Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:39, реферат

Описание

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и
просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Биография Сократа…………………………………………………………….4
2. Учения Сократа………………………………………………………………...5
2.1. Диалектика…………………………………………………………………5
2.2.Рационалистическая тенденция в этике Сократа……………………….20
3. Сократические школы………………………………………………………...20
3.1. Мегарская школа……………………………………………………….…21
3.2. Элидо-эретрийская школа………………………………………………..21
3.3. Киническая школа…………………………………………………….......21
3.4. Киренская школа…………………………………………………….........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Реферат Сократ.docx

— 53.23 Кб (Скачать документ)

 

«Стало быть, друг мой, справедливость это не слишком важное дело, раз  она бывает полезна только при бесполезности».

 

Но диалектическое исследование понятия «справедливости» продолжается. Из нескольких им самим предложенных примеров Сократ извлекает обобщающий вывод — не менее парадоксальный, чем предложенная Полемархом характеристика отношения «справедливости» к полезному  и бесполезному. Собеседники соглашаются  в том, что если человек в сражении, в кулачном бою или в каком-нибудь ином подобном случае умеет нанести  удар, то он же сумеет и поберечься; что тот защитник и хранитель  лагеря хорош, который знает также, как похитить замыслы и действия неприятеля. Формулируется вывод: кто отлично сторожит что-то, тот и отлично может это украсть. Другими словами, резюмирует Сократ, справедливый человек есть, по-видимому, вор, и «справедливость», согласно мнению Гомера, Полемарха и Симонида, есть «нечто воровское, однако направленное на пользу друзьям и во вред врагам». Однако, когда Сократ прямо «в лоб» спрашивает Полемарха, так ли он говорил, тот, окончательно сбитый с толку, признается, что он и сам не знает, что он говорил, но все же с выводом Сократа не согласен, хотя ему все еще представляется, что справедливость велит «приносить пользу друзьям и вредить врагам».

 

Характеристика  метода

 

Далее беседа переходит в  рассмотрение вопроса, кого следует  называть друзьями, Я кого — врагами. Но у нас уже имеется достаточно данных, чтобы охарактеризовать —  с логической точки зрения — метод  Сократа. По ранним диалогам Платона  мы можем составить ясное и  точное представление о том, чем  была «диалектика» Сократа. Сократ несомненно дал толчок к развитию в философии учения об общем понятии. Однако от толчка до выяснения диалектической функции общего понятия дистанция оставалась еще значительной. Сократ не прошел этой дистанции не по недостатку проницательности, а потому, что весь его интерес был сосредоточен не на области общей теории диалектики, а на области этики. Диалектика Сократа есть только пропедевтика его этических исследований. Тем не менее в ранних диалогах Платона сократовская диалектика получила характеристику рельефную и яркую. Более того, с известными предосторожностями мы можем для этой характеристики использовать не только первые по времени диалоги Платона, но даже и диалоги более позднего периода. Условие такого использования — исключение из характеристики сократовской диалектики отнюдь не всего, что об этой диалектике рассказывает нам Платон, а только ее специфически платоновских черт. Это прежде всего теория запредельных миру «идей», а затем трактовка вопроса о знании и его видах. Но многие черты философских воззрений Сократа, как их изображает Платон не только в «Лахесе», «Хармиде», но и в «Федре», «Федоне», «Меноне», а также в первой книге «Государства», принадлежат подлинному Сократу и дышат тем же реализмом, каким дышит изображение Сократа на прогулке с Федром («Федр»), на пиру у Агафона («Пир»), в тюрьме («Федон»).

 

В полном согласии с тем, что нам сообщает Ксенофонт, Сократ, выведенный Платоном в его диалогах, выясняет связь между диалектикой и собственно логическими операциями разделения на роды и виды. Руководимое Сократом философское исследование имеет целью прежде всего установить значение того или иного широкого родового термина (например, «мужества», «справедливости» и т. п.). Вопросы, которые ставит Сократ и с помощью которых он исследует это значение, формулируются так, что они приводят ответы на них, предлагаемые собеседником Сократа, к явному противоречию. Определение термина вступает в противоречие либо с различными единичными предметами, явлениями, свойствами и случаями, которые этот термин не должен охватывать, но которые он охватывает, либо, наоборот, с другими, которые он должен охватывать, но которых он не охватывает. Своими различными ответами собеседник все вновь и вновь ввергается в противоречия. Эти противоречия принуждают его признать или то, что он не достиг точного и ясного понятия о свойстве, общем для различных частных факторов, охватываемых исследуемым общим термином, или то, что такого общего свойства вообще не существует и что полученное обобщение только чисто словесное и ложное.

 

И в том и в другом случае Сократ сообщает мыслям собеседника  направление, которое ведет к  поправке оказавшегося несостоятельным  обобщения, и подводит таким образом собеседника к тому, что Платон называет «видеть единое во многом или многое в едином». Другими словами, Сократ предвосхитил то, что впослелствии Платон и Аристотель описали как двойной путь диалектического процесса — расчленение единого на многое и соединение многого в единое.

 

Первую задачу — самую  важную и существенную — Сократ выполнял прямо — аналитической  цепью вопросов; вторую он редко  брался выполнять прямо, но старался вооружить и возбудить ум слушателя  так, чтобы последний мог сделать  это сам. Это единое и многое обозначает логическое распределение разнообразной  материи по родовым терминам —  при ясном понимании атрибутов, подразумеваемых под каждым термином или им сообозначаемых, — так, чтобы различать те частные факты, к которым он реально применяется.

 

Трудность отделения сократовского  ядра диалектики от содержания, которое  понятие диалектики приобретает  у Платона, состоит в том, что  учение Сократа об общем как о  реальном основании определения  было усвоено Платоном в его теории идей. Зачастую грань между обоими учениями становится неуловимой, и  значение платоновской идеи неопределенно  колеблется между логическим видом  и сущностью.

 

Неотделимость диалектики Сократа  от его учения об определении понятия  надежно засвидетельствована сообщениями  Ксенофонта и опирающегося на него Аристотеля. Ксенофонт не только указывает на значение, которое имело определение понятия в диалектике Сократа, но и отмечает, что именно в определении понятия Сократ видел раскрытие сущности вещи. По сообщению Ксенофонта, само слово «диалектика (dialecesqai)» Сократ выводил из того, что люди, совещаясь в собраниях, «разделяют предметы по родам». «Сократ, — поясняет Ксенофонт, — держался такого мнения: если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это и другим; а если не знает, то нисколько не удивительно, что он и сам ошибается, и вводит в ошибку других».

 

Такое определение понятий  — необходимый путь, ведущий к  диалектике. Поэтому, поучал Сократ, надо стараться как можно лучше  подготовиться к этому и усердно  заниматься этим: «Таким путем люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными  в диалектике». Едва ли не сильнее  всего мысль Сократа о решающем значении определения понятия для  этического поведения человека выражена в диалоге Платона «Протагор». Мысль эту развивает здесь  не кто иной, как сам Сократ, выведенный в числе действующих лиц диалога. Сократ в «Протагоре» — несомненно не просто литературная маска. Диалог написан в то время, когда точка зрения Сократа была и точкой зрения Платона. В одном месте диалога рассматривается вопрос, есть ли в знании сила. способная руководить людьми. Вопрос этот Сократ формулирует чрезвычайно четко: «Ну-ка, Протагор, открой мне вот какую свою мысль: как относишься ты к знанию? Думаешь ли ты об этом как большинство людей, или иначе? Большинство считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать... Несмотря на то, что человеку нередко присуще знание, они полагают, что не знание ими управляет, а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще — страх... Таково ли, примерно, и твое мнение о знании, или ты полагаешь, что знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку?». Особенно большой ошибкой Сократ считает ошибку большинства людей, утверждающих, «будто многие, зная, что лучше всего, не хотят так поступать, хотя бы у них была к тому возможность, а поступают иначе».

 

В ходе развития диалога  Сократ вынуждает своих оппонентов, которым он возражает от своего имени  и от имени Протагора, признать смехотворным их утверждение, «будто нередко человек, зная, что есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает его». Сократ полагает, что во всех случаях, когда перед действующим или определенным к действию человеком возникают альтернативы, выбор производится на основе знания. «Тут во всяком случае речь идет о знании». И наоборот, те, кто ошибается в выборе между благом и злом, «ошибаются по недостатку знания». А ошибочное действие без знания совершается «по неведению». В конце диалога Сократ, начавший с утверждения, будто добродетели нельзя научить, приходит к противоположному утверждению, что «все есть знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество».

 

Вслед за Ксенофонтом и Платоном тесную связь между этическим учением Сократа и его диалектикой — с центральным для нее учением об определении понятия — указал Аристотель. Связь эту Аристотель подчеркнул, желая, по-видимому, выделить исконно принадлежащее Сократу в его нравственном учении, а также попутно выявить сократовские элементы учения Платона. «Так как Сократ, — сообщает Аристотель, — занимался исследованием этических вопросов, а относительно всей природы в целом его совсем не вел, в названной же области [этической], искал всеобщего и первый направил свою мысль на общие определения, то Платон, усвоивши взгляд Сократа... признал, что такие определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал «идеями», а что касается чувственных вещей, то о них по его словам речь всегда идет отдельно от «идей» и в то же время в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям».

 

Впоследствии в трактате «О частях животных» Аристотель напомнил, что в эпоху Эмпедокла «о сути бытия» и об определении сущности не имели понятия, и коснулся этого  впервые Демокрит «не как необходимого для рассмотрения природы, а просто будучи приведен к этому самим делом». «Во времена Сократа, — продолжает Аристотель, — это направление возросло, а исследование природы остановилось и люди философствующие обратились к полезной для жизни добродетели и политике».

 

Таким образом, Аристотель примыкает  к тому взгляду на роль Сократа  в разработке диалектики, которого придерживались Ксенофонт, Платон и школа Платона. Сократ для него, как для Ксенофонта и для членов Академии, — основатель философии понятий, первый философ, признавший, будто «сущность» вещи коренится в понятийном всеобщем. Источником платоновской теории «идей» Аристотель считает указанные Сократом приемы установления общих определений. Из «физиков» (натурфилософов) до Сократа «слегка подошел к этому» только Демокрит, давший определение теплого и холодного. 'Еще раньше это делали для немногих вещей пифагорейцы, поставившие свои понятия в связь с числами.

 

В отличие от всех этих своих  предшественников Сократ, согласно Аристотелю, «занимался вопросом о нравственных добродетелях и впервые пытался  устанавливать в их области общие  определения».

 

Согласно характеристике и оценке Аристотеля, Сократ «правомерно  искал сущность [вещи], так как  стремился делать умозаключения, а  началом для умозаключений является сущность вещи».

 

Поиски общих определений, с помощью которых Сократ стремился  отыскать «сущность вещи», Аристотель прямо связывает с возникновением отсутствовавшей до Сократа диалектики. «Ведь тогда еще не было, —  поясняет Аристотель, — диалектического  искусства, так чтобы можно было, даже не касаясь этой сущности, рассматривать  противоположные определения, а  также — познает ли такие определения  одна и та же наука».

 

В это положение вещей  Сократ внес, согласно Аристотелю, изменение. Оно может быть сведено к двум нововведениям. «По справедливости, — говорит Аристотель, — две  вещи надо было бы отнести за счет Сократа  — индуктивные рассуждения и  образование общих определений».

 

И тут же Аристотель разъясняет, что эти нововведения Сократа, относящиеся  к началам науки, существенно  отличаются от теории «идей», противостоящей учению Гераклита о постоянной текучести  чувственных вещей. Нововведения эти  отличаются от теории Платона тем, что  Сократ не приписывал общему и определениям обособленного от чувственных вещей  существования. Напротив, сторонники «идей» (т. е. Платон и академики) эти стороны «обособили» и подобного рода реальности назвали «идеями».

 

Учение об определении, опирающееся  на понятие об общем, а также учение о доказательстве составляют в философии  Сократа то, что можно было бы назвать ядром положительной  диалектики. Но есть в философии  Сократа также и ядро диалектики отрицательной. Это представление  о роли противоречия в определении  и в выяснении сущности предмета.

 

Отрицательная диалектика

 

Уже элеаты, особенно Зенон, заметили, что открытие противоречия в мыслях о предмете может быть средством, ведущим к познанию истины. Зенон развил ряд доказательств, напоминающих по своему логическому  построению применяемые в математике так называемые «доказательства» от противного». Так, Зенон принимает  — в качестве условного допущения, — что множество вещей мыслимо. Сделав это допущение, он доказывает затем, что из него необходимо вытекают взаимно противоречащие следствия  по вопросам о свойствах элементов  множества и о числе, или сумме, элементов множества. Возникает  ситуация, парадоксальная в логическом отношении. Так как доказательства всех противоречащих друг другу следствий логически безупречны, то необходимо заключить, что в основе их всех лежит общая им всем ложная предпосылка — условно принятое допущение, будто множество вещей мыслимо. Таким образом, эта предпосылка ложна, и множество вещей мыслимо быть не может.

 

Метод аргументации Зенона получил применение в диалектических рассуждениях Сократа. В вопросо-ответной диалектике Сократа часто повторяется и воспроизводится следующее логическое построение. После того как собеседник Сократа дал ответ на поставленный ему вопрос о сущности исследуемого явления, Сократ задает собеседнику следующие — дополнительные — вопросы с таким расчетом, чтобы новые ответы собеседника оказались в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но поправка эта подвергается Сократом новому испытанию, или, как он его называет, «обличению» (elegcein), — возникает противоречие между предыдущим определением и новым ответом. Вновь вносится поправка в искомое определение и т. д.

 

В результате если и не достигается  окончательное истинное определение (обычно именно так и бывает), то во всяком случае получается опровержение целого ряда мнений собеседника как мнений ложных. Прием этот проводится Сократом во множестве диалогов: то опровергается эстетическая теория знаменитого приезжего рапсода («Ион»), то теории посещавших Афины софистов («Протагор», «Горгий», «Гиппий»), то учение представителя какой-нибудь философской школы («Кратил») и т. п.

Информация о работе Сократ