Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:31, реферат
Платон - выдающийся философ Древней Греции. Он - основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии. Часто даже говорят, что вся западная история философии - это примечания к Платону.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, бол
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему «Социальная утопия Платона»
Выполнила: В.В. Смирнова, студентка 1-го курса
очной формы обучения
юридического факультета, группа 1211
(инициалы, фамилия преподавателя)
« » ____________ 2010 г.
Платон - выдающийся философ Древней
Греции. Он - основатель целого направления
в философии, оказавшего и оказывающего
свое влияние на всем протяжении истории
философии. Часто даже говорят, что
вся западная история философии
- это примечания к Платону.
Точная дата рождения Платона неизвестна.
Следуя античным источникам, большинство
исследователей полагает, что Платон родился
в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине. По античной традиции днём
его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который,
на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон великий мыслитель, пронизывающий
своими тончайшими духовными нитями всю
мировую философскую культуру; он — предмет
нескончаемых споров в истории философии,
искусства, науки и религии. Платон был
влюблен в философию: все философствование
этого мыслителя является выражением
его жизни, а его жизнь — выражением его
философии. Он не только философ, но и блестящий
мастер художественного слова, умеющий
затронуть тончайшие струны человеческой
души и, затронув их, настроить на гармонический
лад. По Платону, стремление к осмыслению
бытия как целого дало нам философию.
Семья его была знатной, старинной, царского
происхождения, с прочными аристократическими
традициями. Его отец происходил из рода
последнего афинского царя Кодра, а мать
- из рода законодателя Солона. Платон
получил всестороннее воспитание, которое
соответствовало представлениям классической
античности о совершенном, идеальном человеке,
соединяющем в себе физическую красоту
безупречного тела и внутреннее, нравственное
благородство. Юноша занимался живописью,
сочинял трагедии, изящные эпиграммы,
комедии, участвовал в качестве борца
в Истмийских греческих играх и даже получил
там награду. Он отдавался жизни без излишеств,
но и без суровости, окруженный молодыми
людьми своего класса, любимый многочисленными
своими друзьями. Но этой безмятежной
жизни неожиданно наступает конец.
В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа,
мудреца и философа, беседовавшего с молодыми
людьми в садах Академии. Речь его касалась
справедливого и несправедливого, он говорил
об истинном, добром и прекрасном. Потрясенный
встречей с Сократом, Платон сжигает всё,
что он до этого сочинил, призывая на помощь
самого бога огня Гефеста. С этой минуты
для Платона начался новый период его
жизни. Примечательно, что перед встречей
с Платоном Сократ видел во сне, у себя
на коленях, молодого лебедя, который,
взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком.
Лебедь - птица посвященная Аполлону. Сон
Сократа - это предчувствие ученичества
Платона и будущей их дружбы. Платон обрёл
в лице Сократа учителя, которому оставался
верен всю жизнь и которого прославил
в своих сочинениях, став поэтическим
летописцем его жизни. Сократ же дал Платону
то, чего так ему не хватало: твердую веру
в существование истины и высших ценностей
жизни, которые познаются через приобщение
к благу и красоте трудным путем внутреннего
самосовершенствования. Через восемь
лет после того, как Платон стал учеником
Сократа, последний был приговорен к смерти;
выпив спокойно чашу с ядом, он умер, окруженный
своими учениками. Светлый образ Сократа,
умирающего за истину и беседующего в
свой смертный час с учениками о бессмертии
души, запечатлелся в уме Платона, как
самое прекрасное из зрелищ и как самая
светлая из всех мистерий. Платон пустился
в 12-летнее странствие. Там он продолжил
образование, слушая других философов
Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил
посвящение, остановившись на третьей
ступени, дающей ясность разума и господство
над сущностью человека.
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным
принципом идеального государственного
устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у
По
разъяснению Платона, каждому гражданину
справедливость отводит особое занятие
и положение. Господство справедливости
сплачивает разнообразные, и даже разнородные
части государства в
Наилучшая
государственная система должна
обладать рядом черт нравственной,
экономической и политической организации,
которые в своем соединительном
действии обеспечивают решение самых
важных задач. Такое государство
должно обладать силой собственной
организации и средствами ее зашиты,
достаточными для сдерживания и
отражения враждебного
В
утопическом государстве
За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.
При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает, недостаточен и имеет нужду во многих»1. Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».2
Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».3
В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная
задача трактата Платона о государстве
- проблема благой и совершенной
жизни общества в целом и его
членов.
______________________________
1;2;3 – книга Государство. Автор Платон.
Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:
1. Мудрость
2. Мужество
3. Сдерживающая мера
4. Справедливость
Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим знанием правители государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своей нравственная.
Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.
Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Вторая доблесть - мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
В
отличие от мудрости и мужества,
третья доблесть совершенного государства,
или сдерживающая мера, есть уже
не качество особого класса, а доблесть,
принадлежащая всем членам государства.
Там, где она налицо, все члены
общества признают и соблюдают принятый
в совершенном государстве
Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.
Классическая точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем, с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного, сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника или если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.
Даже
при наличии первых трех видов
доблести многоделание и взаимный обмен
занятиями причиняют
Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.
Потребность
во ввозе необходимых продуктов
и товаров из других стран требует
производства в государстве излишка
товаров для внешней торговли
ими, а также увеличения числа
рабочих, изготавливающих
В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.
Платон
считает необходимым также
Указанными
разрядами специализированного
общественного труда
Над классом, разделенным по отраслям специализированного труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы - воинов (стражей) и правителей (философов).
Государством
у Платона руководят, как и
в олигархии, немногие. Но в отличие
от олигархии, где правителями отнюдь
не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим
образом подготовленные, в государстве
Платона правителями могут
Философы:
Участь
большинства людей, придерживающихся
установившегося житейского опыта
- знание теней, теней в пещере, где
они сидят спиной к истинной прекрасной
жизни. Только мудрецы-философы могут
избавить свою душу от телесного гнета
и воспарить в мир вечных идей,
постичь его, и с этих сверхчувственных
позиций рассматривать все
Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состоянии доказать возможности устроения такого государства.
Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене... и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах не будут царствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство. ... Людям трудно признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие».
Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править?
Платон
был уверен, что некоторым людям
по самой их природе подобает быть
философами и правителями государства,
а всем прочим надо заниматься не этим,
а следовать за теми, кто руководит.
Платон признает, что между происхождением
человека из того или иного класса
и его нравственными и
Поэтому
в обязанности правителей входит
обязанность и право