Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:24, реферат
Мой реферат посвящен жизни и смерти величайшего философа своего времени-Сократа. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
1. Введение
2. Личность Сократа
3. Философские взгляды
4. Смерть Сократа
5 Посмертные легенды
6. Заключение
Содержание
1. Введение
2. Личность Сократа
3. Философские взгляды
4. Смерть Сократа
5 Посмертные легенды
6. Заключение
Мой реферат посвящен жизни и смерти величайшего философа своего времени-Сократа. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. Этим и доказывается современность и обоснованность моей темы. В центре внимания великого философа всегда находился человек и всё, что было так или иначе связано с жизнью человека: проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.
Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
2. Личность Сократа
Сократ родился около 469 г. до н. э. в Афинах. Он был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Благодаря отцу получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Был женат на женщине по имени Ксантиппа . Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Проявил мужество и спас молодого юношу Алкивиада, ставшего впоследствии его другом и учеником.
Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. По представлениям греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его внешности не могла даже полная достоинства походка. По словам красавца Алкивиада , Сократ похож на Силена или сатира — волосатого похотливого демона — получеловека, полукозла, покоряющий окружающих вдохновенной игрой на флейте. Сократ же поражал и завораживал слушателей, когда говорил и раскрывал свою душу.
Сократ жил в постоянной нужде. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».Он не заботился о содержании семьи. «Нужно есть, чтобы жить,а не жить, чтобы есть».Сократ всегда расхаживал по городу босиком, в одной накидке. Часто, глядя на множество выставленных на продажу вещей, он говорил себе: «Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись». Сократ не создал ни одного философского текста. Он ничего не записывал, полагая, что это ухудшает память. Он не брал платы со своих учеников – не торговал своей мудростью.
Отдельное внимание стоит уделить супружеской жизни Сократа. Как знаем, он был женат на сварливой женщине по имени Ксантиппа, которая постоянно устраивала ему семейные скандалы и то и дело пилила мужа. Однажды Сократ поздно вернулся домой, разъяренная Ксантиппа сначала накричала на него, а потом вылила ему на голову кувшин воды. На что философ спокойно заметил: “Моя Ксантиппа как плохая погода, сначала пускает гром и молнии, а потом идет дождь“.
У Сократа было просто замечательное чувство юмора. Один молодой юноша спросил Сократа: - Стоит ли мне жениться? – Делай, что хочешь, все равно пожалеешь. – Ответил Сократ.
А о супружеской жизни он говорил такое: “Жениться надо обязательно, потому что если у вас будет хорошая и ласковая жена – вы будете просто счастливы. Но если жена у вас будет злая и сварливая (как у меня) тогда вы непременно станете философами (как я) и тоже будете счастливы “.
3.Философские взгляды
Сократ одним из первых направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Сократ был не софистом, а диалектиком, то есть мастером выяснять суть предмета посредством вопросов и ответов в непринуждённой беседе (греч. dialegomai – беседую).
В отличие от софистов, для которых главное было одержать верх в споре благодаря умению вести спор, Сократ заявил, что хотя люди мыслят по-разному и обладают различными мнениями, должна существовать неоспоримая, единственная объективная истина.
Когда однажды друг Сократа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать у Аполлона ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?» пифия ответила: «На свете нет человека мудрее Сократа»!
А Сократ говорил: «Я
знаю лишь то, что ничего не знаю…»
Многим известна эта фраза, однако мало
кто помнит её продолжение: «Я знаю лишь
то, что ничего не знаю, но другие не знают
даже этого».
Сократ единственный, кто был готов к признанию
собственного невежества.
Многознание не есть мудрость. А быть мудрым по Сократу означает постигнуть суть вещей. Сократ пришел к выводу, что его убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого.
Платон сравнивал
Сократа с оводом, который своим
жалом заставляет лошадь двигаться.
Так и Сократ своими вопросами
будоражил афинян, заставляя их задуматься
над своими взглядами.
Вначале он задавал вроде бы простые вопросы,
и собеседник давал легкие ответы. Однако
дальнейшие вопросы философа заставляли
опровергать свои же выводы. Таким образом,
Сократ приводил собеседника к опровержению
своих же собственных первоначальных
убеждений.
Молодёжь восторгалась Сократом, но многие
считавшие себя умными афиняне старались
держаться от него подальше.
«Всякий, кто в здравом уме, всегда стремится
быть подле того, кто лучше его самого»,
– говорил Сократ.
Он верил, что его призвание – помочь человеку самому открыть истину в своей душе через диалог с ним. Этот метод называл повивальным. Через беседу Сократ побуждал человека к самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы. «Знание на самом деле не что иное, как припоминание». Сократ буквально одержим идеей учить сограждан истинному знанию, так как считает, что есть “одно только благо-знание, и одно только зло- невежество”.
На первом плане у мудреца всегда стояло стремление к добродетельной жизни, а наиважнейшее условие реализации такого стремления - ясное мышление. Давайте поясним, что по Сократу ясное мышление и собственно знание необходимо не для того, чтобы заниматься проблемами науки вообще. Что может дать знание того, по каким законам возникают и развиваются те или иные явления? Ведь мы не можем ни изменить их, не создать, к примеру, явления природы ,такие, как ветер, дождь, времена года. Иное дело-человек. Познай самого себя - вот к чему призывает Сократ. Именно такое знание должно сделать людей добродетельными. Для древнегреческой философской мысли подчеркивание тесной связи нравственных норм, которыми руководствуется человек, не является чем-то принципиально новым. Но столь выраженное внимание к человеческой личности и не просто подчеркивание взаимосвязи между добродетелью и знанием, а исследование характера ее - такого рода традиция начинается с Сократа.
Пытаясь понять суть добродетели и, рассматривая порочность и зло как следствие невежества, афинский мудрец ставит вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель. В этой связи он рассуждает и о проявлениях добродетели: сдержанности (как укрощать страсти), мужестве (как преодолеть опасность), справедливости (как соблюдать божественные и человеческие законы).
Сократ считает, что «единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека». И я не могу с ним не согласиться.
Сократ считал, что
счастье достигается путём
Сегодня мы снова и снова задаёмся вопросом: Как изменить мир к лучшему? Как сделать людей порядочнее, судей справедливее, правителей мудрее? Как превратить жизнь в нечто совершенное? Ещё во времена далёкой античности Сократ говорил:«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!» Вдумываясь в его слова , понимаешь, что всё начинается с какоё-то единицы, индивидуума, и только высокоморальный человек может создать высокоморальное общество.
Сократа интересует не только мораль, но и политика, право, гражданские законы, проблемы войны и мира- все, что тем или иным образом касалось гражданина Афин. Но главное для него –этика. Развивая и отстаивая в разговорах и дискуссиях свои взгляды, философ стремится помочь людям найти самих себя научиться вести себя в соответствии с законами и нормами нравственности. Рассуждая о Сократе, Л. Шелестов имел основания заметить: “При всей его внешней скромности, при всей его видимой нетребовательности : он разговаривал и с ремесленниками, и с рабами, и с детьми, он жил бедно, одевался бедно, ел что Бог пошлет, терпеливо выносил жалобы и брань своей Ксантиппы – право называться мудрейшим он отстаивал всеми силами своего замечательного ума. Он уступал другим богатства, почести ….. но правоты своей он не уступил бы никому; тот, кто хотел быть правым должен был идти за Сократом. Да и мог ли Сократ отречься от этого своего права? Он отказался….. от всего, чем люди жили - от всех чувственных благ. Он, не колеблясь, утверждал, что лучше претерпеть несправедливость, чем самому быть несправедливым. И в его устах это не было фразой. Все древние писатели единогласно свидетельствуют, что слова Сократа были его делом - и не в переносном, а в буквальном смысле. Он принимал, когда нужно было, несправедливость – и тяжкую несправедливость, но себе не разрешал быть несправедливым даже по отношению к обидчику. И так как в жизни человеку, который сам не хочет обижать, приходится постоянно терпеть обиды от других, то жизнь Сократа была очень трудной и мучительной. Чем же мог жить Сократ, когда раздал все, что у него было? И вот он создал себе сам свою духовную пищу - не хлебом единым будет жить человек, не почестями и другими чувственными радостями, а сознанием своей справедливости, своей правоты. Человек может так жить, чтобы всегда чувствовать себя правым, и когда он чувствует себя правым, ему ничего больше и не нужно. Эта мысль Сократа, это дело Сократа легло в основе всей его греческой философии - оно лежит и в основе всей вековой мудрости человечества. ”
В Y веке до нашей
эры в Афинах была установлена
демократическая форма
Сократ без устали критиковал афинских
правителей, доходя даже до призыва к спартанцам
покорить Афины, чтобы разрушить сложившуюся
коррумпированную политическую систему.
И хотя Сократ никогда не боролся с властью
и за власть, однако никогда не поступался
своими принципами и всегда говорил правду,
чем вызывал неприязнь правителей.
Подчас за свои философские беседы он
получал тумаков. Однажды, получив пинок,
Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился,
он ответил: Если бы меня лягнул осел, разве
стал бы я подавать на него в суд?
Порой Сократ впадал в транс. В эти минуты он говорил, что слышит свой внутренний голос, который называл «даймоном» и командам которого подчинялся. Может быть, «даймон» это совесть? или голос Бога в человеке? или «даймон» это ангел-хранитель?
В 399 г. до н.э., когда мыслителю было около 70 лет, Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. Действительным основанием резко враждебного отношения к Сократу было предположение, скорее уверенность, что он был связан с аристократами, находящимися в Афинах у власти до очередной победы там демократической демократии. Сократ не скрывал своих взглядов.
По свидетельству Ксенофонта Сократ постоянно был занят вопросом о том, как добиться, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Он имел обыкновение задавать такие вопросы: “Если бы я хотел починить башмак, к кому я должен обратиться?”,- получая естественный ответ:”К сапожнику, о, Сократ” . В аналогичном контексте упоминались плотники, кузнецы и др. А потом Сократ спрашивает:”Кто должен чинить корабль государства?”
Один из тех, кому принадлежала реальная власть в Афинах после поражения аристократической партии, Критий (он был знаком со взглядами Сократа, учился у него), запретил своему бывшему учителю поучать молодежь, сказав ( это тоже сообщает Ксенофонт) :”Нет, тебе придется, Сократ, отказаться от этих сапожников, плотников, кузнецов: думаю, они совсем уже истрепались от того, что вечно они у тебя на языке”. Но, видимо, легче было заставить Сократа замолчать при помощи яда. Отказаться от изложения своих взглядов он едва ли пожелал бы, а бороться с тем злом, с которым пытался бороться Сократ, не было охотников получивших власть.
Именно это обстоятельство подчеркивает Л. Шелестов, рассуждая о судьбе древнегреческого мыслителя. “Сократа – пишет он, отравили вовсе не за то, что он со своими истинами и богами ко всем приставал. Если бы он смирно сидел дома и писал книги либо преподавал в академии- его бы не тронули….Сократ погиб не оттого , что столкнулись два порядка идей, а потому что не умел или не хотел держать язык за зубами. Истин – новых или старых – люди не так бояться, как проповедников истин. Ибо истина никого не трогает и не тревожит, а проповедники – народ неприятный: сами покоя не знают и другим покоя не дают.”