Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:58, реферат
1.Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев.
2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм. Период соперничества "ста школ".
3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм.
4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотношении человека, общества и природы.
Веданта
Веданта
- одна из шести главных школ индийской
философии. Словоved-anta значит конец вед.
Первоначально это название относилось
ктрактатам философского и мистического
содержания, помещавшимся в концеВед,
в числе так называемых брахман. Большая
часть этих теософическихтрактатов обозначалась
также как тайное учение - упанишад. Впоследствииэта
древняя ведийская теософия послужила
основанием и священнымавторитетом для
ортодоксальной школы индийской метафизики,
к которой иперешло название веданта.
Иначе она называется uttaramimansa, т.е.вторая
миманза, в отличие от первой, purva-mimansa,
содержащейрелигиозно-
Буддизм
БУДДИ́ЗМ,
древнейшая мировая религия, истоки которой
восходят к деятельности индийского мудреца
Будды (см. БУДДА) Шакьямуни, проповедовавшего в городах
долины Ганга (см. ГАНГ) примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной
организации (даже в рамках одного государства),
ни других централизующих социальных
институтов. Единственным общим для всех
буддистов правилом является право хранить
три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму (см. ДХАРМА)и сангху (см.САНГХА), — что и передавалось
из поколения в поколение практически
по всем странам Южной, Восточной и Центральной
Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы,
России. Согласно этому правилу, 1) Есть Будда
— просветленное, всеведущее существо,
достигшее духовных вершин естественным
образом через развитие ума и сердца в
длинной последовательности перерождений
(сансара (см. САМСАРА)). Главными
из этих вершин являются Просветление
(бодхи (см. БОДХИ)) и Успокоение
(нирвана (см. НИРВАНА)), которые знаменуют
окончательное освобождение (мокша (см. МОКША (в индуизме))) и достижение
высшей цели духовных устремлений в индийской
и других восточных культурах, что недоступно
ни богам, ни святым других религий. 2) Есть Дхарма
— Закон, открытый Просветленным, смысловое
ядро Вселенной, определяющее все процессы,
происходящие в мире, взаимосцепленность
и взаимозависимость всего. Этот Закон
Будда постиг и сообщил ученикам в виде
Слова, текста сутр (проповедей, бесед).
Тексты Закона Будды несколько столетий
передавались изустно. В 80 до н. э. они были
впервые записаны на пали, специально
созданном буддийскими монахами языке
индоевропейской группы (близком санскриту).
Эти писания составили канон школы тхеравадинов
(старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака (см. ТРИПИТАКА), на языке пали — Типитака): Корзина
устава, правил поведения (Виная-питака),
Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака,
на пали — Сутта-питака) и Корзина учений
Закона (Абхидхарма-питака (см. АБХИДХ
Буддизм начинался как движение нищих
и отверженных в условиях распада родо-племенных
отношений и становления раннегражданского
общества. Людям, не нашедшим себе места
в формирующихся социальных структурах,
Будда предложил свой Закон (Дхарма) и
путь спасения от страданий в общинном
братстве, пребывающем вне гражданской
жизни и государственных институтов, но
и не порывающем с ними, окормляющем граждан
духовно и кормящемся от них материально.
Таким образом, жизнь на обочине общества,
в общине (сангхе), монастыре становилась
самым подходящим местом для совершенствования
ума и психики человека.