Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:00, реферат
Семья представляет собой социальный институт, основанный на брачных отношениях между мужчиной и женщиной и порождающий права и обязанности между супругами, между детьми и родителями.
Семья – это одна из исходных форм социальной общности людей, ее малая группа, основанная на браке, любви и кровном родстве входящих в неё людей, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.
1. Введение.
2. Типы семей.
3. Современные тенденции в развитии семьи.
4. Заключение.
5. Используемая литература.
В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоиальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т.п.
3. Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности. Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).
К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.
Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.
2.4. Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих членов
Это семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием.
1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая институтами десоциализации детей. К ним относятся криминально-аморальные, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
В криминально-аморальной семье отсутствует элементарная забота о детях. В ней имеют место жестокое обращение с детьми, сексуальная распущенность, вовлечение детей в преступную деятельность.
Типичными проблемами, с которыми сталкивается социальный педагог в такой семье, являются конфликтность супругов, тяжелая эмоциональная атмосфера, социальная дезадаптация детей, раннее бродяжничество, побеги из дома, делинквентное и девиантное поведение детей, их искаженная полоролевая идентификация, низкая самооценка и т.п.
К асоциально-аморальным относятся семьи со стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи прививают детям антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Со временем в таких семьях осложняются взаимоотношения между родителями и детьми, у которых формируются крайне эгоцентрические установки.
2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера. К этому типу семей относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.
В конфликтной семье личные взаимоотношения супругов хронически обострены, отсутствует взаимопонимание. Конфликтные семьи могут быть как скандальными, так и «тихими» (отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать взаимодействия). Конфликтная семья может послужить причиной психической травматизации как родителей, так и детей, их различных асоциальных проявлений.
В педагогически несостоятельных семьях при относительно благополучных условиях (здоровая семейная атмосфера, правильный образ жизни, забота о детях) неверно формируются отношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным отклонениям в поведении детей.
2.5. Типология семьи по видам отношений между супругами
Семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.
1. Семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.
2. Семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств. Для детей атмосфера паритета не может быть признана идеальной. При таких отношениях в семье не хватает эмоций, в то время как эмоциональная связь с родителями детям необходима.
3. Семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве. Однако наличие «семейной состязательности содержит момент нервозности, не всегда полезный для детей. Этот вид отношений в случае отсутствия у супругов выдержки, такта, уверенности в себе может перейти в конкуренцию.
4. В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.
5. Семья с антагонистическими отношениями характеризуется резкими непримиримыми противоречиями между членами семейного союза, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за чисто внешних причин. Семейного единства как такового не существует.
Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом, но особенно плохо они сказываются на детях. У детей формируется отрицательный опыт конфликтной семьи, вредный для их будущей семейной жизни. Дети в таких семьях растут в условиях противоречивых требований матери и отца, что препятствует формированию нормальных брачно-семейных представлений. Духовная атмосфера таких семей лишена мира, покоя, благополучия и стабильности, что мешает нормальному нравственному и психическому развитию детей, у которых возрастает риск нервно-психических заболеваний. В таких семьях дети чаще всего бесконтрольны и безнадзорны, у них снижена способность к социальной адаптации, они не усваивают целый ряд общечеловеческих норм и испытывают противоречивые чувства к своим родителям, вплоть до враждебного отношения к одному из них.
2.6. Типология по стилям семейных взаимоотношений
Семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений.
1. Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза.
2. Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания.
3. Семья с попустительским стилем взаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
2.7.Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза
Гармоничные семьи, дисгармоничные семьи.
Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.
Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.
Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:
1. Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семьях чувство ответственности преобладает над искренностью отношений. За видимостью благополучия скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций отражается на самочувствии. Супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают усталость, бессилие. Нередки приступы тоски, депрессии.
В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.
2. Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.
В вулканических семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира.
3. Семья – санаторий. В такой семье имеет место своеобразная «семейная защита», которая строится вокруг одного члена семьи, чаще всего взрослого. Как правило, один из супругов требует повышенной любви и заботы, он получает при этом какую-то выгоду, создает семейную ограниченность, барьер новому опыту. По отношению к этому супругу вся семья идёт на сознательные самоограничения. В таких союзах ограничен круг общения, сведены к минимуму контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья внешне кажется солидарной, однако в глубинах отношений кроется тревожная зависимость одного из партнёров. Это симбиотически зависимый союз. Один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких всё больше и больше окружать его вниманием.
Если семья «санаторий» для матери или отца, дети лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии, любви. Также дети рано привлекаются к выполнению домашней работы, годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными, зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям.
Когда «санаторным» отношением окружаются братья и сестры, кто-то из других родственников, внутрисемейная позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи внутрисемейными отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей, предпочитаемых форм проведения свободного времени.
Опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей – характерные черты отношения к детям в семьях санаторного типа. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребёнка, при которой возникают невротические срывы. У ребёнка формируется повышенная чувствительность. В подростковом возрасте у таких детей усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Часто у них формируется личность, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.
4. Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.
У супругов в таких семьях возникает ярко выраженное чувство «Мы». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. «Круговая оборона» – бессознательная маскировка душевной пустоты или нарушения сексуальных отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого. Вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена внутрисемейным целям. Эмоциональная атмосфера семьи лишена естественной теплоты и непосредственности.
Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируется непоследовательной гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Отношение к ребенку лишено эмоциональной открытости, искренности. Любовь к нему носит условный характер. Он любим только тогда, когда оправдывает ожидания и выполняет требования семьи.
Подобная семейная атмосфера и тип воспитания ведут к неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда вызывают протестные реакции, провоцируют упрямство, негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребёнка на собственных переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает замкнутость, трудности в общении со сверстниками. Такие дети часто страдают невротическими расстройствами.
Информация о работе Современная семья основные тенденции развития