Социальная утопия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:31, реферат

Описание

Платон - выдающийся философ Древней Греции. Он - основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии. Часто даже говорят, что вся западная история философии - это примечания к Платону.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, бол

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему Социальная утопия Платона..docx

— 45.39 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 Умер Платон в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для  него не было места. В течение всей жизни душу Платона волновали  высокие нравственные цели, одной  из которых был идеал возрождения  Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки  мудростью воздействовать на политику. Трижды ( в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался  осуществить свои идеи построения государства  в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями. Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений. Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известные работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон  является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма  и разработавшим его в целостном  виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество  единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне него. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея - это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам. Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства - это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Не  суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.


 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  • В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
  • А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.   М.: «Молодая гвардия», 1993
  • Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
  • Платон. Государство.
  • Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона". 1990.
  • Асмус В.Ф. Избранные диалогои Платона. 1965. 
  • В.Ф. Асмус. Античная философия
  • Евгений Трубецкой. Социальная утопия Платона.
  • В.В. Сапов. Социологическое знание в социальной утопии Платона. 1993г.

Информация о работе Социальная утопия Платона