Сознательное и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:11, реферат

Описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, а в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Введение 3
1. Сознание 4
2. Сознание и бессознательное в личности человека. 6
3. Законы и закономерности обучения 8
4. Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология 10
Используемые источники информации 15

Работа состоит из  1 файл

Сознательное и бессознательное.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведения участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с  тем следует признать, что в  свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память мышление, установки.

Другие бессознательные  явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип  бессознательных явлений - те, о которых  говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений  по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

 

3. Законы и закономерности обучения.

Закономерности   - это устойчивые, существенные  повторяющиеся в определенных условиях взаимосвязи. Закономерности  в образовании определяются как законы при условиях:

а) четкое, объективно устанавливается  связь  в обучении;

б) полностью исследованы формы, виды, характер связей;

в) устанавливаются предлог действия этих связей

Законы закономерности  в обучении главные  компоненты научной теории обучения.

Исторические закономерности  в  обучении:

а) в первобытном общественном строе  накапливались практические знания, опыт  по обучению подрастающего  поколения; обучение шло через практику (закон)

б) в античном  мире – делаются, попытки обобщать практикуобучения. (Платон, Аристотель, Квинтилион) в виде свода рекомендаций.  Сократ об учителе  - помочь родителям, его мысли в  головах  учеников.

в) в средние века – развивалась педагогическая мысль в монашеской жизни, в уставах, мистицизме, схолостики. В XIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознанию и подчинялось законам биологии. Я.А. Коменский и Дж. Локк педагогику определили в 3-х понятиях: общественно-историческом, естественно историческом, психологическом

Американский ученый педагог Торндайк вывел 5 основных законов педагогики:

    1. закон взаимосвязанности,
    2. закон тренировки,
    3. закон  интенсивности,
    4. закон ассимиляции,
    5. закон результативности

С.Т. Шацкий вывел  следующую закономерность, что  ученик  в учебе чем  больше тратит силы, тем больше он приобретает. Ум и чувства должны  быть  в  лад. Интеллект  и социально-эмоциональная  сфера должны помогать друг другу.

В настоящее время  классификация закономерностей обучения.

В центре учебно-воспитательный процесс  на уроке. Его обеспечивают компоненты: дидактический, психологический, кибернетический, организационный, социологический, гносеологический.

Процесс обучения  - система компонентов, отражающие  разные споры  целостного процесса.

Основные понятия: законы  и закономерности  в обучении, компоненты учебно-воспитательного процесса. История развития закономерностей в обучении.

Межпредметные связи: олигофренопедагогика, дефектология, философия, история. 

Важнейшей составной частью дидактики  являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя  на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических  принципов обучения относятся следующие:

  1. направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;
  2. тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;
  3. систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;
  4. доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
  5. наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;
  6. оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
  7. рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
  8. сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
  9. прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

 

 

Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология

Для Л. С. Выготского в его развитии... можно об этом много спорить и говорить... но всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он возвращался много раз в своем творчестве, и фигура человека, который взломал мышление нескольких столетий - фигура Бенедикта Спинозы. По сути дела, сочетание этих двух личностей определило сам стиль мышления Л. С. Выготского, в котором, как сегодня говорилось, не только настоящее, но и будущее психологии. Что же случилось на этом веку? Несколько слов о происходящих событиях. Если бы мы провели простой эксперимент и во многих школах России спросили, по каким направлениям они развиваются, то услышали бы имена прежде всего Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. А последние десять лет иногда можно говорить круглыми категориями, стали десятилетием либеральной доктрины вариативного образования в школе. Доктрина, которая полностью вырастает из исследований Л. С. Выготского конца двадцатых годов. Именно культурно-историческая психология определила логику развития либерального вариативного образования России и создала те миры в школах, которые мы сегодня имеем. Именно культурно-историческая психология произвела, как сейчас предпочитают говорить, серьезнейшую модернизацию в современном мире образования.

Д. Б. Эльконин называет концепцию Выготского не столько  культурно-исторической психологией, а указывает на сам стиль мышления неклассической психологии. Эти заметки, по большому счету, остались неуслышанными.

Неклассическая  психология - это изменение стиля  мышления, которое принесли Спиноза, Выготский, Бор и те исследователи, которые поменяли и ушли от жестко детерминистической картины мира Неклассическая психология вступила, благодаря Выготскому и другим мыслителям, в поединок с идеалом рациональности, который столь четко был проанализирован и изучен в исследованиях Мамардашвили, также любящего работы Выготского.

И вот сегодня  мы имеем еще одну работу, в которой  удивительно ярко говорится о  величии Выготского и сопоставлении  стилей мышления, идущих от Выготского. Эта работа называется (даже название у нее блестящее!.. ) «Торжество несхожести: Пиаже и Выготский». И это пленарный доклад Джерома Брунера в Женеве, который он посвятил Выготскому и Пиаже. В этой работе Брунер повторяет вслед за Бором формулу о том, что противоположность великой истины также может быть истиной, и только противоположность мелкой истины ложна. Это слова Бора Выготский и Пиаже, как противоположности, показывает Джером Брунер, - это не то, что надо вот так объединить, соединить и т. д. Это два разных стиля мышления. Это два разных способа мышления. Это два разных подхода к миру. И, заканчивая свое уникальное исследование, он говорит «Точно также как зрение имеет эффект диспаратности, чтобы видеть глубину мира, нужна несхожесть». Это гимн несхожести разных стилей мышления. И эта несхожесть дает глубину понимания мира

Неклассическая  психология прежде всего взрывает сегодняшний  подход к мышлению, который, благодаря  многим авторам укоренился в нашем  сознании. Я имею в виду К. Леви-Стросса, Ф. Соссюра. По сути, сегодняшнее мышление поражено логикой бинарных оппозиций. И любые схемы строятся именно на бинарных оппозициях. И идеал рациональности опирается на эти логики. И именно эти веши торпедируются, «снимаются» в исследованиях Выготского.

Любое традиционное классическое мышление как рациональное мышление поражено установками европоцентризма и эволюционного снобизма, согласно которым тот, кто был до нас, - примитивнее, проще.

По-иному подходит к этой проблеме Выготский: «Они не проще, они не примитивнее», - говорит  он. В работе Л. С. Выготского, А. Р. Лурии  «Этюды по истории поведения» подзаголовок «Обезьяна Примитив. Ребенок», четко показывает, что эти миры не выше или ниже. Они - другие. Они - иные.

Именно Выготский  предлагает идею иных логик. Отсюда сам  стиль мышления Выготского, столь  близкий по сути дела и Фрейду, и Марку Блоку. Я имею в виду «Школу аналов», французскую историческую школу. Это миропоэтический стиль мышления, который никак не говорит «Убейте рациональное мышление». Логика Выготского, как это показывает и Брунер, по отношению к Пиаже другая. Мы не отбрасываем идеалы рациональности, мы снимаем эти идеалы. И в данной ситуации я хотел бы подчеркнуть, что именно неклассическая психология Выготского, прямо связанная со стилем мышления Бора, Эйнштейна и других, подходит к невероятно различным критическим моментам современных парадоксов и проблем.

Что же это за парадоксы? Один из парадоксов, с которым  работает неклассическая психология, называется «парадокс системности».  Он стоит в следующем Человек  выступает как элемент системы. Как быть, когда элемент входит в систему, но в ряде случаев система входит в элемент. Бывают случаи, когда тот или иной элемент - часть системы, но парадоксальность заключается в том, что сама система вмещается в элемент. Этот парадокс многим казался неразрешимым. Возможный выход из этого мы ищем на путях анализа неклассического мышления, идя вслед за Выготским. Возникает заманчивая аналогия между личностью и той микроскопической частицей, которую известный физик академик Марков назвал «фридмоном». Суть идеи фридмона в том, что элемент -микроскопическая единица - может вмещать в себя, несмотря на малые размеры, целые галактики. Что происходит при этом? Элемент, когда в нем свертываются иные миры, меняет размерность этих измерений и, по сути, начинает наделяться большим числом измерений, чем трехмерное пространство и одномерное время.

Отсюда, от этой логики, неклассической логики, я перехожу к работам Выготского по вращиванию. Иногда интериоризацию понимают примитивно - как переход из внешнего во внутреннее. Нет, никогда об этом не шла речь в работах Выготского. Он четко показывает именно переходы, трансформации миров. В своих работах он показывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние иные миры. Например, Выготский всегда в «Мышлении и речи» говорит о переходе от сукцессивного к симультанному - это уникальный переход от последовательного к одновременному.

Когда мы переходим  от речи к мысли, вот этот прыжок в иное пространство - это как  трансгалактический переход. При этом меняется размерность. Мы от последовательной логики переходим к симультанным мирам. Отсюда мышление сегодняшнего века - это мышление смысловыми пространствами, семантическими в широком смысле слова пространствами и мышление полями. Это логика и Выготского, и Курта Левина.

Второй ход  об этом же свертывании как появлении  иных реальностей. Вспомните, как Выготский  говорит о слипании значений. Ход  через агглютинации. И здесь опять  уникальная вещь, которой мы не помним. Мы часто повторяем «Мойдодыр» (мой-до-дыр) и «Айболит» (ай-болит) и не замечаем, как за этими словами проступает совершенно иное измерение реальности. Вспомните гениальную вещь человека, с которым, увы, мне пришлось прощаться в эту пятницу - Бориса Владимировича Заходера. Его герой называется «Щасвирнус». И все в мире Винни-Пуха делалось таинственным Щасвирнусом. Вот эта агглютинация, это слипание четко выделялась Выготским как один из механизмов свертывания, изменения пространственной реальности. Его пример с Дон Кихотом, с поэмой «Мертвые души» Гоголя демонстрирует, как упаковываются значения и вырастают иные миры.

Отсюда ход  от мира значений - к миру смыслов. Он невероятно важен. Сегодня образование  России, если оно хочет быть образованием, переходит от объяснения, знания - к  интерпретации и пониманию. Оно движется от когнитивной логики Декарта, как это и подсказывал Выготский, к герменевтической, интерактивной, понимающей логике, идущей через Спинозу, Гуссерля и Выготского к современному миру.

Это подчеркивает в своих работах и Джером Брунер. Вот эта уникальность слипания: каждый из нас напичкан вселенными, которые свертываются из социального мира, а потом хлынут потоком в этот мир, рождая новые миры.

В каких мирах  мы живем? Сегодня, здесь и теперь мы полностью чувствуем, что мы можем  жить, существовать в огромном, с  особыми измерениями, мире, который  есть мир Л. С. Выготского.

Но еще одна красивая логика, идущая от Выготского - логика при исследованиях игры - тоже неклассическая логика. В работах по игре Выготский вводит понятие «мнимой ситуации», которое вы хорошо помните. Вот в моих руках работа, которая называется «Культурно-историческая психология Выготского в интернете», где собраны все материалы по исследованиям и подходам к Выготскому на разных страницах интернета. По сути дела, мы сегодня столкнулись с тем, о чем говорил Выготский: есть взаимопереходы между игрой и реальностью, туда и обратно. Мы сегодня уходим в мнимые реальности, в виртуальные миры. И виртуальная реальность не менее сегодня становится осязаемой по неклассической логике, чем другие реальности.

Информация о работе Сознательное и бессознательное