Современные концепции основных картин мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:47, реферат

Описание

Люди всегда стремились сделать для себя понятным тот мир, в котором они живут. Это им необходимо, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, уметь предвидеть наступление различных событий с целью использования благоприятных из них и избежания неблагоприятных, либо сведения к минимуму их отрицательных последствий.

Содержание

1.Мировоззрение человека…………………………………………………1
2. Понятие картины мира……………………………………………………3
2.1Философская картина мира…………………………………….5
2.2Естественнонаучная картина мира…………………………..8
2.3Религиозная картина мира…………………………………...10
3. Глобальный эволюционизм …………………………………………………………………15
4. Синергетика — теория самоорганизации………………………………17
5. Современные концепции основных картин мира…………………….20
6.Список использованной литературы……………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Естественнонаучная картина мира.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

                         Министерство образования и науки РФ

Академия  гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Омская гуманитарная академия» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:  Естественнонаучная картина мира

За 1 курс,  1 семестр

Тема: Современные  концепции основных картин мира

Форма контроля: экзамен 

                Выполнила:

                Студентка  1 курса

                Специальности: педагогическое образование

                Форма обучения: заочная

                Шарова  Светлана Владимировна

                                                                                                       Проверил(а):

                                                                           _____________________________

                Должность, Фамилия И.О.

                                                                           Оценка:______________________

                “____”________________2011г. 

                                           Полтавка  2011 год 
 

                                                Содержание

1.Мировоззрение  человека…………………………………………………1

2 

 

1.Мировоззрение  человека

Люди  всегда стремились сделать для себя понятным тот мир, в котором они  живут. Это им необходимо, чтобы чувствовать  себя безопасно и комфортно в  собственной среде обитания, уметь  предвидеть наступление различных событий с целью использования благоприятных из них и избежания неблагоприятных, либо сведения к минимуму их отрицательных последствий. Познание мира объективно требовало осмысления места в нем человека, особого отношения людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. У человека, таким образом, существует потребность в создании целостной картины внешнего мира, делающей этот мир понятным и объяснимым. При этом в зрелых обществах она выстраивалась на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире, фиксировалась в различного рода теориях. Та или иная картина мира составляет один из элементов мировоззрения, способствует выработке более или менее целостного понимания людьми мира и самих себя. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нем человека, выраженных в жизненной позиции, программках поведения и действиях людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы субъекта в их взаимосвязи. Выделим в структуре мировоззрения наиболее важные элементы.

-Особое место в мировоззрении занимают знания и именно обобщенные знания – повседневные или жизненно-практические, а также теоретические. В этом плане основу мировоззрения всегда составляет та или иная картина мира: или обыденно-практическая, или сформированная на основе теории.

-Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Поэтому кроме знаний о мире в мировоззрении осмысливается также уклад и содержание человеческой жизни, идеалы, выражаются определенные системы ценностей (о добре и зле, человеке и обществе, государствe и политике и др.), получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения и общения.

-Важным элементом мировоззрения выступают нормы и принципы жизни. Они позволяют человеку ценностно ориентироваться в материальной и духовной культуре общества, осознавать смысл жизни и выбиратъ жизненный путь.

-Мировоззрение личности и общественное мировоззрение содержат в себе не только уже переосмысленную совокупность знаний, тесно сопряженную с чувствами, волей, нормами, принципами и ценностями, с дифференциацией на хорошее и плохое, нужное или ненужное, ценное, менее ценное или вовсе не ценное, но и, что особенно важно, позицию субъекта.

Включаясь в мировоззрение, знания, ценности, программы действий и другие его  составляющие, приобретают новый  статус. Они вбирают в себя отношение, позицию самого носителя мировоззрения, окрашиваются эмоциями и чувствами, сочетаются с волей к действию, соотносятся с апатией или нейтральностью, с воодушевлением или трагизмом. В различных мировоззренческих формах по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов миpa с использованием ощущений, восприятий и представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Мировоззрение и картина мира соотносятся как убеждения и знания. Основой любого мировоззрения являются те или иные знания, составляющие ту или иную картину мира. Теоретические, а также и обыденные знания картины мира в мировоззрении всегда эмоционально «окрашены», переосмыслены, классифицированы.

2.Понятие картины мира

     Словосочетание "научная картина мира" подразумевает  некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Безусловно, данная аналогия, как и все прочие, довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом она удачна. А удачные аналогии обладают удивительным свойством — их можно развернуть дальше, подробнее. При этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать такую операцию с "картинами мира". Живописные полотна имеют один существенный недостаток — степень сходства с изображаемым объектом порой бывает далека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность. Человечество подумало и изобрело кинематограф — изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели похожие превращения. Античный ученый мир рисовал свою "картину" с большой долей фантазии и выдумки, но сходство с изображаемым было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная). Нынешняя научная картина мира "оживила" неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию. Описание истории Вселенной со всем ее содержимым потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. В этом и заключается главная принципиальная особенность современной естественнонаучной картины мира — принцип глобального эволюционизма.

     Различают   философскую, естественнонаучную и  религиозную картины мира. Рассмотрим их особенности.

     2.1Философская  картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия, соотнесенности с человеческой жизнью. Картина осознанной социальной активностью, и соответствующая определенному этапу исторического развития.

     В качестве основных структурных элементов  философской картины мира можно  выделить следующие виды знаний: о  природе, об обществе, о познании, о  человеке.

     Знаниям о природе уделяли внимание в  своих работах многие философы прошлого (Демокрит, Лукреций, Дж. Бруно, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др.).

     Постепенно  в сферу философии вошли и  стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, экономические, политические, правовые и другие отношения. Ответы на них нашли отражение в названиях многих сочинений, например: Платон – «О государстве», «Законы»; Аристотель – «Политика»; Т. Гоббс – «О гражданине», «Левиафан»; Дж. Локк – «Два трактата о государственном управлении» и др. Подобно натурфилософам, предвестникам современного естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для конкретных социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и другие).

     Следует отметить, что предметом философского освоения выступал и сам человек, а также мораль, право, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и отношений. В философской мысли данная проблематика нашла свое отражение в ряде философских сочинений, например: Аристотель – «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна – «Книга знания»;   Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе»; Б. Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума»,  «Этика». В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

     а) нерелигиозная философская картина  мира, формирующаяся на основе обобщения  данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

     б) религиозно-философская картина  мира как система догматически-теоретических  взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

     Следует выделить ряд положений, которые  указывают на единство данных картин мира.

     - Данные картины мира претендуют  на адекватное теоретическое  отражение мира с помощью фундаментальных философских понятий, таких как бытие, материя, дух, сознание и других.

     - Знания, составляющие основу данных  картин мира, формируют основы  мировоззрения соответствующего  типа (нерелигиозно-философское и  философско-религиозное).

     -Знания, составляющие основу данных картин  мира, во многом плюралистичны.  Они многозначны по своему  содержанию, могут быть развиты  в самых разные направлениях.

     Содержание  нерелигиозной, собственно философской  картины мира составляют следующие  положения:

     Во-первых, философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они  дополняются теоретическими обобщениями  конкретных наук. Универсальную теоретическую  картину мира философия строит не вместо конкретных наук, а вместе с науками. Философское знание входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания.

     Во-вторых, философское знание, как знание особого  рода, всегда выполняло важную задачу формирования основы мировоззрения, так как исходный пункт любого мировоззрения состоит именно в таких переосмысленных и общих сущностных знаниях, связанных с коренными интересами людей и общества. С древнейших времен в лоне философского знания выкристаллизовывались категории как ведущие логические формы мышления и ценностные ориентации, образующие ядро и каркас мировоззрения: бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, свобода и т.п. На их основе строились мировоззренческие теоретические системы, выражающие концептуальное понимание культуры, природы (космоса), общества и человека. Для философской картины мира характерно единство космоцентризма, антропоцентризма и социоцентризма.

     В-третьих, философские идеи не являются статичными. Это развивающаяся система знаний, которая обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями в самой философии и других науках. При этом сохраняется преемственность познания в силу того, что новое знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает свой прежний уровень.

     В-четвертых, для философской картины мира характерно и то, что при всем многообразии различных философских  направлений и школ, окружающий человека мир рассматривается как целостный  мир сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, противоречий, качественных изменений и развития, что в конечном итоге соответствует содержанию и духу научного познания.

     Философское миропонимание выражает интеллектуальное стремление человечества не просто накопить массу знаний, а понять, осмыслить мир как единый и целостный в своей основе, в котором тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное.

     2.2Естественнонаучная  картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в формах понятий, принципов и законов, дающая целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

     Основные  элементы общенаучной картины мира: научные знания о природе; научные  знания об обществе; научные знания о человеке и его мышлении.

     История развития естественных наук свидетельствует  о том, что в своем познании природы человечество прошло три основных стадии и вступает в четвертую.

     На  первой стадии (до XV в.) формировались общие синкретические (нерасчлененные) представления об окружающем мире как о чем-то целом. Появилась специальная область знаний – натурфилософия (философия природы), вобравшая в себя первые знания физики, биологии, химии, математики, мореплавания, астрономии, медицины и т.д.

     С XV–XVI веков началась вторая стадия. На первый план выступила аналитика  – мысленное расчленение бытия  и выделение частностей, их изучение. Оно привело к возникновению самостоятельных конкретных наук о природе: физики, химии, биологии, механики, а также целого ряда других естественных наук.

     Третья  стадия развития естествознания имеет  начало с XVII века. В Новое время  постепенно стал осуществляться переход от раздельного познания «стихий» неживой природы, растений и животных к созданию целостной картины природы на основе ранее познанных частностей и приобретения новых знаний. Наступила синтетическая стадия ее изучения.

     С конца XIX – начала XX веков естествознание вступило в четвертую, техногенную стадию. Использование многообразной техники для изучения природы, ее преобразования и использования в интересах человека стало главным, доминирующим.

     Основные  черты современной естественнонаучной картины мира:

- Она  строится на познании объектов, существующих и развивающихся  самостоятельно, по своим законам.  Естественные науки хотят узнать мир «таким, как он есть» и поэтому их объект – материальная реальность, ее виды и формы – космос, его микро-, макро - и мега миры, неживая и живая природа, вещество и физические поля.

Информация о работе Современные концепции основных картин мира