Современные концепции основных картин мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 08:47, реферат

Описание

Люди всегда стремились сделать для себя понятным тот мир, в котором они живут. Это им необходимо, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, уметь предвидеть наступление различных событий с целью использования благоприятных из них и избежания неблагоприятных, либо сведения к минимуму их отрицательных последствий.

Содержание

1.Мировоззрение человека…………………………………………………1
2. Понятие картины мира……………………………………………………3
2.1Философская картина мира…………………………………….5
2.2Естественнонаучная картина мира…………………………..8
2.3Религиозная картина мира…………………………………...10
3. Глобальный эволюционизм …………………………………………………………………15
4. Синергетика — теория самоорганизации………………………………17
5. Современные концепции основных картин мира…………………….20
6.Список использованной литературы……………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Естественнонаучная картина мира.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

- Естественные  науки стремятся отразить и  объяснить природу в строгих  понятиях, математических и иных  исчислениях. Законы, принципы и  категории данных наук выступают  мощным орудием дальнейшего познания и преобразования природных явлений и процессов.

-  Естественнонаучное  знание представляет динамично  развивающуюся и противоречивую  систему, которая постоянно эволюционирует. Так, в свете новых открытий  в естествознании значительно  расширились наши знания о двух основных формах существования материи: веществе и физических полях, веществе и антивеществе, о других способах существования природы.

-  Естественнонаучная  картина мира не включает в  себя религиозные объяснения  природы. Образ мира (космоса) предстает как единство неживой и живой природы, имеющих свои специфические законы, а также подчиняющиеся более общим закономерностям.

     Отмечая роль данной картины мира в мировоззрении, следует обратить внимание на следующее:

     – во-первых, в естественнонаучном знании изначально коренится обилие мировоззренческих проблем (проблемы первоосновы мира, его бесконечности или конечности; движения или покоя; проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.). Они, по сути, являются источником мировоззрения;

     – во-вторых, естественнонаучное знание переосмысливается в мировоззрении  личности и общества с целью формирования целостного понимания материального  мира и места в нем человека. Размышляя о космосе и проблемах  наук о природе, человек неизбежно и объективно приходит к определенной мировоззренческой позиции. Например, материальный мир вечен и бесконечен, его никто не создавал; или – материальный мир конечен, исторически преходящ, хаотичен.

     Для многих людей религиозное мировоззрение  выступает своего рода альтернативой по отношению к нерелигиозной философской и естественнонаучной картинам мира. При этом с точки зрения веры бывает сложно разделить религиозное мировоззрение и религиозную картину мира.

     2.3Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Но общим положением на всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиозной вере.

     Можно назвать некоторые особенности  обобщенной современной религиозной  картины мира применительно к  основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

- Религиозные  знания представляют собой знания  – веру или знания-заблуждения  о том, что существует сверхъестественное. Если к нему относиться с  уважением, почитать его, то  человек может получить блага  и милости. Центральный пункт  любой религиозной картины мира – сверхъестественный символ Бога (богов). Бог предстает как «истинная» реальность и источник благ для человека.

     В религиозных картинах мира Бог представляет собой вечный и неразвивающийся  абсолют Истины, Добра и Красоты. Он властвует над всем миром. Однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и чем-либо ограничиваться. Абсолютным всесилием и бессмертием обладают Боги в христианстве и исламе. В буддизме Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он проповедует божественную истину (веры). По множеству богов буддизм представляет язычество.

-  В  учении о мире как второй  после бога реальности важное  место в различных религиях  занимает вопрос о его создании  и устройстве. Сторонники религии  верят, что материальное создано богом, а мир существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада.

     Небо  как обиталище богов, например, в буддизме и христианстве, устроено весьма сложно. Христианство выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов (вестников богов) разных рангов. Признается три иерархии ангелов, в каждой из которых по три «чина». Так, первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» – серафимов, херувимов и престолов.

     Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном мире. Это  пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.

-  Важное  место в религиозных картинах  мира занимают представления  о времени, которые в разных  конфессиях трактуются неоднозначно.

     Для христианства социальное время выстроено  линейно. История людей – это путь, который имеет свое божественное начало, а затем – жизнь «в грехе» и молениях Богу во спасение, затем – конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного пришествия Христа. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, и направление это предопределено Богом.

     Буддизм оперирует периодами «космического  времени», которые носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит «сгорание» Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи людей.

     Во  многих религиях имеются «судьбоносные» дни и часы, которые находят  выражение в религиозных праздниках, воспроизводящих священные события. Верующие выступают, в этом случае, как считается, лично причастными  к великому и прекрасному событию, к самому Богу.

-  Все  конфессии рассматривают бытие  человека, обращенного к Богу, но  по-разному определяют его. Буддизм  видит бытие человека как судьбу  чрезвычайно трагическую, наполненную  страданиями. Христианство на  первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни. Человек в религиозных объяснениях принадлежит к низшим ступеням сотворенного богом мира. Он подчинен закону кармы – взаимосвязи причин и следствий (буддизм), божественному предопределению (христианство), воле Аллаха (ислам). В момент смерти человеческая форма распадается на тело и душу. Тело умирает, но характером своей земной жизни оно определят место и роль души в загробном мире. Поскольку в буддизме земная жизнь – это страдание, постольку высшая цель для человека – «остановить колесо сансары», прекратить цепь страданий и перерождений. Буддизм ориентирует человека на избавление от страстей, если следовать «срединному» восьмеричному пути. Он означает переход от жизни среди страданий к состоянию нирваны – вечного внутреннего покоя, отвлеченного от земной жизни. Христианство рассматривает земное бытие человека, созданного богом по его образу и подобию, греховным из-за несоблюдения божественных заповедей. Драгоценный подарок Бога – жизнь – человек все время употребляет не по назначению: для удовлетворения плотских желаний, жажды власти, самоутверждения. Поэтому всех людей, впереди ждет страшный суд за грехи. Бог определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен строго следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни.

Содержание  религиозных концепций мира составляет основу обыденногo или теоретического (теолого-догматического) мировоззрения. Знания о сверхъестественном в религиозных картинах мира эмпирически и научно-теоретически недоказуемы и неопровергаемы. Это знания-иллюзии, знания-заблуждения, знания – вера. Они могут толерантно существовать с житейскими и научно-теоретическими светскими знаниями, а могут и конфликтовать, конфронтироваться с ними.

     Рассмотренные картины мира имеют общие признаки: во-первых, они своей основой имеют  обобщенные знания о бытии, хотя и  различного характера; во-вторых, выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно переплетены.

     К существенным различиям данных картин мира можно отнести:

- Каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер. Она всегда исторически обусловлена временем появления (оформления), своими неповторимыми представлениями, характеризующими уровень познания и освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно отличается от современной философской картины мира.

- Важным  моментом, который делает картины  мира принципиально разными, является  характер самого знания. Так, философское  знание имеет всеобщий и общий  сущностной характер. Естественнонаучное знание носит преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное, определенная догматичность и символичность. Религиозное знание воспроизводит соответствующий аспект в духовности человека и общества.

- Данные  картины мира выстраиваются (описываются)  с помощью своего категориального  аппарата. Так, терминология естественнонаучного  отображения действительности не  подходит для описания ее с  точки зрения религии. Повседневная  речь, хотя и включается в любые описания, тем не менее, приобретает специфику при использовании ее в естественных науках, философии или богословии. Ракурс конструируемой модели мира требует соответствующего понятийного аппарата, а также совокупности суждений, при помощи которых она может быть описана и доступна для многих людей.

-  Различие  рассматриваемых картин мира  проявляется и в степени их  завершенности. Если философское  и естественнонаучное знание  – это развивающиеся системы,  то этого нельзя сказать о  религиозном знании. Основополагающие  взгляды и верования, составляющие  основу религиозной картины мира, во многом остаются неизменными. Представители церкви по-прежнему считают главной своей задачей напоминать человечеству о том, что над ним существуют высшие и вечные божественные истины.

2. Глобальный эволюционизм

     Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития. Это принципиально новый для естествознания взгляд на вещи, хотя сама идея эволюции зародилась в XIX в. Наиболее сильно она прозвучала в учении Ч. Дарвина о происхождении видов.

     Эволюционное  учение оказало сильное влияние  на умы современников Ч. Дарвина. Однако перебраться через пропасть, отделявшую науки о живом от наук о неорганическом мире, в XIX в. так и не смогли, ограничившись растительным и животным миром. Классические фундаментальные науки, прежде всего физика и астрономия, составлявшие основу ньютоновской картины мира, оставались в стороне от эволюционного учения. Вселенная в целом представлялась равновесной и неизменяемой. А поскольку время ее существования бесконечно, то вполне вероятно появление в результате случайных локальных возмущений наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией структур (галактик, планетных систем и т.д.). Противоестественным явлением, или артефактом (лат.) Arte — (искусственно + factus. — сделанный), выглядело и появление жизни на нашей планете. Считалось, что такого рода «отклонения» в существовании Вселенной — явления временные, с остальным космосом не связанные.

     В ХХ веке все радикально изменилось. Первая крупная брешь в антиэволюционном настрое классической физики была пробита вначале 20-х гг. в результате открытия расширения Вселенной, или ее нестационарности. Но если Вселенная расширяется и галактики как бы отодвигаются друг от друга, то естественно, возникает вопрос: а какие, же силы сообщают им начальную скорость и дают необходимую энергию. Современное естествознание считает, что оно может ответить на этот вопрос теорией Большого взрыва. При этом зарождение Вселенной выводится из ее некоего исходного состояния с последующей эволюцией, приведшей, в конечном счете, к ныне наблюдаемому облику. Эта теория более или менее прочно утвердилась в естествознании в 70-е гг. (однако идея была предложена еще в 40-е гг.). Радикальное обновление представлений об устройстве мирозданья заключается в следующем. Вселенная нестационарная, она имела начало во времени, следовательно, исторична, т.е. эволюционирует во времени. И эту эволюцию протяженностью в 20 млрд. лет, в принципе, можно реконструировать! Таким образом, идея эволюции завладела физикой, химией, космологией.

Информация о работе Современные концепции основных картин мира