Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:58, реферат

Описание

1.Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев.
2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм. Период соперничества "ста школ".
3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм.
4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотношении человека, общества и природы.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 2.docx

— 104.31 Кб (Скачать документ)

Веданта 

Веданта - одна из шести главных школ индийской  философии. Словоved-anta значит конец вед. Первоначально это название относилось ктрактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в концеВед, в числе так называемых брахман. Большая часть этих теософическихтрактатов обозначалась также как тайное учение - упанишад. Впоследствииэта древняя ведийская теософия послужила основанием и священнымавторитетом для ортодоксальной школы индийской метафизики, к которой иперешло название веданта. Иначе она называется uttaramimansa, т.е.вторая миманза, в отличие от первой, purva-mimansa, содержащейрелигиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mimansaзначит усидчивое исследование). Время возникновения веданты или второймиманзы, как систематического учения, неизвестно, но во всяком случаепринадлежит к эпохе послебуддийской, так как уже в древнейшемведантийском сочинении - Брахма-Сутре - встречается, между прочим, полемика с буддистами по вопросу ореальности внешнего мира. Названное классическое сочинение ведантизманаписал, по преданию, мудрец Бадараяна (по некоторым - Вьяса), акомментарием снабдил Санкара (или Санкарачарья). О времени жизни первогосовершенно ничего неизвестно, Санкара же, по общепринятому мнению, жилоколо VIII в. по Р. X. По учению веданты (как оно излагается в Брахма-Сутре и комментарииСанкары), источник истинного ведения (vidyа) есть откровение (сruti).Откровением признается здесь все содержание вед, которые произошлираньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записанывпоследствии древними святыми мудрецами (rishi). Как действительнымисточником и авторитетом, ведантийские философы пользуются лишьпозднейшею, теософическою частью вед, т.е. упанишадами. Для пояснения идополнения того, что дано в откровении, служит предание (smriti), кудаотносятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический эпизодв Магабгарате). Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучениесвященного текста не дает само по себе истинного разумения: требуютсяеще иные, предварительные условия. Таковы: 1) различение между вечным иневечным бытием; 2) отречение от всякой внешней награды в сем мире и вбудущем; 3) обладание так наз. шестью средствами: спокойствием духа,умеренностью, отрешенностью, терпением; сосредоточенностью, верою;4)стремление к избавлению. Помимо этих нравственных условий, сохраняютсяв силе и общественные ограничения. 

Буддизм

БУДДИ́ЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды (см. БУДДА) Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга (см. ГАНГ) примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму (см. ДХАРМА)и сангху (см.САНГХА), — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу, 1) Есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара (см. САМСАРА)). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи (см. БОДХИ)) и Успокоение (нирвана (см. НИРВАНА)), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша (см. МОКША (в индуизме))) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий. 2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту). Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака (см. ТРИПИТАКА), на языке пали — Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака (см. АБХИДХАРМА-ПИТАКА), на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. 3) Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.  
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Средневековая философия