Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:33, реферат
Цель данной контрольной работы: рассмотреть и сравнить проектов идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Для достижения данной цели, в контрольной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2. Произведено сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.
Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафизик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя:
Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном).
Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д.
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в
Большом Совете каждый может высказаться за избрание или против него; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).
Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — здесь ему принадлежит решающее слово. Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).
В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.
Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, придумавших понятие "государственная необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие.
Ведь
никто не верит ни в Библию, ни
в Коран, ни в Евангелие, а все
ученые и государи суть политики — макиавеллисты".
3.
Сравнение идеального
коллективистского
государства «Утопия»
Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы.
Что же за книги эти были - "Утопия" и "Город Солнца", одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе? "Утопию" Т. Мора и "Город Солнца" Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.
Сюжет
этих книг довольно прост: в них описываются
порядки на острове Утопия и в
Городе Солнца и образ жизни их
жителей. Томас Мор и Кампанелла
пытались создать облик общества,
в котором нет никакой
Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатся спать. а в предрассветные часы устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки. Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково - "одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно, а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные "белые одежды". Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: "Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же - с худыми, а худые - с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга". "Вскормленный грудью младенец передается на попечение" неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии "эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска" и т.д. "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое", как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии. "Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях". Угощение объедками - "считается одной из величайших почестей". Итак, и у Мора и у Кампанеллы - "производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства". Из этого следует, что человек - не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государство. Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость - где найти такого правителя и столько умных и "совершенно чуждых скаредного корыстолюбия" начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.
В
трудах Мора и Кампанеллы не говорится
о путях преобразования существующего
общественно-политического
Заключение.
Наряду
с политическими идеями, превозносящими
и обосновывающими возникающий
буржуазный строй, появляются политические
учения, отрицающие этот строй. Это
учения утопического социализма, выдвинутые
передовыми мыслителями того времени
Томасом Мором и Томмазо
В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"
В
их работах рассматриваются и
вопросы о деятельности-
Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.
Мы
говорим о них как о
Список
использованной литературы.
1.
Анархия, государство и утопия/
2.
История политических и
3.
История политических и
4.
История политических и
5. История политических и правовых учений.Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста, М.: Издательство "Зерцало", 2006.
6. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980 г.
7. Мор Т. Утопия. М., 1978 г.