу экономики; проведение правовой реформы с целью создания единого, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.

Проблемность и противоречивость правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе имеют в своем основании несколько причин. Во-первых, сравнение правовых систем тоталитарного общества, для которого характерны господство государства над правом, политизация и идеологизация права, и демократического общества, в котором обеспечено верховенство права и приоритет прав человека, позволяет сделать вывод об их принципиальной несовместимости, а следовательно, невозможности перехода от одной правовой системы к другой непосредственно. Поэтому все посттоталитарные страны, трансформирующиеся от тоталитаризма к демократии закономерно проходят особый переходный период, в котором правовая реальность представляет собой комбинацию разрушающейся тоталитарной правовой системы и нарождающейся правовой системы демократического общества. Как правило, все основные характеристики этой переходной правовой реальности представляют собой комбинацию сущностных черт, как тоталитарной правовой системы, так и демократической. Так, например, новые правовые нормы в посттоталитарной правовой системе сталкиваются со старыми неправовыми нормами; тенденции авторитаризма в правотворчестве и правоприменении сосуществуют с элементами анархии; тенденции конструирования с элементами саморазвития; принципы монизма о принципами плюрализма и т.д.

Второй особенностью правотворчества  и применения в посттоталитарном обществе является то, что они осуществляются в условиях хаоса или дезорганизации переходного общества и его правовой системы. Например, польский исследователь Я. Щепаньский понимает дезорганизацию переходного общества и его правовой системы как совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что «действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции политико-правовых институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанных допустимыми». Следующей особенностью правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе является амбивалентность (Э. Блейлер) правосознании людей, причины которой кроются в инертности сознания человека, неспособности его сразу освободиться от отжившей системы ценностно-правовых установок тоталитаризма, которая Может декларативно отвергаться личностью, но продолжает существовать на уровне подсознания, определяя миропонимание человека, его ценности, интересы, поступки: Так, например, в переходных обществах проблема легитимации процедур разрешения противоречий и конфликтов стоит наиболее остро. Старые правовые нормы и правила урегулирования конфликтов утратили свою легитимность, а новые правовые нормы еще не установились, не стали стереотипными.

1. Предмет философии  права

Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает  право под углом зрения своего специфического понимания и своих  приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода.

В самом общем виде можно сказать, что предметная область философии  права как отдельной самостоятельной  научной дисциплины - это право  как сущность и право как явление  в их различении, соотношении и  искомом единстве.

Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права  обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая  сущность права носит объективный  характер, а право как явление  носит официально-властный характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной  власти. Поэтому закон, т.е. то, что  в официально-властном порядке установлено  и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).

Таким образом, определение предметы философии права можно сформулировать следующим образом:

Предмет философии права - это право  и закон в их различении, соотношении  и искомом единстве Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997. - С. 19..

При этом под правом имеется в  виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному  явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе  правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя, а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления, которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права.

Иначе говоря, под законом в контексте  различения права и закона имеется  в виду закон в собирательном  смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии  права зависит от того понимания  сущности права, которое лежит в  основе той или иной конкретной концепции  философии права.

Либертарно-юридическая концепция философии права Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983. - С. 245..

Согласно этой концепции сущность права - это формальное равенство, которое  трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в  социальной жизни людей.

Такое понимание сущности права  дает основание для конкретизации  приведенных выше определений предмета философии права в следующем  виде:

Предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в  социальной сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение  можно сформулировать в более  краткой форме: предмет философии  права - это принцип равенства  и его проявления Там же, С. 248..

К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения  и осуществления требований данного  принципа. Все эти явления входят в предмет философии права  не в виде эмпирических объектов, а  лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального  равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.

В предмет философии права, таким  образом, вместе с другими правовыми  явлениями входит и государство  в качестве особого правового  явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и  действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).

Информация о работе Социальная сфера жизни общества