Сократ и Платон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:05, лекция

Описание

Приблизительно к середине V в. до н. э. в Греции возникают условия для культурного переворота, который в течение нескольких десятилетий затронул все сферы общественной и политической жизни и произвел радикальное изменение в образе мыслей значительной части гражданского населения, а также в самом направлении философских занятий. Главной причиной произошедшего катаклизма стало развитие греческой политической жизни. В период, начавшийся после персидских войн, центр тяжести политической и культурной жизни Эллады перемещается с территории Малой Азии и островов Эгейского моря в континентальную Грецию, возрастает значение Афин, крупнейшего города Аттики — области на юго-востоке Балканского полуострова, поэтому этот период истории Древнего мира называется часто «аттическим».

Работа состоит из  1 файл

Sokrat_Platon.docx

— 30.06 Кб (Скачать документ)

Мир идей построен иерархически. На вершине стоит идея блага –  ни одно действие и ни одна идея не могут  обойтись без познания блага. Благо  познаваемо, оно есть предмет величайшей науки, которая требует философской  подготовки. Сам умопостигаемый мир  делится на две части – мир  сущностей, постигаемых чистым мышлением, за ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Аналогично делится и мир вещей  – на видимые нами предметы и  их отражения.

В первой части диалога  «Парменид» Платон формулирует те проблемы, которые он сам видит в своей  теории идей. Главная из них –  каким образом виды существуют сами по себе, и в каком случае это  определение к ним не применимо? Ответ Платон дает во второй части  «Парменида» и в диалоге «Софист». Так, в «Пармениде» Платон показывает, что самодостаточность видов  относительна, теперь, согласно Платону, и в самих идеях могут присутствовать различные и даже противоречивые определения, в силу чего идеи не могут  быть замкнутыми в себе, но представляют части идеального целого. В «Софисте»  идеи и вещи оказываются подчиненными категории сущего, главное определение  сущего – возможность действовать  или претерпевать. Идеи претерпевают познание, значит, мир истинно-сущего нельзя изображать как полностью  статичный. По сути, в этих двух диалогах намечается путь мысли, по которому пошел  Аристотель.

Космология. Космология Платона изложена в диалоге «Тимей», в котором речь о космосе и его происхождении произносит некий Тимей из италийской Локриды. Точного знания о космосе не может быть, лишь предположительное, так как он относится к временной сфере бытия, возникающей и уничтожающейся.

Мир творится благодаря трём компонентам: демиургу, образцу, на который  он взирает, и материи. Причину мира Платон называет «мастером», демиургом, который творит мир по неизменному  образцу, «парадигме». Творящая причина  является благой, благость мастера  ведет к тому, что он желает, чтобы  все сотворенное было похоже на него, то есть было благим. Творение должно быть разумным, ибо разумное лучше неразумного  – по этой причине демиург прилаживает  к телу космоса душу. Космос сделан по модели умопостигаемого живого существа, включающего в себя все прочие живые существа. Отвергает бесчисленность миров. Космос завершен, всеобъемлющ, имеет  шаровидную форму. Душа космоса создана  из двух частей – вечной и делимой  телесной. Вечный вселенский мастер также  создает «подвижный образ вечности», т.е. время, в своем отмеряемом числом движении воссоздающее вечность. Время твориться вместе с космосом и не существует отдельно от него.

Платон говорит о четырех  родах живых существ, пребывающих  в космосе: боги, воздухоплавающие, водные и земные существа. Все сотворенное  демиургом пребудет вечно, поэтому  демиург создает души, тела смертных существ творят сотворенные демиургом  боги. Помимо ума (Мастера, демиурга) в  процессе производства космоса участвует  также необходимость. Элементы –  это только формы, которые принимает  реальность, определить ее очень сложно, Платон называет ее «восприемницей всякого  рождения» (отсюда берет начало аристотелевская  материя).

 Политическая  философия. Изложена в «Апологии Сократа», «Государстве», «Законах» и «Политике». Имеются также незавершенный «Критий» и «Гермократ», которые Платон намеревался посвятить истории государства и права, отталкиваясь от своей космологии. Существует мнение, что онтология и гносеология Платона вырабатывались для ответа на вопрос: каким должен быть истинный полис?

Государство возникает под  влиянием экономико-материалистического  фактора, обмена продуктами деятельности между людьми и полисами. Полис, живущий  согласно природе и естественным потребностям Платон называет «истинным» или «здоровым». Корень зла –  стремление к роскоши (войны за территорию и т.д.).

Развивает теорию образования  воинов как уравновешенного единства мусического и гимнастического  искусств, цель первого – воспитание кротости, внедрение в душу нравственных понятий, оно должно быть очищено  от всего, что может посеять в  юной душе сомнение (главным образом, от поэтических представлений о  безнравственных антропоморфизированных богах). Поэзия должна быть правдивой, делится на повествовательную и  подражательную, первой Платон отдает предпочтение, поскольку вторая создает  видимость всезнания поэта. Поэзия должна приносить пользу, а не удовольствие. Гимнастическое искусство должно развивать  мужество.

Высшая цель – счастье  всего полиса, а не отдельных групп. В идеальном полисе должно присутствовать благоразумие (старшие стражники), мужество (младшие стражи, или помощники), благоразумие (все группы), справедливость (проявляется в том, что каждый занят своим делом; на этом положении  строится платоновская критика демократии, которая позволяет любому управлять). Платоновский идеальный полис не может быть демократическим, это  господство знающих, будь это один человек (монархия) или немногие (аристократия).

В полисе Платона стражи не могут иметь частной собственности, ни жен, ни детей – все должно быть общим. Управляют государством философы, прошедшие специальную  подготовку, их правление – аристократия, самая лучшая форма правления (Платон исходит из учения о душе, при  аристократии преобладает разумное начало, выделяет также тимократию – правление честолюбцев, при  котором преобладает волящее  начало и олигархию – правление  немногих обеспеченных людей, при котором  преобладает вожделеющее начало). Худшей формой правления является тирания (правление одного испорченного человека), демократия по степени испорченности  следует за ней в порядке убывания.


Информация о работе Сократ и Платон