Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:05, лекция
Приблизительно к середине V в. до н. э. в Греции возникают условия для культурного переворота, который в течение нескольких десятилетий затронул все сферы общественной и политической жизни и произвел радикальное изменение в образе мыслей значительной части гражданского населения, а также в самом направлении философских занятий. Главной причиной произошедшего катаклизма стало развитие греческой политической жизни. В период, начавшийся после персидских войн, центр тяжести политической и культурной жизни Эллады перемещается с территории Малой Азии и островов Эгейского моря в континентальную Грецию, возрастает значение Афин, крупнейшего города Аттики — области на юго-востоке Балканского полуострова, поэтому этот период истории Древнего мира называется часто «аттическим».
Мир идей построен иерархически. На вершине стоит идея блага – ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага. Благо познаваемо, оно есть предмет величайшей науки, которая требует философской подготовки. Сам умопостигаемый мир делится на две части – мир сущностей, постигаемых чистым мышлением, за ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Аналогично делится и мир вещей – на видимые нами предметы и их отражения.
В первой части диалога
«Парменид» Платон формулирует те проблемы,
которые он сам видит в своей
теории идей. Главная из них –
каким образом виды существуют сами
по себе, и в каком случае это
определение к ним не применимо?
Ответ Платон дает во второй части
«Парменида» и в диалоге «
Космология. Космология Платона изложена в диалоге «Тимей», в котором речь о космосе и его происхождении произносит некий Тимей из италийской Локриды. Точного знания о космосе не может быть, лишь предположительное, так как он относится к временной сфере бытия, возникающей и уничтожающейся.
Мир творится благодаря трём компонентам: демиургу, образцу, на который он взирает, и материи. Причину мира Платон называет «мастером», демиургом, который творит мир по неизменному образцу, «парадигме». Творящая причина является благой, благость мастера ведет к тому, что он желает, чтобы все сотворенное было похоже на него, то есть было благим. Творение должно быть разумным, ибо разумное лучше неразумного – по этой причине демиург прилаживает к телу космоса душу. Космос сделан по модели умопостигаемого живого существа, включающего в себя все прочие живые существа. Отвергает бесчисленность миров. Космос завершен, всеобъемлющ, имеет шаровидную форму. Душа космоса создана из двух частей – вечной и делимой телесной. Вечный вселенский мастер также создает «подвижный образ вечности», т.е. время, в своем отмеряемом числом движении воссоздающее вечность. Время твориться вместе с космосом и не существует отдельно от него.
Платон говорит о четырех родах живых существ, пребывающих в космосе: боги, воздухоплавающие, водные и земные существа. Все сотворенное демиургом пребудет вечно, поэтому демиург создает души, тела смертных существ творят сотворенные демиургом боги. Помимо ума (Мастера, демиурга) в процессе производства космоса участвует также необходимость. Элементы – это только формы, которые принимает реальность, определить ее очень сложно, Платон называет ее «восприемницей всякого рождения» (отсюда берет начало аристотелевская материя).
Политическая философия. Изложена в «Апологии Сократа», «Государстве», «Законах» и «Политике». Имеются также незавершенный «Критий» и «Гермократ», которые Платон намеревался посвятить истории государства и права, отталкиваясь от своей космологии. Существует мнение, что онтология и гносеология Платона вырабатывались для ответа на вопрос: каким должен быть истинный полис?
Государство возникает под влиянием экономико-материалистического фактора, обмена продуктами деятельности между людьми и полисами. Полис, живущий согласно природе и естественным потребностям Платон называет «истинным» или «здоровым». Корень зла – стремление к роскоши (войны за территорию и т.д.).
Развивает теорию образования
воинов как уравновешенного единства
мусического и гимнастического
искусств, цель первого – воспитание
кротости, внедрение в душу нравственных
понятий, оно должно быть очищено
от всего, что может посеять в
юной душе сомнение (главным образом,
от поэтических представлений о
безнравственных
Высшая цель – счастье всего полиса, а не отдельных групп. В идеальном полисе должно присутствовать благоразумие (старшие стражники), мужество (младшие стражи, или помощники), благоразумие (все группы), справедливость (проявляется в том, что каждый занят своим делом; на этом положении строится платоновская критика демократии, которая позволяет любому управлять). Платоновский идеальный полис не может быть демократическим, это господство знающих, будь это один человек (монархия) или немногие (аристократия).
В полисе Платона стражи
не могут иметь частной