Социальная сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание

Социальная структура в узком смысле слова – это социально - классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально - классовая. Социально - классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Работа состоит из  1 файл

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов.docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

В процессе изучения предмета философии  права критически анализируются  и соответствующие антиподы права, различные формы отрицания, игнорирования  или искажения смысла права как  сущности и как явления, подмены  права произволом официальной власти и ее произвольно-приказными правилами.

Таким образом, любая философия  права - это не только философское  осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа во всех его проявлениях.

Сформулированное с либертарно-юридических позиций понимание предмета философии права имеет общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки, как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права, является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера и правового явления, зависимого от субъективного фактора.

Естественно-правовые концепции философии  права Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983. - С. 250..

В этих концепциях философии права  предметная область философии права  определяется различением и соотношением естественного права и позитивного  права. Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Поэтому философия права в трактовке  юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.

Легизм Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983. - С. 258..

В своих позитивистских и неопозитивистских  учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и  вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для  легистов - это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера  является настоящим правом.

Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Легизм и юснатурализмвыражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

2. Метод философии права

Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и явления), которая представляет собой взаимосвязь  и единство предмета и метода соответствующего философско-правового учения.

Предмет и метод - это различные  формы выражения и характеристики единой теории, одного и того же теоретического образования, одной и той же системы  знаний, представленных в определенной концепции философии права.

Взаимодействие и единство предмета и метода философско-правовой теории, как и любой другой теории, в  общем виде состоят в том, что  метод - это предмет в его действии, а предмет - это системно-организованное выражение познавательного смысла и значения метода.

Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов  философско-правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта  к предмету, - это тоже теоретическая  форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении.

Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой  для более углубленного и адекватного  постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.

В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет методологически  осмыслен, а метод - предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет  методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет  эту роль или непосредственно, или  опосредованно.

В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компоненты) некоторых глубоких и  оригинальных философско-правовых теорий приобретают в последующем как  бы самостоятельное существование  и универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение.

В качестве подобных общефилософских, общенаучных методов используются (также и в современных философско-правовых учениях), например, методы логического, диалектического, онтологического, феноменологического, экзистенциалистского, системного, сравнительного исследования и т.д.

Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится  с ними в необходимой преемственной  связи. Это проявляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значимых средств и приемов исследования определенного объекта, форм организации и систематизации нового философско-правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли и исследуемой объективной действительности и т.д.

Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, - познавательно  связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают  в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение.

Необходимо отметить основные особенности  метода либертарно-юридической концепции философии права.

Либертарный или формально-юридический метод Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995. - С. 28. - это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

В основе либертарного метода лежит принцип формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально-логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права.

Либертарный метод- это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995. - С. 28..

Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности.

Формальное равенство и есть тот принцип правового порядка  действительности, по которому действует  либертарный метод и, в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско-правовой теории.

Познавательные возможности этого  метода заданы творческим потенциалом  самого либертарного понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познавательную профилированность, направленность (интенциональность) и границы соответствующего философско-правового познания.

Политическая система  общества, ее структура  

Политическая система  общества (ПСО) — целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных различным  социальным нормам, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и  отношения между обществом и  государством.

Существует несколько  подходов к пониманию и трактовке  ПСО. Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру  ПСО является выделение в ее составе  таких подсистем (блоков), как институциональная, информационно-коммуникативная и нормативно-регулятивная.

Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как  государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим  максимальную политическую власть, является государство. Политические партии и  группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В  авторитарных и тоталитарных обществах  группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите  и бюрократическому аппарату.

В структуру ПСО входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи  между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (например, процедура  слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными  группами), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается  телевидение, радио, газеты, журналы, книги, ресурсы Интернета, рассчитанные на самую широкую аудиторию.

Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые  определяют поведение людей в  политической жизни: их участие в  процессах выдвижения требований, превращение  этих требований в решения, осуществление  решений. Эти нормы — основные правила участия на всех этапах политического  процесса. Нормы можно разделить  на два типа:

  • нормы-привычки
  • нормы-законы.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы.

Нормы-законы определяют процесс  законодательства, устанавливают (или  не устанавливают — в зависимости  от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др.

Функции политической системы:

  1. политическая социализация и привлечение к участию;
  2. выражение интересов различных групп и слоев населения;
  3. политическая коммуникация;
  4. разработка норм-законов;
  5. применение норм;
  6. контроль за соблюдением норм.

Фундаментальной основой  ПСО является государство.

Государство, его  признаки  

Государство — организация (оружие, машина) непосредственного  олитического властвования. Все ругие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти посредованно,через государство, различной мере и различных формax сотрудничая с ним.

Признаки государства:

  • Наличие публичной власти (совокупность аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями.
  • Административно-территориальная организация населения. Смысл — в наилучшей (рациональной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.
  • Население. Характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству (реализуется через институт гражданства).
  • Государственный суверенитет. Независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все государственные дела. Государственный суверенитет имеет две стороны: внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории). Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю.  
    В некоторых случаях можно говорить об ограничении государственного суверенитета, которое может быть добровольным и принудительным.
  • Сбор налогов.
  • Государственная территория — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В ее состав входят: суша с ее недрами, водные территории, а также лежащие над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территодиальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами — продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.
  • Правотворческая деятельность, реализующая тесную связь государства с правом.
  • Государственные символы.

Информация о работе Социальная сфера жизни общества