Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:00, реферат
Семья представляет собой социальный институт, основанный на брачных отношениях между мужчиной и женщиной и порождающий права и обязанности между супругами, между детьми и родителями.
Семья – это одна из исходных форм социальной общности людей, ее малая группа, основанная на браке, любви и кровном родстве входящих в неё людей, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.
1. Введение.
2. Типы семей.
3. Современные тенденции в развитии семьи.
4. Заключение.
5. Используемая литература.
5. Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.
В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и так же быстро забываются. Посторонним демонстрируется любовь и забота о ребенке, который ощущает, что родителям не до него. Часто контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются игрушками, специальным оборудованием для занятий. А воспитание передоверяется детскому саду, гувернёру, школе. Детям даётся «модное» воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.
В театрализованном образе жизни часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки, выпятить достоинства, мнимые достижения. Все это приводит к ослаблению у ребенка самоконтроля, внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.
6. Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.
Так бывает при неподготовленности одного или обоих супругов к выполнению родительских функций. Стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. В контакте с детьми такие родители внушают им чувство неполноценности, без конца фиксируют внимание на недостатках.
Нередки случаи соперничества межу еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Дети в таких семьях вырастают неуверенными в себе, безынициативными, с комплексами неполноценности при усиленной зависимости и подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временную разлуку с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.
7. Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства. Поступки ребенка воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности, чему способствует бессознательная тенденция замедлить процесс взросления, поскольку уменьшение опеки угрожает разрушению семейной группы. Ребенок воспитывается в атмосфере заласканности, восхищения и умиления. Дети в таких семьях несамостоятельны, пассивны. У них часто выражена потребность быть признанными вне семьи, что ведет к демонстративности поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, злобой, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.
8. Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным. Это вызывает у ребёнка растерянность, расщепление его самооценки. У таких детей очень часто развиваются неврозы.
2.8. Типология семьи по типу воспитательных ошибок
1. Семьи с попустительско-
2. Семьи с позицией круговой обороны воспитания строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет родителей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.
3. Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей.
4. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
5. Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родители злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до административно-уголовного наказания родителей.
6. Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».
7. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания, где родители поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
8. Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей.
Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. Причем в процессе жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания социального педагога.
В своей практической деятельности ему нередко приходится работать с семьями, имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно может иметь разные типологические признаки, например, быть молодой, проблемной, асоциальной и т.п. В отношении таких семей социальному педагогу недостаточно иметь информацию о типичных психосоциальных проблемах тех или иных категорий семей. В таких семьях проблемы могут накладываться друг на друга, видоизменяться. Поэтому специалисту нужно владеть методами социально-психологического исследования семьи.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.
Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т. п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т. п. В целом произошедшие изменения И.С Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо – плохо»; он разрешил одни проблемы и создал другие. Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов.
С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия.
В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.
Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.
Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных Партнеров. Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства — отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи – экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.
Во второй половине XIX в. почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачноё общение. Оно, как правило, имеет место в пределах одного социального слоя. Цели предбрачного общения – заключение брака. Молодые люди могут сами договариваться о женитьбе и уведомлять об этом родителей. Экономические мотивы в создании семьи уходят на второй план. Тем не менее родители по-прежнему выступают в качестве защитников интересов семьи в целом. Они участвуют в планировании и организации предбрачного досуга (вечеринки, праздники по поводу именинников и т. п.), акцентируют внимание на ожиданиях семьи относительно будущего детей. Достаточно часто имеет место давление родителей на детей с тем, чтобы они вступали в брак в пределах своего социального слоя. Родители по-прежнему вмешиваются в отношения и расстраивают нежелательные браки, прибегая к угрозам применения экономических санкций.
Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного общения — теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.
Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.
Предположительно это может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим – менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов.
Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию – рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.
Изменение отношения к браку и сексуальному поведению. Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности.
Переосмысление значимости сексуальности означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность – как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака – сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Женщины так же, как и мужчины, стремятся к сексу, желают иметь сексуальные отношения, а не рассматривают их как обязанность, которую им необходимо выполнять по отношению к мужчине. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи. Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение , удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.
Информация о работе Современная семья основные тенденции развития