Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:47, реферат
Люди всегда стремились сделать для себя понятным тот мир, в котором они живут. Это им необходимо, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, уметь предвидеть наступление различных событий с целью использования благоприятных из них и избежания неблагоприятных, либо сведения к минимуму их отрицательных последствий.
1.Мировоззрение человека…………………………………………………1
2. Понятие картины мира……………………………………………………3
2.1Философская картина мира…………………………………….5
2.2Естественнонаучная картина мира…………………………..8
2.3Религиозная картина мира…………………………………...10
3. Глобальный эволюционизм …………………………………………………………………15
4. Синергетика — теория самоорганизации………………………………17
5. Современные концепции основных картин мира…………………….20
6.Список использованной литературы……………………………………25
- Естественные
науки стремятся отразить и
объяснить природу в строгих
понятиях, математических и иных
исчислениях. Законы, принципы и
категории данных наук
- Естественнонаучное
знание представляет динамично
развивающуюся и
- Естественнонаучная картина мира не включает в себя религиозные объяснения природы. Образ мира (космоса) предстает как единство неживой и живой природы, имеющих свои специфические законы, а также подчиняющиеся более общим закономерностям.
Отмечая роль данной картины мира в мировоззрении, следует обратить внимание на следующее:
– во-первых, в естественнонаучном знании изначально коренится обилие мировоззренческих проблем (проблемы первоосновы мира, его бесконечности или конечности; движения или покоя; проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.). Они, по сути, являются источником мировоззрения;
–
во-вторых, естественнонаучное знание
переосмысливается в
Для
многих людей религиозное
2.3Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Но общим положением на всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиозной вере.
Можно назвать некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.
- Религиозные
знания представляют собой
В религиозных картинах мира Бог представляет собой вечный и неразвивающийся абсолют Истины, Добра и Красоты. Он властвует над всем миром. Однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и чем-либо ограничиваться. Абсолютным всесилием и бессмертием обладают Боги в христианстве и исламе. В буддизме Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он проповедует божественную истину (веры). По множеству богов буддизм представляет язычество.
- В
учении о мире как второй
после бога реальности важное
место в различных религиях
занимает вопрос о его
Небо как обиталище богов, например, в буддизме и христианстве, устроено весьма сложно. Христианство выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов (вестников богов) разных рангов. Признается три иерархии ангелов, в каждой из которых по три «чина». Так, первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» – серафимов, херувимов и престолов.
Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.
- Важное
место в религиозных картинах
мира занимают представления
о времени, которые в разных
конфессиях трактуются
Для христианства социальное время выстроено линейно. История людей – это путь, который имеет свое божественное начало, а затем – жизнь «в грехе» и молениях Богу во спасение, затем – конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного пришествия Христа. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, и направление это предопределено Богом.
Буддизм
оперирует периодами «
Во
многих религиях имеются «судьбоносные»
дни и часы, которые находят
выражение в религиозных
- Все
конфессии рассматривают бытие
человека, обращенного к Богу, но
по-разному определяют его.
Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденногo или теоретического (теолого-догматического) мировоззрения. Знания о сверхъестественном в религиозных картинах мира эмпирически и научно-теоретически недоказуемы и неопровергаемы. Это знания-иллюзии, знания-заблуждения, знания – вера. Они могут толерантно существовать с житейскими и научно-теоретическими светскими знаниями, а могут и конфликтовать, конфронтироваться с ними.
Рассмотренные картины мира имеют общие признаки: во-первых, они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера; во-вторых, выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно переплетены.
К существенным различиям данных картин мира можно отнести:
- Каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер. Она всегда исторически обусловлена временем появления (оформления), своими неповторимыми представлениями, характеризующими уровень познания и освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно отличается от современной философской картины мира.
- Важным
моментом, который делает картины
мира принципиально разными,
- Данные
картины мира выстраиваются (
- Различие
рассматриваемых картин мира
проявляется и в степени их
завершенности. Если
2. Глобальный эволюционизм
Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития. Это принципиально новый для естествознания взгляд на вещи, хотя сама идея эволюции зародилась в XIX в. Наиболее сильно она прозвучала в учении Ч. Дарвина о происхождении видов.
Эволюционное учение оказало сильное влияние на умы современников Ч. Дарвина. Однако перебраться через пропасть, отделявшую науки о живом от наук о неорганическом мире, в XIX в. так и не смогли, ограничившись растительным и животным миром. Классические фундаментальные науки, прежде всего физика и астрономия, составлявшие основу ньютоновской картины мира, оставались в стороне от эволюционного учения. Вселенная в целом представлялась равновесной и неизменяемой. А поскольку время ее существования бесконечно, то вполне вероятно появление в результате случайных локальных возмущений наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией структур (галактик, планетных систем и т.д.). Противоестественным явлением, или артефактом (лат.) Arte — (искусственно + factus. — сделанный), выглядело и появление жизни на нашей планете. Считалось, что такого рода «отклонения» в существовании Вселенной — явления временные, с остальным космосом не связанные.
В ХХ веке все радикально изменилось. Первая крупная брешь в антиэволюционном настрое классической физики была пробита вначале 20-х гг. в результате открытия расширения Вселенной, или ее нестационарности. Но если Вселенная расширяется и галактики как бы отодвигаются друг от друга, то естественно, возникает вопрос: а какие, же силы сообщают им начальную скорость и дают необходимую энергию. Современное естествознание считает, что оно может ответить на этот вопрос теорией Большого взрыва. При этом зарождение Вселенной выводится из ее некоего исходного состояния с последующей эволюцией, приведшей, в конечном счете, к ныне наблюдаемому облику. Эта теория более или менее прочно утвердилась в естествознании в 70-е гг. (однако идея была предложена еще в 40-е гг.). Радикальное обновление представлений об устройстве мирозданья заключается в следующем. Вселенная нестационарная, она имела начало во времени, следовательно, исторична, т.е. эволюционирует во времени. И эту эволюцию протяженностью в 20 млрд. лет, в принципе, можно реконструировать! Таким образом, идея эволюции завладела физикой, химией, космологией.
Информация о работе Современные концепции основных картин мира