Сознание как философская проблема. Самосознание. Бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:08, реферат

Описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание

1.Введение …………………………………………………. 3



2. Сознание как философская проблема…………………....5



3. Самосознание и бессознательное…………………….….7



4. Заключение………………………………………………..13



5. Список литература………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Философия..doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Необходимо различать два вида неосознанных действий. Это - действия, которые никогда не осознававшиеся  и ранее осозновавшиеся действия. Многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Иногда человек сознательно доверяется бессознательному («внутреннему» голосу, интуиции, предчувствию) когда не может найти более подходящего решения.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных процессами, во влияние которых человек не дает себе отчета.

Можно выделить несколько типов проявления бессознательного:

    - мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими общепринятыми мотивами;

    - стереотипы поведения, доведенные до автоматизации их воспроизведения в привычных жизненных ситуациях и потому неосознаваемые;

     -  чувственная информация, которая остается за порогом сознания по причинам ее привычного, постоянного и систематического восприятия человека;

      - совокупность представлений и мыслей, по разным причинам находящихся вне сферы сознания, вытесненных за него в глубинах психики.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических  процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательное ощущение, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервных систем. Это все проявления биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

В область бессознательного входят:

    1.Психические явления, возникающие во сне (сновидения).

    2.Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально                воздействующими раздражителями. Например: реакция головными болями на магнитные бури.

    3.Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. Бессознательное забывание безразличной и бесполезной для человека информации.

   4.Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и по этому более не осознанными. Например: профессиональные движения машинистки, пианиста и др.

   5.Бессознательные явления могут быть у человека с больной психикой (бред, галлюцинации и т. д.).

  6.Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями. Например («мысли сами лезут в голову»).

Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и  сознание.  В бессознательном, в  отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Разнообразие  форм и проявление бессознательного исключительно велико. В некоторых  случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном  в поведении, деятельности человека.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное.

Сознание и  бессознательность не отделена неприступной стеной. Человеку необходимо уловить, и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.

Современная материалистическая философия рассматривает бессознательное  как неосознанную человеком часть информации, соотносящуюся с сознанием и взаимодействующую с ним. На необходимости исследования сферы бессознательного  больше всего настаивал и, и больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З.Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я(эго) и Сверх – Я (Супер - эго). Под Оно имеется ввиду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания.

Все инстинкты, связанные с ним влечения Фрейд разделяет на две противоположные стороны: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее,  по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающий человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм.  Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает проявление личности как систему внешних запретов и правил (Супер - Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащие импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт. Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.

Сознание создает  различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную  сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может  проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).

Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу  бессознательного и подверг ее профессиональному  анализу. Но он явно преувеличили роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуются разумом, адекватно отражающим логику вещей и событии.

Человек – это, прежде всего сознательное, разумное вещество. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием. Конечно, когда человек спасает утопающего, спасает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, не рассматривает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влиянием интуитивного – эмоционального порыва. Но ведь сама эта эмоция, сформировалась на почве нравственно – воспитанных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной взаимопомощи. Под этим порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Но при этом, признаемся самим себе: разум далеко не всегда господствует над остальными силами нашей души.

        Подсознательное психическое первоначало  Фрейд видел в  сексуальной  энергии. Его ученик Карл Юнг  (1875-1961) считал таковой иеархию архетипов – универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком. Эти образы или. Точнее сказать, символы имеют для человека такое значение, что другой философ Эрнст Кассирер (1874-1945) назвал человека «символическим животным». Символ отличается от знака тем, что не только обозначает определенный предмет, но имеет и другое, более глубокое значение, которое никогда не может быть полностью раскрыто, как никогда нельзя точно вычислить иррациональное число. Такую особенность символа объясняют тем, что его значение уходит в глубину бессознательного. Юнг под внутренним ядром  человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно скорректировать, если понять подсознательные мотивы действий и поставить их на службу высшим устремлениям и ценностям человека.

Современная философия  и психология исходят из того, что  различие бессознательной и сознательной психики не исключает их воздействие, в ходе которого бессознательная информация может быть осознана и, напротив, отдельные элементы сознания могут быть вытеснены в область бессознательной психики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

С появлением сознания у человека возникло  очень много  вопросов.Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания.  В связи с этим, бессознательное в человеке также  претерпело очень сильные изменения. Все эти процессы, а также структуру сознания изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

Философы заметили, что сознание есть не только знания об окружающем мире в виде отображения  материальных связей, но есть еще попытки  овладения языком космоса, понимания  его информационных структур.  Появились  учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания и бессознательного

Философы аристотелевской  школы считали, что космос создал Бог.   

Пифагорийцы обсуждали  вопрос о музыке и математике как  языках космоса.

 Галилей  не сомневался в том, что природа - это Богом написанная книга.    

  С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика - возможностей к разрешению задач и т.д. Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужило основанием для существования точки зрения о связи всех трех  - сознания, космического и бессознательного.                                                                 Стали изучаться уникальные способности человека. Появилось учения о гипнозе, который вскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был наглядным примером связи сознания и бессознательного.

        При изучении данной темы я  встретила самые различные мнения, трактовки  философского определения  сознания, различные философские   представления о соотношении духа и материи и стало понятно, что без изучения различных философских представлений прошлых мыслителей, даже пусть основанных на заблуждениях, невозможно понять сущность любого вопроса, рассматриваемых современной философией.

 

             ИПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

 

1.  Спиркин Л.Г. Философия. Учебник.  М. Гидрарики     2003 г.

 

2.  Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия,

     1983.

 

3.  «Психология бессознательного».  Зигмунд Фрейд, 1990.

 

4.   Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.

 

5. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. № 10.

 

6.   Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11.

 

7.  Горелов А.А. Основы философии Москва АСАДЕМА  2005 г.

 

8.  Росенко М.Н. Философия Гидрарики 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сознание как философская проблема. Самосознание. Бессознательное