Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:58, реферат

Описание

1.Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев.
2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм. Период соперничества "ста школ".
3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм.
4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотношении человека, общества и природы.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 2.docx

— 104.31 Кб (Скачать документ)

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати»[20] обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы.[21]Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных»)[22] представляет фигуру Шивы или Рудры.[23][24][25]

Буддизм

Йога тесно связана  с верованиями и практиками индийских религий.[48] В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса.[49][50] В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги»[51]), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы.[52] В этой школе йога практикуется ради достижения просветления.[53]

Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны[50][54]. На Западе дзэн существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство[55]. Это феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики[56]. Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзэна в частности[57]. Тем не менее профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации <…> в один котёл»[58]. Профессор философии и истории религии Г. Дюмулен также указывал, что хотя существуют «внешние параллели» между двумя традициями и их «внутреннее родство», но существуют и отличия в целях и способах практики[59].

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.

Ислам

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма.[63] Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда», («Озеро нектара») ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки.[64]

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В ней утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной ихарамной. Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное.[65] В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр.[66]

Цель  йоги


Конечная цель йоги может  быть совершенно разной: от улучшения  физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши.[1] В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме, конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтхуили Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.

 

Вайшешика

 

Система вайшешики (санскр. वैशेषिक, vaiśeṣika IAST, «отличный, выделяющийся») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика). Она была основана мудрецом Канадой (III—II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

Вайшешика и ньяя


Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Онтология


Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса — бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию — небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

 

Джайнизм

 

Одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику исповеди и, вероятно под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде "философии действия", противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джина осуществил распределение организации своих последователей - как мужчин, так и женщин - на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I, следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: появились шветамбары ("одетые в белое") и дигамбары ("одетые странами света"), каждая из сект настаивала на том, что именно она является аутентичным наследником Джины и ганадхаров. В 1-2 вв. Умасвати кодифицировал как религиозное, так и собственно философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре.В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого рукописи авторитетных текстов были канонизированы. Как и буддийский канон (Трипитака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции (передачи). Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите. Датировка текстов джайнского канона, пополнявшегося во все эти периоды, существенно колеблется. В канон шветамбаров входят: 12 анг (основные "члены"), 12 упанг (дополнительные "члены"), 10 пракирна-сутр ("фрагменты"), 6 чхеда-сутр ("дисциплинарные" сутры), 2 отдельных текста и 4 муля-сутр ("корневые сутры"), но актуально шветамбары признают от 45 до 50 канонических текстов. Среди них наибольшее значение имеют Сутра-кританга и Стхананга-сутра, оба отдельных текста Нанди-сутра и Ануйогадвара-сутра и из муля-сутр - Уттарадхьяяна-сутра, в которых излагаются взгляды как самих джайнов, так и адживиков, буддистов и брахманистов. Сутра-кританга, предназначенная для ограждения джайнов от ложных взглядов, является важнейшим после текстов Палийского канона источником по начальному периоду индийской философии, воззрениям на карму и сансару. Дигамбары считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины давно оборвалась, и признают в качестве канона "четыре веды". Среди них третья - Дравьянуйога - включает философские сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также Таттвартхадхигама-сутру (с толкованиями).

 

Чарвака (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Сочинения Чарваки не сохранились, источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайниз(Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем. Первый был Рокшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили Чарваку огнем своих глаз - то есть магнетически с помощью того, что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом. торой был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до периода Рамаяны, но его учение и школа пережили до сего дня, и он даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.

 

 

Ньяя

 

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит нанезависимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система.Основателем философской системы (даршаны)  "Ньяя"  считается Готама,автор произведения "Ньяя-сутра". Позднее возникла  новая школа — "навья-ньяя" (ХIII в.).Философию "ньяя" рассматривают, например С. Чаттерджи и Д.  Датта,  почетырем направлениям:  теория  познания,  теория  физического мира,  теорияиндивида и учение о Боге.1) Мир существует независимо от сознания, без его правильного познаниянельзя добиться  освобождения.  Знание  бывает  двух  видов:  достоверное —восприятие,  вывод,  сравнение  и  свидетельство,  недостоверное  —  память,сомнение, ошибка, гипотетический аргумент — тарка.   Знание  истинно,  когдаоно соответствует объекту.2) Физический мир состоит из четырех элементов — земля,  вода,  огонь,воздух, они, в свою очередь, состоят из атомов.  Такие простые субстанции,как пространство и время, не возникают и не  разрушаются.  В основном  ньяя пользуются физической теорией вайшешика, которая рассматривает эти вопросы более детально.3) В мире есть также нефизические элементы познания:  воля,  желание и т.д. — те, что принадлежат общей субстанции — душе.  Сознание  не  являетс свойством тела. Душа уникальна в каждом  человеке.  Сознание,  как качестводуши, может существовать отдельно  от  "Я".  Душа,  несознательная  сама  посебе, — это предсознание. Сознание  меняется,  душа  остается  постоянной  инеизменной.  Освобождение  есть  свобода от  оков  тела  и чувств.  Толькоотделившись от тела, душа  достигает свободы от  боли  и страданий.  Надоотказаться от суждений: "Я — это тело  и ум",  тогда человек становитсясвободным от желаний и страстей.4) Бог — это творец  мира,  Ишвара  (господь),  построивший его изматериальных  атомов.  Бог — моральный руководитель,  он  вносит  в   мирморальный порядок.Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя. Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философские тексты.

 

 

Миманса

Миманса.Миманса (санскрит) Исследование. Изучение. Название одной из шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих веды откровением, ниспосланным свыше, священным писанием. Основателем школы считают Джаймини (IV в. до н.э. — III в. н.э.), автор «Миманса-сутры». Адепты школы вели отшельнический образ жизни. Они совершали кровавые жертвоприношения богам и саму жизнь рассматривали как ритуал служениябогу. Одно из названий школы — яджня-видья (религия жертвоприношений). Согласно учению мимансы, при выполнении ритуала в душевозникает особая энергия, которая накапливается и влияет на будущую жизнь. Ритуал (врата) включает человека в единую систему вселенной, сакральной точкой которой становится место совершения ритуала. Высшим благом в мимансе признается достижение Небес (свар-га) и блаженство пребывания в них. Творческий аспект Брахмана отрицается, но, согласно мимансе, Брахман обладаетразумом и волей. Атман определяет благие или неблагие поступки человека. Душа (джива) — бессмертная субстанция, в которой при определенных условиях возникает сознание. Мировой опыт хранится в чистом сознании (ниракаравиджняна). Все в мире регулируется кармой, которая очищается при выполнении ритуала. Эфир (акаша) — носитель звука, сущность которого вечна и проявляется в слышимом звуке. Миманса принимает основные положения философии ньяи ивайшешики. В отличие от ранней мимансы (пурва-миманса), позднюю, опирающуюся не только на веды, но и на упанишады, разработавшую новые психотехники и учения, называют высшей мимансой (уттара-миманса) иливедантой. 

Сакхья

Сакхья.Сакхья Бхава – это культивирование дружеского чувства к Богу. Члены семьи Нанда Гопы культивировали этот вид Бхакти. Арджуна культивировал его. Бхагавата говорит: "О! Какой замечательной является добрая судьба людей Враджи, чьим дорогим другом является совершенный вечный Брахман абсолютного блаженства."Всегда быть с Богом, обращаться с Ним как со своим другом или родственником из собственной семьи, всё время быть в Его компании, любить Его как свою собственную Душу – это является Сакхья Бхавой пути Бхакти. Преданный Сакхья Бхавы берётся с рвением за любую работу для Бога, оставляя собственную, даже самую важную и срочную работу, обретая отношение пренебрежения к своей личной работе, и полностью поглощается любовью к Богу. Как друзья, истинные друзья любят в этом мире? Какое огромное количество любви они отдают друг другу! Такая же любовь развивается по отношению к Богу, вместо того, чтобы быть направленной к человеку. Физическая любовь превращается в духовную любовь. Мирское превращается в вечное.Преданный рассматривает все свои действия не иначе, как действия, совершаемые для сверхчеловеческой задачи. Он всегда делает то, что во всех отношениях нравится Богу. Он всё воспринимает как Бога. Он обращается с каждым, как с принадлежащим к себе. В нём нет ничего эгоистического, ненавистного и изолированного. Он становится единым со всем в своих чувствах. Он любит всё. Всё есть Бог, и Бог является его высшим другом. Он удовлетворён тем, что установлено Богом. Он предельно счастлив, если что-то, принадлежащее ему, становится полезным в служении Богу. Он ощущает, что Бог обладает таким же правом над тем, что принадлежит ему, каким обладает он сам. Он всё совершает с Богом и обращается с Ним не как с высокочтимым и вселяющим ужас надсмотрщиком, а как с приятным и любимым другом. Он страстно желает видеть Бога. Он не хочет оставлять Бога ни на секунду. Он говорит: "Мой Господь, мой Любимый, как я могу жить без Тебя? Мой Бог, где Ты?" Он растворяется в любви к своему любимому. Он считает своё существование и существование того, что принадлежит ему, плодотворным, только если оно полезно для служения Богу, поскольку он не может жить без Бога. Бог является самым сокровенным и самым дорогим его другом. Все друзья могут покинуть человека, но Бог никогда не оставит Своего преданного. Преданный чувствует себя растворённым в океане радости, созерцая, ощущая или думая о Возлюбленном в своём сердце. Простое слушание Его Имени наполняет преданного восторгом и воспламеняет любовь в его сердце. Он вскакивает и восклицает в экстазе. Им овладевает радость, когда кто-то приносит послание от Любимого. Он испытывает муки из-за своей отделённости от Любимого. Он постоянно ожидает встречи со своим Любимым. Это является некоторыми характерными чертами Бхакты, который следует Сакхья Бхаве.

Информация о работе Средневековая философия