Сознание как философская проблема. Самосознание. Бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:08, реферат

Описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание

1.Введение …………………………………………………. 3



2. Сознание как философская проблема…………………....5



3. Самосознание и бессознательное…………………….….7



4. Заключение………………………………………………..13



5. Список литература………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Философия..doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

РЕФЕРАТ.

 

По дисциплине "Философия".

 

Тема: «Сознание как философская проблема. 

                                        Самосознание. Бессознательное».

 

 

 

 

       Руководитель: С. А. Яровенко

__________________________

(подпись) (оценка, дата)

Разработала: студентка  ХТФ ЗДО

1 курса, специальность  080400.62

Ю. А. Матюнина

________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

Содержание

 

 

1.Введение   …………………………………………………. 3

 

2. Сознание как  философская проблема…………………....5

 

3. Самосознание и бессознательное…………………….….7

 

4. Заключение………………………………………………..13

 

5. Список литература………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

                                            

 Введение.

 

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места  и роли человека в мире, специфики  его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

В истории философии  исследования проблемы сознания шли  двумя путями. Первый состоял в описании способов, какими вещи даны в сознании (описание феномена, явления сознания). Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, "растягивала" во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его "шагов", как ощущение, восприятие, представление. Философы полагали, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение "Я есть" ("Я мыслю, следовательно, существую", Декарт). Гегель писал, что сознание есть отношение "Я" к миру, но такое отношение, которое доведено до противопоставления и о котором "Я" знает.

Проблема сознания имеет фундаментальные значения при рассмотрении всех остальных  проблем курса  философии.

Сегодня сознание, как многогранную систему, изучают многие дисциплины: психология, логика, кибернетика, информатика, антропология, искусственный интеллект и др.

Человек, как  личность, обладающая сознанием, становится не только соучастником мировых событий, но и активным фактором их организации  и развития.

 

С глубокой древности  мыслители напряженно искали разгадку феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – все достижения человечества были направлены на то, чтобы  раскрыть сокровенные тайны нашей  духовной жизни.

Богословы рассматривают сознание как маленькую искорку величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль  о первичности сознания по отношению к материи. Объективные  идеалисты трактуют сознание как  нечто изначальное: оно не только необъяснимо, что существует вне его, но и само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Материалисты  ищут общее единство между сознанием  и объективным миром, выводя духовное из материального.

Вульгарные  материалисты рассматривали возможность стирание грани между материей и сознанием

В античной философии  сознание - это космический разум.

Французские философы – материалисты объясняли сознание, как функцию головного мозга.

Философы всегда искали связь сознания с идеальным. Сознание объясняли как одно из проявлений идеального. Считали что сознание -  отпечаток мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другие философы пытались доказать связь сознания и  космического, утверждая, что у многих людей возникают предчувствия, которые значительно отражают реальное восприятие.

Процесс формирования образа в сознании - это одновременно процесс выделения человеком  себя из окружающего мира, противопоставления себя этому миру. Имея образ, человек  различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания.

 

 

 

 

 

 

2.   Сознание как философская  проблема

    

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Важнейшим философским  вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к  его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в  мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Сознание возникает  и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

С сознанием  в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление  о самосознании. Самосознание —  это сознание человеком своих  действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа  всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и  целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений  с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Сознание —  это выевшая, свойственная только людям  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

    Сознание – это высшая,  свойственная лишь человеку, форма отражения объективной   действительности.                                                                                                                                                                    Философский словарь.

 

 

                  3. Самосознание и бессознательное.

Сознание как  любое зеркало отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Разновидность сознания – самосознание. Человек четкого различает понятие «субъект» и «объект» («Я» и «не Я»).

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание  есть определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание  предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

     Самосознание  есть сознание, направленное на самого себя: это сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

  Самосознание самим  фактом своего существования  еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

 

    Самосознание  обычно рассматривают лишь в  плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

    Наибольшую  гносеологическую трудность представляет  собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

    Идеалистическая  философия и психология рассматривает  это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

    Имеются  и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную  им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Информация о работе Сознание как философская проблема. Самосознание. Бессознательное