Современная философская картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:16, реферат

Описание

Цель работы: дать общее понятие философской категории «картина мира» и кратко охарактеризовать картину мира как результат развития философии, науки и религии.

Содержание

Введение
1. О понятии «картина мира»
2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

современная философия.docx

— 188.03 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная философская картина  мира

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. О понятии «картина  мира»

2. Картина мира как результат  развития  философии, науки и религии

3. Заключение

Введение

Актуальность. С  изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемых данным уровнем развития общественного  производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, образует картину мира. «Картина мира»  — важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская.

Религиозная картина  мира является самой древней и  наиболее догматической, неизменной. В  свое время она отвечала потребностям человека в объяснении устройства окружающей человека природы, ее происхождения  и появления самого человека. Основанием религиозной картины мира является вера в Творца, обладающего могуществом, достаточным для сотворения мира.

Физическая картина  мира традиционно ограничивается рамками  неживой природы. Она изменяется с развитием научных знаний (механическая картина мира – электромагнитная – квантово-релятивистская). На ее базе строится более общая научная  картина мира, включающая в себя также знания о живой природе  и внутреннем мире человека. Создание научной картины мира, показывающей единство и целостность человека и окружающего его мира. Научная  картина мира чрезвычайно важна  для формирования мировоззрения  человека. Однако научное представление  о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, составляет лишь часть, фрагмент более  общей и фундаментальной философской  категории «картина мира», лежащей  в основании мировоззрения данной эпохи.

Цель работы: дать общее понятие философской категории  «картина мира» и кратко охарактеризовать картину мира как результат развития философии, науки и религии.

1. О понятии «картина мира»

Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное  выяснение смыслов исходных терминов — «мир» и «картина мира». Мир  – это Вселенная во всей ее совокупности форм материи в земном и космическом  пространстве, т.е. все то, что существует вокруг нас.1

Выражение «картина мира» появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что  возможен общий взгляд на мир, что  человек пытается осмыслить мир  в целом и нарисовать в своем  сознании некую картину, отображающую мир.

Картиной  мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира, как  и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся  действительность всегда значительно  богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе  общественно-исторической практики.

В современной философской  и специально-научной литературе он применяется, например, для обозначения  мировоззренческих структур, лежащих  в фундаменте культуры определенной исторической эпохи.

В нашей философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется  не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле —  тогда, когда речь заходит о научных  онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры (Приложение).Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие «картина мира» занимает особое место в структуре естествознания.

Картины мира отводят  человеку определенное место во Вселенной  и помогают ему ориентироваться  в бытии. Они возникают как  в рамках повседневной жизни, так  и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько  картин мира.4

Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой. Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть». Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного. Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир - человек.

У каждой картины  мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии

Упрощенно, можно  представить следующую схему  формирования общей картины мира (рис.1).

Рисунок 1 - Схема  взаимовлияния картин мира

Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир  на самом деле и какое место  занимает в нем человек. Отчасти  эти картины противоречат друг другу, а отчасти взаимодополнимы и способны составлять целое.

В структуру картины  мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) – представлен знаниями, понятиями  и категориями, законами и принципами, и чувственно-образный (обыденно-практический) – совокупностью обыденных знаний, наглядными представлениями о мире, опытом. Их принципиальные различия определяются двумя позициями (табл.1):5

1) основной проблемой,  решаемой каждой из указанных  картин мира;

2) основными идеями, которые предлагают картины мира  для решения своей проблемы.

Картины мира

 

 

 

 

 

 

 

      Виды картины мира

Проблемы картины  мира

     Идеи картины мира

     Религиозная картина мира

     Соотношение  Бога и         чеов  человека

      Божественное творение мира и           ч   

     Философская картина мира

     Соотношение мира и           

       человека

     Различные идеи:  материализм                      

-     идеализм

  • дуализм, плюрализм
  • диалектика, синергетика
  • метафизика, эклектика, реду       кцио-низм, радикализм, механицизм и др.

      Научная картина мира  

     Синтез и обобщение          разно-родных, противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

      Мир, как  совокупность            естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам


Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина  мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в  ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью  и соответствующая определенному  этапу исторического развития.

Главная тема философии  — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской  картины мира можно выделить следующие  виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная  философская картина мира, формирующаяся  на основе обобщения данных  естественных и общественных  наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская  картина мира как система догматически-теоретических  взглядов на мир, в которой  смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Пространство и  время в философской картине  мира выступают как категории  порядка и, следовательно, условия  умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии, философская картина  мира определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим  способом познания мира, философское  мировоззрение носит абстрактный  характер и отражает мир в предельно  общих понятиях и категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь – возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной»и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» – глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.

На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы – неожиданно тесной связи микромира  и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных частиц и глобальных свойств Вселенной. Каждая ступень развивающейся философской картины мира выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается философская картины мира.

Философские картины  мира весьма многообразны, однако все  они строятся вокруг отношений «мир — человек» или «человек — мир». В этом различии присутствуют две  ведущие линии в философском  знании, которые можно условно  назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции  независимо от того, являются ли они  материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что  он так или иначе объективен. Субъективизм в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я — сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница  между объективностью и субъективностью  как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой  в этом случае является вопрос: что  в мире — от нас и что —  от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.

Религиозная картина  мира не существует как целостная  система знаний, так как действуют  десятки и сотни различных  религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина  мира, основанная на символах веры, религиозной  догматике и культах. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.

Информация о работе Современная философская картина мира