Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание

Утверждение христианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в русло новой мировоззренческой системы. Самым непосредственным образом были захвачены этим процессом и все виды художественной деятельности. Фактически началось формирование новой теории искусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период. Отцы Церкви внесли в этот процесс свою весомую лепту.

Содержание

Введение
Общая характеристика эпохи Средневековья
Общая характеристика философии Средневековья
Периодизация Средневековой философии
Учения основных представителей Философии Средневековья
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ. Средневековая философия - копия.docx

— 40.13 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

  1. Введение
  2.  Общая характеристика эпохи Средневековья
  3.  Общая характеристика философии Средневековья
  4. Периодизация Средневековой философии
  5.  Учения основных представителей Философии Средневековья
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средневековье длилось почти тысячу лет - с V по XV век. В этот исторический период произошли огромные изменения  в мировой истории: разрушился колосс Римской империи, затем Византии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.

В этот период в мире происходит очень  много изменений во всех областях развития государств. Не обошли стороной эти изменения и культуру и  религию. У каждого народа в эпоху  средневековья сложилась своя история  развития культуры, влияния на нее  религии.

Во все времена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-то поклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и  это неведомое у всех народов  было свое

Чтобы понять, как происходило влияние  религии на культуру нужно понять, как люди жили в это время, о  чем думали, что их волновало, заботило больше всего тогда.

Утверждение христианства в качестве государственной религии в некоторых  странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в русло новой мировоззренческой системы. Самым непосредственным образом были захвачены этим процессом и все виды художественной деятельности. Фактически началось формирование новой теории искусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период. Отцы Церкви внесли в этот процесс свою весомую лепту.

Общая характеристика эпохи  Средневековья

Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения.  Понятие «Средневековья» впервые было введено в XV веке гуманистами Возрождения.

Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причинами: идеологическим диктатом христианской церкви и глубоко религиозным мировоззрением интеллектуальной элиты того времени. Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира.

Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия. Церковь в средние века стремилась к единовластному управлению обществом и выполняла множество функций, которые лишь гораздо позже перешли к государствам. Она охватывала своими организациями всю Западную Европу и была создана иерархично, как сильная, административно-политическая машина власти. Во главе ее стоял римский первосвященник – Папа, имевший собственное государство, Ватикан, а самому Папе напрямую были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Эти церковные служащие высокого ранга имели реальную политическую власть во всех уголках Европы, отличались строгой дисциплиной, жесткой исполнительностью, фанатизмом и стремлением контролировать все сферы человеческой жизни, включая даже частную, семейную. Их влияние на общество было практически всесильным, что позволяло монополизировать культуру, науку, искусство, образование и жестоко, вплоть до лишения жизни, карать всё, что не соответствовало установлениям христианских догматов. В этих условиях философия хоть и была разрешена Церковью, но разрешена с единственным условием – философия должна была служить задачам богословия, то есть должна была использовать всю мощь своего рационального аппарата только для подтверждения догматов христианства. В наше время общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния, синкретизма христианства с достижениями античной мысли.

Само понятие «средневековье» никак не может быть некой целостностью. Выделяют Раннее, Высокое средневековье и Закат. Каждый период имеет свои особенности духовной сферы и культуры. Примерные временные рамки средневековой философии составляют с II – VI века по XIV век. Если время «исчерпания» средневековой схоластики все исследователи единодушно датируют XIV веком, то в определении времени её возникновения существуют расхождения. Если брать за точку отчёта 529 год – закрытие языческих философских школ императором Юстинианом, то средневековая философия начинается с VI века. Если же принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко II веку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика философии Средневековья

В эллинистическо-римскую  эпоху происходит формирование больших  единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный  правитель или республиканское  правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных  этнических групп, правитель для  усиления власти центра иногда изображался  богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция  к концентрации власти привели к  возрастанию политического бесправия  народа. В таких государствах, в  дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания  полностью бесправные рабы.

Люди обратились к поискам  сверхъестественного в собственном  внутреннем мире. Они искали решение  проблем исключительно тяжелой  жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало  надежду для каждого. Вопреки  политическому бесправию, материальному  неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для  каждого. Земная жизнь, провозглашало  христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце  которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого  пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.

Христианство сыграло  огромную роль в развитии философской  мысли. Оно внесло следующие новые  идеи:

1) Идею «человека как  центра всего»;

2) Идею линейности истории;

3) Представление о Боге  как Личности и Творце.

Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В  пределах теологии как таковой философское  мышление выполняет главным образом  «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает  «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль  ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.

Главенствующей идеей  христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии  Средневековья являются:

1. теоцентризм – центром мира является Бог;

2. монотеизм – единобожие;

3. теодицея – оправдание бога-творца в наличие зла на земле;

4. супранатурализм – все в мире имеет сверхъестественную природу;

5. сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души;

6. ревеляционизм – принцип богооткровенности;

7. креационизм – сотворение мира Богом из ничего;

8. антропоцентризм – человек есть центр Вселенной, венец творения Бога;

9. провиденциализм – божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека;

10. эсхатология – учение о конце мира;

11.  символизм – нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства;

12. экзегез – толкование религиозных текстов;

13. герменевтика – толкование любых текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация Средневековой  философии

Философское знание средних  веков принято условно разделять  на несколько периодов, самые крупные  из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится  на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до  середины II века) – время деятельности  апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами  называли образованных христиан, вставших на защиту христианства  от языческой философии. Для  защиты христианства апологеты  прибегали к помощи античной  и греческой философии, используя  аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую)  и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная  патристика связана с античной  философией сильнее западной. Наиболее  известные деятели восточной  патристики: Григорий Богослов, Афанасий  Александрийский, Иоанн Златоуст  и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика(VII-XIV)

Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие  реализма не имеет ничего общего с  современным значением этого  слова. Под реализмом подразумевалось  учение, согласно которому подлинной  реальностью обладают только общие  понятия, или универсалии, а не единичные  предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя  собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому  человеческий разум в состоянии  познавать сущность вещей, ибо эта  сущность и есть не что иное, как  всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие  понятия есть форма сущностного  бытия. Наиболее известные последователи  реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Рассматриваемый спор между  номиналистами и реалистами можно  представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование  есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для  номиналиста допустимо обойтись без сущности.

Спор номиналистов и реалистов  замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь  общее вообще, независимо от того, где  и как оно существует. Номиналисты  сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между  реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные  вещи внутри своей сущности. Суть этого  взгляда в том, что универсалии  находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое  бытие.

Информация о работе Средневековая философия