Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:50, реферат
В данном реферате преследуются цель изучения могущества мифа. Данная цель достигается при решении следующих задач:
o Рассмотрение понятия мифа;
o Рассмотреть миф как явление культуры;
o Изучения функций мифа;
o Рассмотреть современные мифы, единство прошлого и современного.
Введение………………………………………………………………….…с.2- 3
1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека……………………………………………….………………с.4-8
2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа…………………………………………………………………..с.8-12
3. Функции мифа ……………………………………….……………...с.12-15
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии………………………………………………………..…..с.15-17
5. Миф как единство прошлого и современного...……………………………………….……………...с.17-18
6. Современные мифы……………………….………………………...с.18-25
Заключение………………………………………………………...………….с.26
Список использованной литературы………………………………………...с.27
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...с.
Введение.
Ни один духовный феномен в истории культуры не вызывал такого многообразия подходов к постижению сущности и такого множества толкований своей природы, как миф. Неустранимость мифа из истории познания, истории человека и культуры, его сохранение делают миф весьма привлекательным объектом анализа.
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Миф - это сказание о том, как «возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения» [1; с. 28].
В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"1.
Особенно
сильно значение мифологии проявляется
при изучении философских понятий
и исторически сложившейся
В данном реферате преследуются цель изучения могущества мифа. Данная цель достигается при решении следующих задач:
Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека
Люди, чаще чем думают,
Живут мифами
Н.Бердяев
Барт
Миф — это коммуникативная система, котора пытается выдать себя за систему фактов.
Лосев
Миф — выражение наиболее цельное и формулировка наиболее разносторонняя — того мира, который открывается людям и культуре, исповедующим ту или иную мифологию.
Миф есть наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, а не наименее реальное, или фантастическое, и не наименее полное, или пустое.
Мелетинский
Миф — сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвующих прямо или косвенно в создании мира, его элементов как природных, так и культурных.
Платон
Миф есть вымысел, получивший признание всего общества1.
Миф — суррогатная замена разумного основания некоторого суждения или поступка, когда истинное основание мнения или поступка недоступно в силу своей сложности2.
Саллюстий
Миф — это то, чего никогда не было, никогда не будет, но есть всегда.
Hook
«У древних греков всякое культовое действо состояло из того, что делалось (dromenon), и из того, что произносилось (mythos — миф). Миф обладал магической силой, которая изменяла действительность…»
Mythodds
Современный
миф — «условно истинное высказывание,
истинность которого выявляется из системного
рассмотрения контекста и аксиологически.
С этой точки зрения древние мифы были
истинными в некотором историческом контексте.
При определении современного мифа важным
является понятийный ряд реальность–миф–ложь.
Если целевой аудитории не известна хотя
бы одна точка зрения, с которой данное
высказывание истинно — это ложь. Если
целевой аудитории известна хотя бы одна
точка зрения, с которой данное высказывание
истинно или оправданно — это миф. Если
со всех точек зрения целевой аудитории
данное высказывание истинно — это реальность.
Из этого определения видно, что непроходимой
границы между реальностью, мифом и ложью
нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения
целевых аудиторий и замыслов менеджеров
социальной и физической реальности этих
аудиторий. Вышеупомянутые менеджеры
на самом деле тоже могут являться представителями
целевых аудиторий с точки зрения других
менеджеров».
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве2. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое
мировоззрение - начальный тип мировоззрения,
который можно назвать
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Наряду
с мифологией существует и религия.
Но чем отличается мифологическое мировоззрение
от религиозного? Воплощенные в мифах
представления тесно
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов3.
Сегодня
большинство ученых склоняются к
тому мнению, что секрет происхождения
мифа следует искать в том, что мифологическое
сознание явилось древнейшей формой понимания
и осмысления мира, понимания природы,
общества и человека4. Миф возник
из потребности древних людей в осознании
окружающей его природной и социальной
стихии, сущности человека.
Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.
Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.
Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Информация о работе Современность мифов и мифы современности