Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:16, реферат
Цель работы: дать общее понятие философской категории «картина мира» и кратко охарактеризовать картину мира как результат развития философии, науки и религии.
Введение
1. О понятии «картина мира»
2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии
3. Заключение
Общим положением для
всех религиозных картин мира является
то, что они основаны не на совокупности
истинных знаний, а на знаниях –
заблуждениях и религиозной вере.
Центром любой религиозной
В религиозной картине
мира обобщен и синтезирован религиозный
опыт человечества, в основе которого
лежит представление о
Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.
В различных религиозных конфессиях религиозные картины мира различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
Центральный пункт
любой религиозной картины мира
— образ Бога или богов, представление
о том, что же является высшая истинная
реальность. Земное и небесное, сфера
человеческого и сфера
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.
Основные элементы
научной картины мира: научные
знания о природе, научные знания
об обществе, научные знания о человеке
и его мышления. Она основана на
данных астрономии, физики, химии, биологии
и выступает обычно как антитеза
архаической (прежде всего, религиозной)
картине мира. Методологически она
основана на картезианском
Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить. Наиболее интенсивно научная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.
В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Средичастнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
На протяжении всей
истории религиозная, научная и
философская картины мира находились
в сложных взаимоотношениях. Так,
в средние века не стихали споры
между богословами о
Огромное практическое
значение науки в 20 века сделало
ее той областью знания, к которой
массовое сознание испытывает глубокое
уважение и пиетет. Слово науки
весомо, и оттого рисуемая ею картина
мира часто принимается за точную
фотографию реальной действительности,
за изображение Вселенной такой,
какова она есть на самом деле, независимо
от нас. Однако за привычным, коренящимся
еще в эпохе Просвещения
Во второй половине
20 века стало очевидно, что ни одна
из картин мира не может утвердить
свою истинность и ложность конкурентов.
Проблема заключается в том, чтобы
допустить сосуществование всех
трех картин в едином универсуме человеческого
знания. Этому должен способствовать
методологический и мировоззренческий
плюрализм, основанный на принципах
лингвистической
Заключение
Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Со временем картина
мира видоизменяется, дополняется представлениями
обыденного, религиозного, философского,
эстетического сознания. Для верующего
мир — воплощение божественной гармонии,
для ученого – система
Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивное постижение.
Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.
Философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. В отличие от религиозной картины мира, философская картина мира всегда опирается на научную картину мира как надежный фундамент.