Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:24, реферат
Мой реферат посвящен жизни и смерти величайшего философа своего времени-Сократа. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
1. Введение
2. Личность Сократа
3. Философские взгляды
4. Смерть Сократа
5 Посмертные легенды
6. Заключение
Дело Сократа
разбиралось в суде присяжных
численностью 500 человек +1. За оправдание
был подан 221 голос, а «против» 280
голосов.
После вынесения смертного приговора,
друг Сократа Аполлодор, плача, сказал:
«Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён
к смертной казни несправедливо». На что
Сократ ответил: «А тебе приятнее было
бы видеть, что я приговорён справедливо?»
Суд предоставил
Сократу право самому избрать
свою участь. Тот ответил, что вместо
наказания правительство должно
отблагодарить его как
Сократ несколько
дней жил в тюрьме и спокойно ожидал
смерти. «Поскольку мы не знаем что
такое смерть, бояться её нелогично»,
– говорил он.
В тюрьме Сократа навещали друзья и ученики.
Он им говорил: «Мне уже пора идти отсюда,
мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить,
а что из того лучше, никому не ведомо,
кроме бога».
Когда друзья и ученики предлагали Сократу
освободить его из тюрьмы, он отказался,
заявив: «Закон суров, но это закон».
На мой взгляд, для Сократа смерть была избавлением от тяжёлой жизненной борьбы с несправедливостью. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре».
Я думаю, Сократ прекрасно понимал, что достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить. Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения.
Есть один диалог,
который считается
“Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, а вот что гораздо труднее - избежать нравственной порчи: она настигает стремительней смерти.
Люди бывают особенно склонны к порицаниям тогда, когда им предстоит умереть.
И вот я утверждаю, афиняне, меня умертвившие, что тотчас за моей смертью постигнет вас кара тяжелее, клянусь Зевсом, той смерти, которой вы меня покарали. Теперь , совершив это, вы думали избавиться давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю вам, обратное: больше появится у вас обличителей…В самом деле, если вы думаете, что умерщвляя людей, вы заставите не порицать их за то , что вы живете неправильно,- то вы заблуждаетесь. Такой способ защиты и не вполне надежен и нехорош, а вот вам способ и самый хороший и самый легкий: не затыкать рта другим, а стараться самим быть как можно лучше. Предсказав это вам, тем, кто меня осудил, я покидаю вас ” Таков конец своего рода посмертной речи. Сократ даже перед лицом смерти пытается пропагандировать свое учение
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть.
Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.
"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".
Комментируя идеи великого грека, исследователь античной философии В. Нерсесянц пишет: "Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что "мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать". Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души (эта идея принадлежит Филолаю) и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью.
Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.
Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.
Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...
Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.
Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте"[(обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление). ), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.
Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".
Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом !"
Вскоре после
смерти Сократа, афиняне
5.Посмертные легенды
После смерти Сократа
во множестве возникли так
называемые Сократические
Для всей этой литературы
была характерна типизации
6.Заключение
В заключении, хотелось бы сказать, что Сократ был не только прекрасным философом, но и честнейшим человеком, преданным гражданином, активно участвующим в жизни своего государства. Многие высказывания и беседы Сократа были внесены в золотой фонд философии и литературы, его мудрость поражает до сих пор и помогает в решении множества проблем. Великий ученый и мыслитель он навсегда останется одним из мудрейших людей на нашей планете.
Список используемой литературы
1.Вальяно М.В.: Учебник .Основы философии, 1999 – 543с.
2. Фанкин Ю. Осуждение Сократа. — М., 1986. — 205 с.
3. Кессиди Ф. Х. Сократ. — СПб.: Алетейя, 2001. — 352 с.
4. « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека
» Жизнь замечательных