Сознание и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:56, реферат

Описание

Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в формировании сознания.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.75 Кб (Скачать документ)

Вариант: 59                   Сознание и язык.

 

Язык - это знаковая система  любой физической природы, выполняющая  познавательную и коммуникативную  функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования  и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в  формировании сознания.

Чем бы ни занимался человек, он непрерывно говорит и даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно говорить точно так же, как ходить, или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью сказать, является ли он врожденной способностью или мы  научимся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.

Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической  и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как средство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как приспосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния сознания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.

Каждый из нас с момента  рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм общения людей. Он использует их в целях передачи своих мыслей другому, в форме письменной или устной речи. Когда речь построена по правилам языка, то она становится понятной другому человеку. Наша речь - это наша индивидуальная способность употребления языка как связной совокупности социально-значимых средств общения. «Дар речи» (выражение выдающегося ученого-языковеда Ф. Соссюра) - это способность, «произрастающая» из психических и телесных глубин человека, имеющая выраженную биогенетическую зависимость и использующая язык. Не вдаваясь в подробности различения речи и языка, укажем на общность их связей, укорененных в истории, культуре, обществе, общении людей, в человеческой психике и теле. Сопряженность языка и сознания, его роль в актах сознания заставляет нас, скорее, говорить о речесознательной деятельности человека. Воплощенный в речи, язык функционирует в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке, в принятии решений, хранении, воспроизведении и передаче своего опыта другим поколениям людей. Тело, его органы, психика и сознание «пропитаны» свойствами речи.

Язык как средство общения  и взаимного понимания людей. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых  существ одарен речью”. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного  человеческому. То немногое, о чем  животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут  стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается  у дельфинов. Животные располагают  и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Так, считается  установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей  из различных пространственных фигур. С помощью комбинирования различных  фигур в целый танец (т.е. благодаря  особому “синтаксису”) пчела “рассказывает” всему рою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к  нему.

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи.  Они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д.  Частичный аналог этому — междометия в человеческом языке.  Либо простым указанием (частичный аналог — указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности и т.п. (частичный аналог — восклицания, оклики, вскрики и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь “оторвалась” вместе с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

 Речь — это деятельность, сам процесс Сущность языка выявляется в его двуедино функции: служить средством общения и орудием общения, обмена мыслями, чувств вами, пожеланиями, целеполаганиямии т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувства и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет задание механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями  при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных  между собой процессов: выражения  мыслей (и всего богатства духовного  мира человека) говорящим или пишущим  и восприятия, понимания этих мыслей, чувств, слушающим или читающим. Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общения с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства,  например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках,  художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они, в конечном счете, так или иначе, переводятся на словесный язык.  Словесный язык - универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так невозможно, минуя язык, “перевести” музыкальное произведение, скажем, в математическую форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и  языка, их тесное родство приводит к  тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение  мысль получает именно в языке. Ясная  по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. “Кто ясно думает, тот ясно и говорит”, —  гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью  языка, письменной речи мысли людей  передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят  от одного поколения к другому

Что значит воспринять и  понять высказанную мысль? Сама по себе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение “люди  обмениваются мыслями посредством  речи” не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. И это осознание зависит  от уровня культуры слушающего, читающего. “...Одно и то же нравоучительное  изречение в устах юноши, понимающего  его совершенно правильно, не имеет  той значимости и широты, которые  оно имеет для духа умудренного  житейским опытом зрелого мужа; для  последнего этот опыт раскрывает всю  силу заключенного в таком изречении  содержания”. Взаимное понимание наступает  лишь в том случае, если в мозгу  слушающего возникают (в силу закрепленного  при обучении языку за определенным словом соответствующего образа —  значения) представления, и мысли, которые  высказывает говорящий. В науке  этот принцип общения носит название принципа «намекания», согласно которому мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.

Магия слова. Обращаясь  к другим людям, говорящий не просто сообщает им свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и т.д. Слово — великая  сила. Острое слово — единственное режущее оружие, которое от постоянного  употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какие роковые  последствия скрываются в наших  словах. Вспомним слова знаменитого  Эзопа: язык — это самое хорошее  и самое плохое на свете — с  помощью языка мы думаем, общаемся, делимся горем и радостью, несем  людям добро, но с его помощью  мы приносим людям зло. Он есть орудие, которым можно ранить и даже убить.

Единство языка и  сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании  они предполагают друг друга, как  внутреннее, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная  основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с  помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо  и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей  мысли. “Образ мира, в слове явленный”. Эти слова Б. Пастернака емко характеризуют  суть единства мысли и слова. Когда  мы прониклись идеей, когда ум, говорит  Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной  подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятии и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек  фиксирует свои мысли, чувства и  благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как в него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, — очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику  структура языка, в конечном счете, отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные у каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем скажем во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышлений детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что  он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода “тиранию”  над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно  переливающиеся, изменчивые, индивидуально  неповторимые, эмоционально окрашенные мысли. Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств. Знаковые системы. Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализирует о том, что горит костер. Но тот, же дым приобретает характер условного знака, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, “обед готов”. Знак — это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы — словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечатки  пальцев, отпечатки ископаемых животных и растений и т.п.); знаки-признаки (озноб— симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т.п.); знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т.п.); знаки-символы (например, двуглавый орел символизирует российскую государственность); знаки-общения — вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика.

Информация о работе Сознание и язык