Современность мифов и мифы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:50, реферат

Описание

В данном реферате преследуются цель изучения могущества мифа. Данная цель достигается при решении следующих задач:
o Рассмотрение понятия мифа;
o Рассмотреть миф как явление культуры;
o Изучения функций мифа;
o Рассмотреть современные мифы, единство прошлого и современного.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…с.2- 3
1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека……………………………………………….………………с.4-8
2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа…………………………………………………………………..с.8-12
3. Функции мифа ……………………………………….……………...с.12-15
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии………………………………………………………..…..с.15-17
5. Миф как единство прошлого и современного...……………………………………….……………...с.17-18
6. Современные мифы……………………….………………………...с.18-25
Заключение………………………………………………………...………….с.26
Список использованной литературы………………………………………...с.27

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Введение………………………………………………………………….…с.2- 3

  1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека……………………………………………….………………с.4-8
  2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа…………………………………………………………………..с.8-12
  3. Функции мифа ……………………………………….……………...с.12-15
  4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии………………………………………………………..…..с.15-17
  5. Миф как единство прошлого и современного...……………………………………….……………...с.17-18
  6. Современные мифы……………………….………………………...с.18-25

Заключение………………………………………………………...………….с.26

Список использованной литературы………………………………………...с.27

 

       Введение.

       Ни  один  духовный  феномен  в  истории  культуры  не  вызывал  такого многообразия  подходов  к  постижению  сущности  и  такого  множества толкований своей природы, как миф. Неустранимость мифа из  истории  познания,  истории  человека  и  культуры,  его  сохранение делают миф весьма привлекательным объектом анализа.

       Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Миф -  это  сказание  о  том,  как «возникли определенные  формы  поведения,  установления  и  трудовые  навыки;  именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения» [1; с. 28].

       В обыденном понимании мифы - это  прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"1.

       Особенно  сильно значение мифологии проявляется  при изучении философских понятий  и исторически сложившейся системы  человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

    В данном реферате преследуются цель изучения могущества мифа. Данная цель достигается при решении следующих задач:

    • Рассмотрение понятия мифа;
    • Рассмотреть миф как явление культуры;
    • Изучения функций мифа;
    • Рассмотреть современные мифы, единство прошлого и современного.

 

    Понятие мифа и мифологии  и их значение в  жизни человека

       Люди, чаще чем думают,

       Живут мифами  

       Н.Бердяев

       Барт

       Миф — это коммуникативная система, котора пытается выдать себя за систему фактов.

       Лосев

       Миф — выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя — того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию.

       Миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое.

       Мелетинский

       Миф — сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвующих прямо или косвенно в создании мира, его элементов как природных, так и культурных.

       Платон

       Миф есть вымысел, получивший признание  всего общества1.

       Миф — суррогатная замена разумного основания некоторого суждения или поступка, когда истинное основание мнения или поступка недоступно в силу своей сложности2.

       Саллюстий

       Миф — это то, чего никогда не было, никогда не будет, но есть всегда.

       Hook

       «У  древних греков всякое культовое  действо состояло из того, что делалось (dromenon), и из того, что произносилось (mythos — миф). Миф обладал магической силой, которая изменяла действительность…»

       Mythodds

       Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальность–миф–ложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры на самом деле тоже могут являться представителями целевых аудиторий с точки зрения других менеджеров».  

       Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

       В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве2. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

       Мифология часто используется в XX веке как  усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

       Мифологическое  мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

       Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

       Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

       Наряду  с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение  от религиозного? Воплощенные в мифах  представления тесно переплетаются с обрядами.

       Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов3.

       Сегодня большинство ученых склоняются к  тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека4. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. 

       Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа.

       Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних  цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

       Воображение древнего человека создало царство  мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

       Миф – не сказка. Сказка – вымысел  и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

       Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

       В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

       Миф — это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Информация о работе Современность мифов и мифы современности