Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:27, контрольная работа
Социальная структура в узком смысле слова – это социально - классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально - классовая. Социально - классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.
В процессе изучения предмета философии права критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные формы отрицания, игнорирования или искажения смысла права как сущности и как явления, подмены права произволом официальной власти и ее произвольно-приказными правилами.
Таким образом, любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа во всех его проявлениях.
Сформулированное с либертарно-
Естественно-правовые концепции философии права Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983. - С. 250..
В этих концепциях философии права
предметная область философии права
определяется различением и соотношением
естественного права и
Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.
Легизм Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983. - С. 258..
В своих позитивистских и неопозитивистских
учениях о праве они отрицают
не только естественное право, но и
вообще объективную сущность права,
независимую от воли законодателя,
официальной власти. Право для
легистов - это закон (позитивное право),
который именно в силу его официально-властного,
принудительно-обязательного
Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.
Легизм и юснатурализмвыражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.
2. Метод философии права
Каждая более или менее
Предмет и метод - это различные
формы выражения и
Взаимодействие и единство предмета
и метода философско-правовой теории,
как и любой другой теории, в
общем виде состоят в том, что
метод - это предмет в его действии,
а предмет - это системно-организованное
выражение познавательного
Метод философии права как
Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.
В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет методологически осмыслен, а метод - предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно.
В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают в последующем как бы самостоятельное существование и универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение.
В качестве подобных общефилософских,
общенаучных методов
Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это проявляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значимых средств и приемов исследования определенного объекта, форм организации и систематизации нового философско-правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли и исследуемой объективной действительности и т.д.
Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение.
Необходимо отметить основные особенности метода либертарно-юридической концепции философии права.
Либертарный или формально-юридический метод Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995. - С. 28. - это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.
В основе либертарного метода лежит принцип формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально-логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права.
Либертарный метод- это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995. - С. 28..
Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности.
Формальное равенство и есть тот принцип правового порядка действительности, по которому действует либертарный метод и, в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско-правовой теории.
Познавательные возможности
Политическая система общества, ее структура
Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством.
Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО. Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру ПСО является выделение в ее составе таких подсистем (блоков), как институциональная, информационно-коммуникативная и нормативно-регулятивная.
Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату.
В структуру ПСО входит
информационно-коммуникативная
Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни: их участие в процессах выдвижения требований, превращение этих требований в решения, осуществление решений. Эти нормы — основные правила участия на всех этапах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа:
Нормы-привычки во многом определяют
форму политической системы, внутри
которой оперируют нормы-
Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают — в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др.
Функции политической системы:
Фундаментальной основой ПСО является государство.
Государство, его признаки
Государство — организация (оружие, машина) непосредственного олитического властвования. Все ругие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти посредованно,через государство, различной мере и различных формax сотрудничая с ним.
Признаки государства: