Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:49, реферат
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.
Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины
Оглавление.......
Введение.......
Сознание..........
Познание......
Заключение.....
Оглавление.......
Введение.......
Сознание..........
Познание......
Заключение.....
Список используемой литературы.....
Сознание есть продукт высокоорганизованной
материи. Опять же возникает вопрос о природе
самого сознания.
Познание — это отражение
действительности в процессе восхождения
от живого созерцания к абстрактному мышлению
и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают,
что познание есть не отражение действительности,
а конструирование ее моделей, образцов,
в которых присутствует активность сознания
(вспомните феноменологов, их внимание
к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются
диалектически, от одного противоречия
к другому; противоречия — это единство
и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих
вызывает возражение. Каждому известно,
что логика, наука о мышлении, запрещает
противоречия. Познание проблемно, но
непротиворечиво. Закон единства и борьбы
противоположностей, известный, между
прочим, с античности, не пользуется уважением
в современной науке. Дело в том, что содержание
законов физики, биологии, социологии,
других наук нельзя втиснуть в узкие рамки
представлений о единстве и борьбе противоположностей.
Представьте себе на основе закона противоположностей
товарно-денежные отношения. Вам придется
утверждать, что все едины (не могут обойтись
друг без друга), но вместе с тем находятся
в состоянии борьбы (каждый преследует
свой интерес). Вроде бы мы даем правильную
интерпретацию происходящему, но вряд
ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит,
что для понимания товарно-денежных отношений
надо использовать понятия . Для познающего
человека, обладающего сознанием, идея
– это форма отражения внешнего мира,
включающая в себя сознание цели и перспективы
его дальнейшего познания и практического
преобразования. Применительно к познанию
идеи существуют в виде представлений,
понятий и теорий. Идея – одна из важнейших философских категорий
и как таковая выполняет различные задачи:
во-первых, идея выражает умопостигаемое
истинно сущее (Демокрит, Платон, Аристотель),
во-вторых, идея выражает первообраз вещей,
принадлежащий Божественному духу (Бог
творит вещи согласно своим идеям), наконец,
в-третьих, идеи – способ человеческого
познания.
СОЗНАНИЕ
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
В общем смысле сознание временами
также означает состояние бодрствования
и ответную реакцию на окружающий
мир в противоположность
Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.
В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:
Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.
Понятие общественного сознания, его структура
Человек, являясь, по определению Аристотеля,
"общественным животным", призван
жить в обществе самим ходом развития
Материи. Будучи индивидом, он, тем не
менее, все равно представляет собой
некий элемент общества, которое,
в свою очередь, является своего рода
системой, гиперорганизмом, составленным
из некоего количества всякого рода людей,
вынужденных жить в данном социуме. Общественное
сознание представляет собой совокупность
идей, теорий, взглядов, представлений,
чувств, верований, эмоций людей, настроений,
в которых отражается природа, материальная
жизнь общества и вся система общественных
отношений. Общественное сознание формируется
и развивается вместе с возникновением
общественного бытия, так как сознание
возможно только как продукт социальных
отношений. Но и общество может быть названо
обществом лишь тогда, когда сложились
его основные элементы, в том числе и общественное
сознание. Совокупность обобщенных представлений,
идей, теорий, чувств, нравов, традиций,
т.е. всего того, что составляет содержание
общественного сознания, образует духовную
реальность, выступает составной частью
общественного бытия. Но хотя материализм
и утверждает определенную роль общественного
бытия по отношению к общественному сознанию,
однако, нельзя упрощенно говорить о первичности
первого и вторичности другого.
Общественное сознание возникло не спустя
какое-то время после возникновения общественного
бытия, а одновременно и в единстве с ним.
Без общественного сознания общество
просто не могло бы возникнуть и развиваться,
потому что оно существует как бы в двух
проявлениях: отражательной и активно-творческой.
Сущность сознания как раз в том и состоит,
что оно может отражать общественное бытие
только при условии одновременного активно-творческого
преобразования его. Но, подчеркивая единство
общественного бытия и общественного
сознания, нельзя забывать и об их различии,
специфической разъединенности, относительной
самостоятельности. Особенностью общественного
сознания является то, что оно в своем
влиянии на бытие может как бы оценивать
его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать,
через практическую деятельность людей
преобразовывать его.
В этом заключается та исторически сложившаяся
функция общественного сознания, которая
делает его необходимым и реально существующим
элементом любого общественного устройства.
Никакие реформы, если они не подкрепляются
общественным осознанием их смысла и необходимости,
не дадут ожидаемых результатов, а только
повиснут в воздухе.Связь между общественным
бытием и общественным сознанием многогранна
и разнообразна. Отражая общественное
бытие, общественное сознание способно
активно влиять на него через преобразовательную
деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного
сознания проявляется в том, что оно обладает
преемственностью. Новые идеи возни кают
не на пустом месте, а как закономерный
результат духовного производства, на
основе духовной культуры прошлых поколений.
Будучи относительно самостоятельным,
общественное сознание может опережать
общественное бытие или отставать от него.
Например, идеи использования фотоэффекта
возникли за 125 лет до того, как было изобретено
Дагерром фотографирование. Идеи практического
использования радиоволн осуществлялись
почти через 35 лет после их открытия и
т.д. Общественное сознание представляет
собой особый социальный феномен, отличающийся
собственными, свойственными лишь ему
характеристиками, специфическими закономерностями
функционирования и развития. Общественное
сознание, отражая всю сложность и противоречивость
общественного бытия, является тоже противоречивым,
имеет сложную структуру. С появлением
классовых обществ оно приобрело классовую
структуру. Различия в социально- экономических
условиях жизни людей, естественно, находят
свое выражение в общественном сознании.
В государствах многонациональных существует
национальное сознание различных народов.
Взаимоотношения между различными нациями
отражаются в сознании людей. В тех обществах,
где национальное сознание превалирует
над общечеловеческим, верх берет национализм
и шовинизм. По уровню, глубине и степени
отражения общественного бытия в общественном
сознании различают сознание обыденное
и теоретическое. С точки зрения материальных
его носителей следует говорить об общественном,
групповом и индивидуальном сознании,
а в историко-генетическом плане рассматривают
общественное сознание в целом или его
особенности в различных общественно-экономических
формациях.
Ощущуние, сенсорика всегда
более или менее
Опираясь на современную психологическую
литературу, можно выделить несколько
подходов к классификации восприятия.
В основе одной из классификаций восприятия,
так же как и ощущений, лежат различия
в анализаторах, участвующих в восприятии.
В соответствии с тем, какой анализатор
(или какая модальность) играет в восприятии
преобладающую роль, различают зрительное,
слуховое, осязательное, кинестетическое,
обонятельное и вкусовое восприятие. Обычное
восприятие – результат взаимодействия
ряда анализаторов.
Двигательные ощущения в той или иной
степени участвуют во всех видах восприятия.
В качестве примера можно назвать осязательное
восприятие, в котором участвуют тактильный
и кинестетический анализаторы. Аналогично
в слуховом и зрительном восприятии также
участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются
в чистом виде. Обычно они комбинируются,
и в результате возникают сложные виды
восприятия. Основой другого типа классификации
типов восприятия являются формы существования
материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией
выделяют восприятие пространства, восприятие
времени и восприятие движения. Классификацию
основных видов восприятия можно выразить
следующей схемой: Явление ошибочного
(ложного) или искаженного восприятия
называется иллюзией восприятия. Иллюзии
наблюдаются в любых видах восприятия
(зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий
определяется не только субъективными
причинами, такими как установка, направленность,
эмоциональное отношение и т.п., но и физическими
факторами и явлениями: освещенность,
положение в пространстве и др. Более подробно
эта тема освещена в моей контрольной
работе по психологическому практикуму.
Что же может дать нам "априорная" предметность, "построенная" на основе субъективного произвола и поэтому не имеющая никакого отношения к "вещам в себе"? Ведь именно последние в конечном (вернее, было бы сказать - "первоначальном") счете воздействуют на нашу чувственность, и, чтобы жить (а не только рефлектировать"), нужно давать на их воздействие адекватный ответ. Произвол же способности воображения, на первый взгляд, может "продуцировать" лишь совершенно фантастическую и никак не адекватную "вещам в себе" картину. Но это - "на первый взгляд". Придавая случайному сочетанию ощущений, в определенном порядке расположившихся во времени и пространстве, характер необходимости и всеобщности, т. е. закрепляя это сочетание в форме предмета, продуктивная способность воображения тем самым впервые создает этот предмет, вещь-конечно, не "вещь в себе", а "вещь для нас", "феномен", "явление". Естественно, продуцированный на основе произвольного синтеза предмет этот не адекватен "вещи самой по себе". Что это значит? Это значит, что предмет этот является лишь идеальной сущностью, но не реальным существованием. Причем "общезначимость" этой идеальной сущности закрепляется в результате фиксации ("символизации") ее эмпирическими средствами языка. Кстати, здесь следует подчеркнуть, что в противоположность современным позитивистским концепциям, Кант не сводит язык к логическому или семантическому содержанию слов. Согласно Канту, язык как средство выражения вообще - это:
а) тон (модуляция); б) движение (жестикуляция);
в) слово (артикуляция). На основе такого понимания языка Кант строит классификацию искусств: а) музыка,
б) пластика, в) поэзия.
Итак, предмет не адекватен "вещи самой по себе". Он является лишь сущностью, но не существованием,бытием. И тем не менее, это, согласно Канту, тот единственный "объект", который противостоит "субъекту", о котором субъект вообще может иметь представление.
Сразу же возникает множество вопросов. Если придать случайному совпадению данного порядка ощущений характер общезначимости и необходимости (т. е. придать этом ощущениям характер объективного предмета) - если все это есть дело слепого произвола,-то какова же цена этой "общезначимости" и "необходимости"? Но, во-первых. Кант отнюдь не пытается утверждать, что "предмет" - это и есть вне и независимо от нас существующая "вещь в себе". Предмет, согласно Канту, это лишь "явление", продукт субъективной деятельности воображения: это наше, человеческое произведение, хотя здесь необходимо подчеркнуть и то, что "продуктивное" воображение ничего не "продуцирует" в собственном юле этого слова, во всяком случае, ничего не "сочиняет". Его функция заключается лишь в произвольной деятельности синтеза, в возведении случайного эмпирического комплекса в ранг объективного предмета. Но в "-то и заключается его "продуктивность". Ибо произведенный в результате синтеза "предмет" уже больше не дается ни в каких эмпирических комплексах. В качестве необходимого и всеобщего он получает "идеальную" жизнь вне и до всякой эмпирии. Данный вопрос можно рассмотреть с другой стороны. Предмет, несмотря на свой априорный (необходимый и всеобщий) характер, именно потому ,и является лишь субъективным произведением, что в основе синтеза эмпирического содержания чувственности и всеобщих рассудочных форм лежит произвол продуктивного воображения. В противном случае, т. е. если бы в основе этого синтеза лежал не произвол, а нечто само по себе необходимый предмет не был бы просто "явлением", но получил бы двойную характеристику как "веши для нас", так и "вещи в себе".