Сравнительный анализ идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:33, реферат

Описание

Цель данной контрольной работы: рассмотреть и сравнить проектов идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2. Произведено сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ моделей идеального коллективистского государства Т.docx

— 36.31 Кб (Скачать документ)

     Ученые  и лица, сведущие в какой-либо отрасли  знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафизик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя:

     Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

     Коллегии  высших должностных лиц подчинены  лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном).

     Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д.

     В Городе Солнца дважды в лунный месяц  созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

     Весьма  оригинальны мысли Кампанеллы о  способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в

     Большом Совете каждый может высказаться  за избрание или против него; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).

     Большому  Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — здесь ему принадлежит решающее слово. Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

     В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

     Кампанелла  порицал аморализм политиков  и тиранов, придумавших понятие "государственная необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие.

     Ведь  никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты". 

     3. Сравнение идеального  коллективистского  государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы. 

     Что же за книги эти были - "Утопия" и "Город Солнца", одна из которых  привела своего автора на плаху, а  другого заставила провести жизнь  в нужде и неволе? "Утопию" Т. Мора и "Город Солнца" Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались  в соответствующих условиях периода  первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями  раннего утопического социализма. В  их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

     Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются  порядки на острове Утопия и в  Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где  все трудятся и нет тунеядцев  и никто не знает, что такое  деньги. У Мора - это остров Утопия, у Кампанеллы - отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме  диалога и от имени некоего  путешественника, случайно открывшего неведомую страну. В обществе, созданным  Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в "Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы, "которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях". И в "Утопии" Мора и в "Городе Солнца" Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм. Сами люди как "перекати-поле", не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот.

     Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатся  спать. а в предрассветные часы устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки. Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково - "одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно, а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные "белые одежды". Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: "Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же - с худыми, а худые - с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга". "Вскормленный грудью младенец передается на попечение" неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии "эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска" и т.д. "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое",  как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии. "Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях". Угощение объедками - "считается одной из величайших почестей". Итак, и у Мора и у Кампанеллы - "производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства". Из этого следует, что человек - не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государство. Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость - где найти такого правителя и столько умных и "совершенно чуждых скаредного корыстолюбия" начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.

     В трудах Мора и Кампанеллы не говорится  о путях преобразования  существующего  общественно-политического строя  в идеальное государство, основанное на общественной собственности и  действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое  выражение мечты народных низов  о лучшем будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Наряду  с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий  буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это  учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени  Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали  будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся  период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к  коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых  бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

     В сочинениях утопических социалистов  были по-новому поставлены вопросы  государства и права К Маркс  называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал  «рассматривать государство человеческими  глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"

     В их работах рассматриваются и  вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации  производства и распределения в  интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и  анализируются многие другие вопросы  внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность

     Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным  мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое  и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.

     Мы  говорим о них как о предшественниках последующего утопического социализма, являющегося продуктом более  высокой ступени развития капиталистического общества. Великие утописты XIX столетия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним  и ссылались на них при разработке своих систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

     1. Анархия, государство и утопия/Под редакцией Роберта Нозика,  Издательство " ИРИСЭН ", 2008.

     2. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Михаила Рассолова, Спб.: Издательство: Юнити-Дана, 2010

     3. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Лазарева В.В., М.: Издательство: "Высшее образование", 2008

     4. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов/ Под редакцией Н. Озаркина, М.: Издательство: Норма, 2007 г.

     5. История политических и правовых учений.Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста, М.: Издательство "Зерцало", 2006.

     6. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980 г.

     7. Мор Т. Утопия. М., 1978 г.


Информация о работе Сравнительный анализ идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы