Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:08, реферат
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
1.Введение …………………………………………………. 3
2. Сознание как философская проблема…………………....5
3. Самосознание и бессознательное…………………….….7
4. Заключение………………………………………………..13
5. Список литература………………………………………..14
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Необходимо различать два вида неосознанных действий. Это - действия, которые никогда не осознававшиеся и ранее осозновавшиеся действия. Многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Иногда человек сознательно доверяется бессознательному («внутреннему» голосу, интуиции, предчувствию) когда не может найти более подходящего решения.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных процессами, во влияние которых человек не дает себе отчета.
Можно выделить несколько типов проявления бессознательного:
- мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими общепринятыми мотивами;
- стереотипы поведения, доведенные до автоматизации их воспроизведения в привычных жизненных ситуациях и потому неосознаваемые;
- чувственная информация, которая остается за порогом сознания по причинам ее привычного, постоянного и систематического восприятия человека;
- совокупность представлений и мыслей, по разным причинам находящихся вне сферы сознания, вытесненных за него в глубинах психики.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательное ощущение, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервных систем. Это все проявления биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.
В область бессознательного входят:
1.Психические явления, возникающие во сне (сновидения).
2.Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями. Например: реакция головными болями на магнитные бури.
3.Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. Бессознательное забывание безразличной и бесполезной для человека информации.
4.Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и по этому более не осознанными. Например: профессиональные движения машинистки, пианиста и др.
5.Бессознательные явления могут быть у человека с больной психикой (бред, галлюцинации и т. д.).
6.Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями. Например («мысли сами лезут в голову»).
Бессознательное – это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Разнообразие форм и проявление бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное.
Сознание и бессознательность не отделена неприступной стеной. Человеку необходимо уловить, и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.
Современная материалистическая
философия рассматривает
Все инстинкты, связанные с ним влечения Фрейд разделяет на две противоположные стороны: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающий человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает проявление личности как систему внешних запретов и правил (Супер - Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащие импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт. Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.
Сознание создает
различного рода нормы, законы, заповеди,
правила, которые подавляют
Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличили роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуются разумом, адекватно отражающим логику вещей и событии.
Человек – это, прежде всего сознательное, разумное вещество. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием. Конечно, когда человек спасает утопающего, спасает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, не рассматривает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влиянием интуитивного – эмоционального порыва. Но ведь сама эта эмоция, сформировалась на почве нравственно – воспитанных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной взаимопомощи. Под этим порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни. Но при этом, признаемся самим себе: разум далеко не всегда господствует над остальными силами нашей души.
Подсознательное психическое
Современная философия и психология исходят из того, что различие бессознательной и сознательной психики не исключает их воздействие, в ходе которого бессознательная информация может быть осознана и, напротив, отдельные элементы сознания могут быть вытеснены в область бессознательной психики.
С появлением сознания у человека возникло очень много вопросов.Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим, бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Все эти процессы, а также структуру сознания изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.
Философы заметили, что сознание есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания и бессознательного
Философы аристотелевской школы считали, что космос создал Бог.
Пифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса.
Галилей не сомневался в том, что природа - это Богом написанная книга.
С появление естественных
и точных наук стали появляться теории,
объясняющие сознание с разных сторон:
физиология – с точки зрения системы нервных
клеток, генетика–возможностей наследования,
психология – проявления, психиатрия
– нарушений, логика - возможностей к разрешению
задач и т.д. Следовательно, философы подошли
к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели.
Они заметили, что в сознании есть не только
знания об окружающем мире в виде отображения
материальных связей, но есть еще попытки
овладения языком космоса, понимания его
информационных структур. Так появились
учения о связанности человека с космическим
– с помощью сознания или бессознательного.
Что, в свою очередь, послужило основанием
для существования точки зрения о связи
всех трех - сознания, космического
и бессознательного.
При изучении данной темы я
встретила самые различные
1. Спиркин Л.Г. Философия. Учебник. М. Гидрарики 2003 г.
2. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия,
1983.
3. «Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.
4. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7.
5. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. № 10.
6. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11.
7. Горелов А.А. Основы философии Москва АСАДЕМА 2005 г.
8. Росенко М.Н. Философия Гидрарики 2005 г.
Информация о работе Сознание как философская проблема. Самосознание. Бессознательное